УГАИ о результатах декады «Гостехосмотр»: «Выявлено свыше 14 тысяч фактов нарушений»

UPD
21 августа 2019 в 10:06
Автор: Андрей Гомыляев

УГАИ о результатах декады «Гостехосмотр»: «Выявлено свыше 14 тысяч фактов нарушений»

Автор: Андрей Гомыляев

В минувшую субботу завершилось декада «Гостехосмотр», вновь поднявшая бурю обсуждений насчет ТО и госпошлины. Для большинства автомобилистов очевидно, что техосмотр игнорируют из-за привязанной к нему платы «за дороги». В ГАИ же делают упор на техническую безопасность транспортных средств. По статистике МВД, в этом году было установлено «свыше 195 тысяч фактов управления ТС без пройденного техосмотра». Данное число было озвучено до начала декады. Насколько изменилась статистика за 10 дней усиленного контроля?

Сегодня в МВД состоялся брифинг, тему которого сформулировали следующим образом: «За прошлый год в стране на 13% выросло число ДТП по причине технических неполадок. В нынешнем году произошло уже восемь таких аварий, но статистика снижается. В этой связи сотрудники Госавтоинспекции регулярно проводят работу по выявлению участников дорожного движения, которые управляют ТС без пройденного техосмотра. В 2019 году было установлено свыше 195 тысяч фактов. Повторно в течение года за такое нарушение задержано более 75 тысяч водителей. Главной целью инициированной МВД декады было привлечь внимание автовладельцев к поддержанию своего транспорта в технически исправном состоянии. В минувшую субботу в республике завершилось профилактическое мероприятие „Гостехосмотр“. Как проходил „Гостехосмотр“, какие нарушения выявлялись в ходе проверок, а также другие вопросы, связанные с состоянием дорожной дисциплины».

В то же время самих автомобилистов (исходя из комментариев на нашем сайте) в большей степени интересуют несколько иные вопросы на данную тему: раз уж нельзя отменить госпошлину, изменят ли порядок ее уплаты; как пройденное ТО влияет на безопасность; подписан ли закон, закрепляющий госпошлину?

«С 7 по 17 августа проводилась декада «Гостехосмотр» с ежедневными рейдами. Главная цель - повышение безопасности дорожного движения. Выявлено 14 тысяч фактов нарушений, в том числе около 4,3 тысячи повторно в течение года, — сообщил временно исполняющий обязанности по должности начальника УГАИ МВД Александр Цегельник. — Выявлено 441 факта со стороны юрлиц и ИП. Выдано 122 предписания на устранение. Привлечено к ответственности 282 должностных лица, допустивших транспорт без разрешения. По данным „Белтехосмотра“, количество транспорта, явившегося на линию, на 50 процентов стало больше за эти 10 дней».

Из упомянутых 14 тысяч нарушителей: 1534 грузовика, 318 мотоциклов, 27 автобусов.

В этом году более 100 человек привлекалось 10 и более раз. Причины разные. Например, витеблянин получил 17 постановлений, не оплачивал их, в итоге собралась общая сумма более 1000 рублей штрафов. Больше всего нарушителей — в Минске (2243) и Минской области (2981). Очевидно, этот транспорт неисправен, иных причин непрохождения ТО нет, считают в ГАИ. По мнению Александра Цегельника, главная причина в таких случаях — невозможность устранить те неисправности (ходовой части, рулевого управления, тормозной системы), что необходимо для прохождения ТО. «Они позволяют себе, не вкладывая свои деньги в ремонт, в приведение авто в нормальное состояние, рисковать безопасностью окружающих. А мы вынуждены на это реагировать».

Для понимания масштабов: на учете стоит 3,6 миллиона авто, но сколько из них фактически эксплуатируется, нельзя сказать точно (например, на учете есть 100 тысяч ЗАЗов). Механизма, как заставить человека снять авто с учета, в стране нет. За декаду были оштрафованы 0,38 процента от всего автопарка страны. По сравнению с 2013 годом — последним годом без госпошлины — в прошлом году число допусков снизилось на примерно 34 процента (с 1,9 млн до 1,2 млн авто).

