19 апреля 2019 в 8:00
Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка

Явная подделка ушла с витрин в подпол. Подводим итоги масляного расследования

Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка

На протяжении трех месяцев на Onliner выходили статьи, посвященные масляному расследованию. В трех лабораториях были проанализированы 35 образцов моторных масел пяти всемирно известных брендов. В 26 случаях эксперты сделали однозначное заключение об отличии образцов из подозрительных канистр от эталона. Ситуация не требует особых комментариев. Дело за правоохранительными органами. Отсутствие же информационного повода с их стороны говорит о том, что на данный момент тема исчерпана. Этой публикацией мы решили подвести итоги, раскрыв некоторые ранее не размещавшиеся сведения.

Суд и читатели

Напомним бэкграунд. В прошлом году один из импортеров инициировал проверку моторного масла, предоставив в Государственный комитет судебных экспертиз семь образцов: две канистры (Elf Evolution 700 STI 10W-40 и Total Quartz Ineo ECS 5W-30) были ввезены официальными поставщиками, а пять аналогичных банок были куплены в торговой сети.

Выводы экспертов оказались такими: состав двух образцов (эталонных, предоставленных официальными поставщиками) характерен для синтетического масла, состав пяти остальных — для минерального.

После получения результатов экспертизы были инициированы судебные заседания. А затем последовало закономерное решение: оштрафовать индивидуального предпринимателя и общество с ограниченной ответственностью, уличенных в хранении «масел, отличающихся по составу от оригинальных», на 50 и 100 базовых величин соответственно, а партию канистр как предмет административного правонарушения изъять.

Как сказано в судебных материалах, на складе в Колодищах (Минский район) у ООО «Город масел» обнаружено 224 банки масел Elf и Total, у ИП Грунтова — 3662 банки. Очевидно, в данном случае речь идет не о мелких продавцах.

Во время судебного заседания Грунтов пояснил, что не знал о несоответствии реализуемых им масел Total и Elf оригинальным. Представители ООО также отрицали нарушение законодательства.

Жалобы ИП Грунтова и ООО «Город масел» остались без удовлетворения, решения суда Минского района вступили в силу, в Верховном суде они не обжаловались, сообщили нам представители импортера.

Не исключено, что это осталось бы без должной огласки. Но в редакцию Onliner все чаще стали приходить письма от автомобилистов с жалобами на некачественное моторное масло. Невозможно было не связать эти события, и мы приняли решение провести собственное расследование.

Но мало просто купить банки и сравнить их внешний вид (тем более что это, как мы убедились, не имеет особого смысла). Наше мнение относительно проведения подобных испытаний остается прежним: заключение должны делать эксперты уполномоченной лаборатории.

Всякого рода бытовые опыты, во-первых, могут быть необъективными, ненаучными, а во-вторых, вряд ли будут приняты в качестве доказательства судом.

Поэтому было решено обратиться в Государственный комитет судебных экспертиз, непредвзятость и объективность выводов которого закреплена законодательно.

Невиданный демпинг. Предпосылки очевидны

Нам нужен был партнер, который помог бы в проведении расследования. Почему именно «Армтек»? Это мультибрендовая компания, которая является официальным дилером в Беларуси девяти производителей масел, импортируя также продукцию тридцати брендов смазочных материалов. Она напрямую заинтересована в защите рынка от подделок.

В «Армтек» тоже заметили изменение поведения продавцов (на рынках и в торговых центрах), которые ранее обычно приобретали официальную продукцию, но затем вдруг отказались от закупок. Что произошло? Выяснилось, что многим «ипэшникам» по электронной почте поступил заманчивый прайс-лист с ценами значительно ниже, чем у официалов. Существенная часть сделала выбор в пользу экстремально дешевого продукта.

Это позволило продавцам начать невиданный демпинг. Фактически покупателям моторного масла предлагались оптовые цены. Но не может же в самом деле индивидуальный предприниматель работать себе в убыток! Это абсурд...

Как говорят специалисты, на оригинальном продукте средняя розничная наценка составляет 20—25%, в случае с отдельными брендами она может достигать 40—50%. Если же речь идет о заведомо поддельном продукте, то продавец к этой наценке получает дополнительные 20%.

Подозрения вскоре подтвердились. «Экселевский» прайс-лист, рассылаемый различным ИП, ООО и ЧТУП, имеет ассортимент, ограниченный рядом производителей (Total, Shell, Elf, Castrol, Mobil), а также оригинальные масла BMW, Toyota, Nissan, Mazda и VAG.

Именно продукцию из «группы риска» мы решили закупать на рынках и в специализированных торговых центрах. В некоторых точках у нас спрашивали напрямую: «Вам масло французского или российского разлива?» Это при том, что, например, завод Total в РФ на тот момент продукцию еще не выпускал, поскольку был открыт только в октябре 2018-го (репортаж можете прочитать здесь).

Впоследствии купленные банки и канистры были переданы для экспертизы. Всего во время расследования были проанализированы 35 образцов моторных масел Total, Elf, Mobil, GM и Liqui Moly (помимо эталонов). В 26 случаях было выявлено несоответствие. В заключениях обычно содержалась политкорректная фраза «по основному химическому составу не соответствует образцу, представленному в качестве эталона».

Акцизополучателями подозрительных канистр чаще всего были ООО «Город масел» и «Белтехноойл», а также ИП Рунцо.

Знали ли продавцы о том, что продают? На наш взгляд, да! Как минимум догадывались...

Нужно отметить, что во время контрольной закупки мы встретили несколько порядочных продавцов, которые горячо рассказывали о признаках контрафакта. В условиях нечестной конкуренции им приходится несладко, но они остаются верны принципам. Браво!

