Совсем недавно на борисовской трассе мы проводили «Разбор...». Ситуация с тех пор практически не изменилась, но наш читатель назвал повод еще раз выехать на эту дорогу. По словам Дмитрия, на одном из перекрестков (точнее, их там два) возле Смолевичей водителей, поворачивающих налево, буквально сталкивают лбами. О том, что аварийные ситуации случаются, говорят следы экстренного торможения на асфальте. Разбираемся в проблеме: как безаварийно разъехаться и возможно ли?
Наш читатель по имени Дмитрий обратил внимание на проблему, ставшую темой очередного выпуска «Разборов...». Мужчина часто ездит по борисовской дороге (официально она называется Р53 Слобода — Новосады), и организация движения на одном из перекрестков вызывает у него бо-о-ольшие вопросы.
— С одной стороны трассы находится ул. Комсомольская Смолевичей, с другой — ул. Центральная деревни Кривая Береза, — объясняет Дмитрий. — Вроде бы обычный перекресток, но если увеличить масштаб карты, то можно понять, что на самом деле их два, а расстояние между ними очень маленькое, и это сбивает с толку...
По мнению нашего читателя, нанесенная в этом узле разметка усугубляет ситуацию, сводя в одной точке встречные автомобили, водители которых планируют поворот налево.
— Лично я, подъезжая к этому перекрестку со стороны Минска, молюсь, чтобы никому из встречных водителей не нужно было в этот момент поворачивать к Смолевичам, — признается водитель.
Дмитрий делится наблюдениями: «События обычно разворачиваются по двум типичным сценариям».
Первый (редкий). «Подъехав к повороту к деревне Кривая Береза (со стороны Минска) с минимальной скоростью, включенным левым указателем поворота и, что важно, оставаясь в своей полосе, притормаживаю и пропускаю встречные автомобили. То же самое делает водитель встречного авто. В таком случае непонятно, как быть дальше. Ситуация патовая, поскольку поворот к Смолевичам находится на тридцать метров дальше», — описывает проблему автомобилист.
Если же водители стараются выполнять требования разметки в частности и ПДД в целом, то они парализуют попутное движение. Остальные автомобилисты начинают их объезжать, принимая правее. Пока двое встречных пытаются выполнить задуманное, то есть разъехаться и повернуть налево.
Второй (распространенный). Этот сценарий Дмитрий называет аварийным. Водитель, движущийся со стороны Минска и планирующий поворот налево к д. Кривая Береза, останавливается прямо на встречной полосе. А оттуда другой водитель пытается тоже повернуть налево, только к Смолевичам.
— Ни один из встречных водителей не имеет понятия, в каком именно месте этого перекрестка (на самом деле двух) судьба столкнет их лбами, — подчеркивает читатель. — Тут имеет значение, кто первым занял место. Но может сложиться ситуация, когда оба автомобиля движутся до предела и останавливаются где придется.
Без выезда на место представить, что имеет в виду читатель, сложно. Но когда оказываешься на перекрестке, все сразу становится понятным.
Водители, пытающиеся повернуть налево, похоже, воспринимают этот узел как одно пересечение и пытаются разъехаться правыми бортами. Когда становится очевидно, что это невозможно, продолжают движение дальше. А затем уже как получится выполняют задуманный маневр.
— Действительно, создается впечатление, что водители воспринимают узел как один перекресток со смещением, — соглашается Юрий Краснов. — Однако по ПДД это два пересечения. А значит, для поворота налево нужно выезжать на центр своего перекрестка и совершать маневр. Но существующая разметка этого не учитывает. Более того, создаются предпосылки, чтобы водители ехали друг другу в лоб.
О чем речь? Для направления из Минска в Жодино из крайней левой полосы разрешен поворот налево и движение прямо. Иногда ряд останавливается, поскольку выполнить левый поворот сразу не всегда возможно.
— Разумеется, водители не ждут и начинают объезжать тех, кто поворачивает налево, движутся по крайнему правому ряду, из которого, к слову, разрешен только поворот направо, — продолжает ведущий рубрики. — Еще один немаловажный фактор: тут горочка. Съезжая с нее, водители не сразу замечают впереди автомобиль с левым поворотником, а потом судорожно пытаются уйти от столкновения и берутся правее.