— В сети распространяется видео, в котором утверждается, что закрепляющий госпошлину Закон от 31 декабря 2013 г. №96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» не подписан, потому как авторам ролика не предоставили закон с подписью или его копии с подписью. Действует ли данный закон и обязан ли инспектор предоставить копию этого закона по требованию гражданина?

— Спрашивали не раз, имеем ли право проверять наличие уплаты госпошлины, есть ли на руках закон. Инспекторы не проверяли уплату госпошлины. Мы проверяем те документы, которые предусмотрены ПДД. Ни в коем случае не проверяем, кто уплатил госпошлину, кто нет. Работаем в рамках наших полномочий. В пункте 12 ПДД указан перечень документов, в котором упоминается и сертификат, а в пункте 10.3 говорится: «Водителю запрещается участвовать в движении на ТС, конструкция и техсостояние которого не отвечают требованиям ТНПА, не прошедшем гостехосмотр и процедуру выдачи разрешения на его допуск к участию в дорожном движении». Но это непринципиально, наказание предусмотрено статьей КоАП, не ПДД.

— Почему в ГАИ говорят о выявлении водителей, которые управляют авто без пройденного техосмотра, если в ст. 18.12.5 КоАП предусмотрено наказание за «управление ТС, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении» (разрешение — это та самая наклейка на лобовое стекло)? Как в ГАИ относятся к распространению инициативы проходить техосмотр без получения разрешения на допуск ТС к участию в дорожном движении?

— Мы проверяем наличие разрешения. Наличие диагностической карты учитываем как смягчающее обстоятельство: это на усмотрение сотрудника. Но состав правонарушения есть. Законодатель предусмотрел, что сотрудник вправе сам определять меру ответственности. Он вправе ограничиться и устным замечанием (такие случаи не учитываются при формировании статистики). Вполне возможно, если это первое правонарушение, сотрудник выдаст предупреждение. Если лицо согласно с нарушением и готово оплатить штраф, он выносится в минимальном размере — 1 базовая величина. За повторное в течение года нарушение — только штраф. Отдельной статистики о тех, кто прошел ТО, но не получил разрешение, и о тех, кто не прошел всю процедуру, нет.

— Какова судьба законопроекта по изменению порядка взимания госпошлины? Выступала ли ГАИ на фоне «ухудшившейся ситуации с ДТП по причине технеполадок» с новой законодательной инициативой с альтернативным способом уплаты дорожного сбора, без привязки к ТО?

— Вопрос не совсем к нам. Правительство работает над этим вопросом, рассматриваются разные варианты, решение пока не принято. МВД не может изменить или отменить этот закон. В законопроекте об изменениях в КоАП предусмотрено внедрение фотофиксации правонарушений с привлечением к ответственности владельца ТС: проезд на красный, ж/д переезда с нарушением, непристегнутый ремень, движение по полосе общественного транспорта, а также, не исключено, и непрохождение ТО. Теоретически камера может считывать знак, сверять ее с базой „Белтехосмотра“. На сегодня сдерживает отсутствие законодательства. Как только парламентом будет принят соответствующий закон, сразу же начнем работать. Инспекторы в таком случае не будут смотреть документы, будут больше заниматься выявлением нетрезвых водителей, бесправников, нарушителей правил проезда переходов — то, что не определить с помощью камер. Наше мнение — отвязать ТО от госпошлины. Мы его высказывали. Правительство поддержало подход, но встал вопрос контроля за уплатой госпошлины. Каким образом оплачивать сбор — тут мнения разделились (то ли включать в топливо, то ли что-то еще). В Германии это налог на ТС — по аналогии с налогом на землю, и он стимулирует людей снимать авто с учета.

«За все время моей работы, к счастью, никто не спросил с меня, сколько денег мы привнесли в бюджет, — также заметил Александр Цегельник. — Никто не обвинил, что денег стало меньше. Мы реагируем на правонарушения, реагируем на ту ситуацию с аварийностью, которая складывается. Статистика по деньгам есть, но у меня нет ее с собой. Нам она однозначно не важна. Мы финансируемся из бюджета, штрафы поступают в бюджет, происходит какой-то зачет. Это вопрос к Минфину. Ни наши зарплаты, ни финансирование МВД однозначно не зависят от количества собранных штрафов. Сумма финансирования МВД с учетом инфляции ежегодно немножко подрастает. А сколько собрано штрафов, никак на нее не влияет».

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!