Кстати, по нашим сведениям, по рынкам по-прежнему ходят молодые ребята, которые разносят бумаги с прайсами. А там уже знакомая таблица в Excel. Правда, другие источники говорят: «Если раньше контрафактчикам приходилось искать рынок сбыта, то теперь наоборот. Вести себя они стали тише — уже нет холодных звонков, прайсами не забрасывают. Но тот, кто ищет, всегда найдет».

Подозрительные канистры убрали с витрин в подпол

Одним из главных результатов расследования считаем повышение уровня информированности автомобилистов. Многие ли знали о таком инструменте, как электронный банк данных бланков документов? Теперь да.

После первых публикаций в комментариях описывали характерную реакцию, увиденную на одном из авторынков: «Покупатель решил проверить акциз канистры, которую ему вручали со словами „у меня только оригинал“. Действия продавца были чересчур показательными: увидев в руках клиента смартфон с открытой вкладкой банка данных, с нецензурной бранью он схватил емкость с маслом и спрятал под прилавок».

Говорят, сейчас практически любой разговор между покупателем моторного масла и продавцом начинается с вопроса: «Оригинал?»

Даже в проверенных магазинах, которые закупают только легальные продукты, постоянные клиенты стали требовать доказательств. Приходится сверять акцизы, показывать перечень сопроводительных документов и пр. Тяжело? Да. Понимаем, что невольными заложниками ситуации стали в том числе честные продавцы. Но в конечном счете выиграют именно они.

Затем в ход идут доказательства. Когда потребитель на рынке узнает цену на легальный продукт (он-то привык к демпинговой стоимости), то, как правило, высказывает недоумение, и ему предлагают более бюджетные варианты.

Может показаться, что цены на моторные масла поднялись. На самом деле нет. По данным компании «Армтек», стоимость оригинального масла Elf с июля 2017 года в белорусских рублях выросла в среднем на 5%.

Просто с интернет-площадок и прилавков офлайн-магазинов ушел явно контрафактный продукт, который продавался по заниженной стоимости.

Конечно, мы не можем утверждать, что контрафакта теперь нет. Но если раньше он стоял на виду, прямо на лицевой витрине, то теперь все изменилось, такая продукция ушла в подпол. Давление со стороны клиентов налицо. Это ли не главный результат?

Не только редакция Onliner получала фидбэк. Многие честные магазины и станции по замене масел тоже ощутили эффект в виде отзывов. Просто приведем один красноречивый пример. В Минск позвонил автовладелец из Мордовии, который купил канистру масла в Беларуси. Прочитав статьи, он решил проверить подлинность по акцизу. Разумеется, ему помогли.

Впрочем, была и другая реакция, скорее тревожная. Часть читателей решила, что ничего опасного в фальсификате нет. Да, где-то показатель хуже, где-то имеется несоответствие данным на этикетке, но в целом ездить можно. Понятное дело, что в канистры залит не гудрон, иначе это было бы слишком очевидно. Но мы об этом и не говорили.

Речь всегда шла о том, что покупателей обманывают, продавая с виду оригинальный товар известных брендов, а по факту — продукт непонятного происхождения с заведомо худшими свойствами. Отсюда проблемы с заведением двигателя, снижением уровня масла и пр. В долгосрочной перспективе использование контрафакта грозит капремонтом мотора.

Какой смысл проверять заведомо оригинальный товар?

В процессе расследования возник вопрос: кому это выгодно? Кто покровительствует столь масштабному бизнесу? Ведь не может он существовать просто так... Впрочем, нашу теорию заговора легко развеяли сотрудники компании «Армтек»: «Объем рынка поддельного масла в Беларуси по некоторым оценкам может достигать 5 миллионов евро в год. Это слишком мало, и вряд ли кто-то из больших и влиятельных людей обращает на него внимание, есть более лакомые куски».

В то же время, по словам специалистов, поставки явно идут с востока. «Вероятнее всего, в Беларусь импортируют уже расфасованную продукцию, которую транспортируют на фурах, — считают эксперты. — Каждая может перевезти около 18 тысяч литров техжидкости. Разумеется, у нас нет данных о поставках поддельного моторного масла. Предположим, что к нам завозят 10 фур в месяц. Тогда выходит, что объем рынка поддельных масел составляет около 5 миллионов евро».

Нужно ли говорить, что подобную продукцию пытаются максимально легализовать? У шофера или экспедитора при себе наверняка окажутся товарно-сопроводительные документы, в частности декларация соответствия Таможенного союза. Да, если копнуть, то выяснится, что она применяется неправомерно. Но на первый взгляд — никаких претензий.

На расследование отреагировали не только на авторынках и в торговых центрах. В правительстве также обратили внимание на ситуацию. Поступило распоряжение разобраться. Кое-кто подошел к этому очень формально. Например, нам достоверно известно, что в одну из лабораторий поступили три банки моторных масел (две Mobil и одна Sintec).

Причем акцизы на всех канистрах указывали на официальных поставщиков. Какой смысл проверять заведомо оригинальный товар? Зато можно отчитаться перед руководством: в 100% случаев товар соответствовал оригинальному.

Правоохранительные органы также обратились к нам за информацией. Не можем говорить обо всем, что известно, дабы не навредить расследованию. Но знаем об определенных действиях, последовавших после этого. Так что запасаемся терпением.


На текущий момент можно констатировать, что масляное расследование Onliner завершено. Однако мы готовы вернуться к данной теме, если появится достойный информационный повод.

Благодарим за помощь в проведении расследования компанию «Армтек», которая является официальным поставщиком ряда моторных масел.

синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, допуски API: SL; CF, 5 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, 5 л

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by