Порой это происходит в экстренном режиме, о чем говорят характерные следы торможения на асфальте.
— В принципе, обзор не такой уж плохой, — садится за руль Юрий Краснов. — Но если не знать особенностей перекрестка и подъезжать к нему на высоковатой скорости, то можно попасть в приключение... Вот прямо навстречу движется BMW. Как нам разъехаться? Сзади тем временем приближается попутка. Получается, мне нужно и вперед смотреть, решая, как разминуться в таких условиях, и сзади ситуацию отслеживать.
Дважды водители выезжали на обгон
Теперь рассматриваем обстановку с противоположного направления: если ехать со стороны Жодино в Минск. Вроде бы устроено хорошо: выделен карман для левого поворота. Но вот незадача! Его клин при подъезде к нужному перекрестку сужается до неприличия.
— По ПДД я должен доехать до центра перекрестка, — напоминает ведущий «Разборов...». — Но что я вижу? В том месте, где нужно остановиться, я правой стороной оказываюсь в полосе для движения, так как карман для поворота налево просто закончился, его длины недостаточно. Выбор невелик — либо вылезать на встречку, либо перекрывать попутный ряд.
«А всему причиной — некорректно нанесенная разметка. Она должна оставлять место, чтобы можно было выехать на середину перекрестка. Удивительно, если это приходится объяснять».
Несмотря на то, что обзор на обоих перекрестках неплохой, этот узел нельзя назвать спокойным. Постоянное движение, много грузовиков, а еще пешеходный переход и две автобусные остановки.
На наших глазах водители, ехавшие со стороны Жодино, дважды выполняли обгон прямо на двух обозначенных перекрестках! То ли спешка, то ли не успевали остановиться и видели единственным выходом выезд на встречную полосу. Хорошо, что обошлось...
Отдельный вопрос, что делать, если нужно попасть через этот перекресток из Смолевичей в Кривую Березу. А движение по этому направлению достаточно активное, как мы успели убедиться.
Формально водитель должен выполнить три маневра: повернуть направо, затем перестроиться и повернуть налево. В реальности же автомобилисты часто движутся по диагонали, срезая путь. Опасно!
— Ситуация удручающая, — констатирует ведущий рубрики. — При разработке схемы организации дорожного движения не придумали, как развести водителей. А ведь достаточно было бы грамотно нанести разметку, чтобы водители друг другу не мешали — ни встречным, ни попутным.
Признаемся, возле пешеходного перехода находиться было страшновато. Создавалось ощущение, что машины при объезде поворачивающих налево могут вылететь на обочину, в кювет и совершить наезд.
Пешеходный переход в этом месте тоже выглядит опасным. В подтверждение нашим опасениям — траурный венок на столбе.
Еще одно недоразумение: вдоль дороги идет пешеходная дорожка. Но она проложена до остановки, но никак не до пешеходного перехода. Через зебру какие-то другие люди идут? Почему подход не обустроен? Это просто несогласованность разных служб? Или принцип — мол, не наша территория?
А как у «соседей»?
С трассы Р53 предусмотрено несколько съездов к Смолевичам. Часто оттуда приходят сообщения о происшествиях. Заодно решили посмотреть, как там обустроены перекрестки.
Буквально на соседнем пересечении замечаем, что знак установлен, карман вроде бы выделен, а соответствующая разметка не нанесена.
— Хотя знак говорит, что тут выделен левый поворот, — замечает Юрий Краснов.
Другое пересечение пользуется нехорошей репутацией. Изгибы, подъемы затрудняют обзор. Правда, к организации дорожного движения теперь придраться сложно.
В финале выпуска удается пообщаться с местными инспекторами ГАИ. Те, выслушав нас, подтверждают: нередко на перекрестке Смолевичи — Кривая Береза происходили столкновения. По их словам, в будущем тут планируется организация кругового перекрестка.
— При подъезде к проблемному пересечению возникает двойная задача, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Сначала водители не понимают, как им выехать на перекресток. А разобравшись, с ужасом оглядываются назад: сзади приближаются автомобили, водители которых могут не успеть остановиться. Минимум некомфортно, максимум — риск попасть в ДТП.
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!