Перевозчик: бросить IT и сделать бизнес на трансферах

322
17 сентября 2019 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Перевозчик: бросить IT и сделать бизнес на трансферах

Денис (имя изменено. — Прим. Onliner) семь лет работал в IT: на датскую компанию, потом на американскую. Много путешествовал, около года прожил в Антверпене. На встрече выпускников решили бы, что либо он приукрашивает, либо действительно нашел лакомое место, работу мечты. А сам Денис в какой-то момент решил все круто изменить: зашвырнул куда-то компьютер, вернулся в Беларусь и начал собственный бизнес — трансферы. Вчерашний айтишник возит бизнесменов и туристов на свежей BMW, почти ни на что не жалуется, говорит, что новая профессия приносит ему куда больший доход. Так, оказывается, бывает.

Бросить IT, чтобы заниматься трансферами

Как начать бизнес?

— Когда я жил в Антверпене, я много общался со своим товарищем, который в Бельгии занимается трансферами. Встречает в аэропорту Шарлеруа (Брюссель) в основном русскоговорящих гостей и возит их по Европе. Кому-то нужно по делам в Брюссель, туристы рвутся залечь на дно в Брюгге или, например, в Генте. Кто-то просит отвезти в Париж — все, в принципе, рядом в этой Европе. Вот тогда у меня и появилась мысль организовать что-то подобное в Беларуси, — рассказывает Денис.

Айтишник погуглил тему и выяснил, что, не считая такси, конкурентов у него почти не будет.

— Я все посчитал. Для того, чтобы начать, нужны были хотя бы одна машина или деньги на ее покупку, свой сайт, через который можно было бы принимать заказы, продвижение этого сайта.

Подходящий автомобиль у Дениса был, а собственный сайт — у человека, который семь лет только и занимался, что интернет-маркетингом и разработкой сайтов, с этим проблем не возникло.

Как найти клиента?

Варианта два. Первый — клиент приходит на сайт и сам заказывает трансфер. Чем выше сайт находится в поисковиках, тем больше шанс заполучить клиента.

— Второй путь — это сотрудничество с международными компаниями-агрегаторами, такими как Talixo, Taxitender, Holidaytaxis. Точно так же, как вы бронируете гостиничный номер или квартиру через интернет, вы можете забронировать трансфер. Такие сервисы в каждой стране ищут партнеров, которые будут непосредственно заниматься перевозками, — поясняет собеседник.

В обоих случаях человек с самого начала знает, в какую цену ему обойдется услуга. Оплата производится онлайн. Когда сделан заказ, водитель получает информацию о клиенте: его имя, номер рейса, время прибытия. Люди с табличками в зоне ожидания в аэропортах — чаще всего это именно водители индивидуальных трансферов.

— Тариф фиксированный, поездка из аэропорта в любую точку Минска стоит одинаково. Например, цена на моем сайте — 70 рублей. Это выше стоимости такой поездки на такси средней ценовой категории, но в сравнении с некоторыми службами выходит даже дешевле. Плюс учтите, что наши водители встречают в аэропорту с табличкой, свободно говорят по-английски, рассказывают о Беларуси и Минске, а в салоне есть бесплатная бутилированная вода и Wi-Fi. Я считаю, что успех или неудача любой частной компании зависит от качества оказываемых услуг, рынок все регулирует сам. Клиент заранее знает цену, а после своего путешествия оставляет отзыв. И любой негатив сильно отразится на моей репутации, существенно снизит количество заказов. 

— В случае с сервисами-агрегаторами конечную стоимость определяют они: представители компании связываются со мной и сообщают, что, по их мнению, услуга будет пользоваться спросом при цене в 48 евро, из которых 40 евро получу я, а 8 евро (20% от моего дохода) — агрегатор. Если я соглашаюсь, то заключается контракт. А в конце месяца приходит отчет с информацией обо всех выполненных заказах и распределенных суммах.

Каким должен быть автомобиль?

За три года бизнес, который начал Денис, вырос. Трансферами занимается и он сам, и двое нанятых им водителей. В распоряжении есть несколько автомобилей.

— Самое главное требование к машине: чем лучше — тем лучше. Но сервисы-агрегаторы зарегистрированы далеко: в США, в Великобритании, в Нидерландах. Разумеется, представители этих компаний не полетят в Беларусь только затем, чтобы проверить, какой у тебя автомобиль. При этом после каждого выполненного заказа клиента просят оценить качество услуги. И если выяснится, что человек заказывал автомобиль бизнес-класса, а ты его возил на Volkswagen Polo — у тебя будут серьезные проблемы — от штрафов до блокировки. То же самое, если заказчик пожалуется на грязную машину, неопрятного водителя либо укажет, что в салоне было накурено.

— Должны ли водители придерживаться дресс-кода?

— Правильнее говорить о взвешенном подходе к каждому заказу. Очевидно, что если клиент выбрал Mercedes представительского класса, то в шортах и шлепанцах на босу ногу ты не поедешь. Но если прилетели туристы, заказали стандартный автомобиль, джинсы и кроссовки — это вполне допустимо.

Кто заказывает трансфер?

Большинство клиентов Дениса — это либо туристы, либо те, кто прибыл в Беларусь по бизнесу. Туристов больше.

— Чаще всего прилетают из северного региона: Финляндия, Норвегия, Швеция. Много немцев, много англичан. В последнее время все чаще прилетают американцы. И два-три раза в месяц я встречаю клиентов из Австралии. Не представляю, как они сюда долетают — это же сутки провести в самолетах с учетом пересадок.

Про Австралию — не шутка. Есть даже постоянная клиентка — прилетает пару раз в год к родне в Витебск. Родню в Австралию вытащить сложнее, родня сопротивляется: крокодилы, кенгуру — в общем, понять можно.

— Мое основное преимущество — я свободно говорю по-английски. И мои водители не имеют с этим никаких проблем. Хотя я слышал, что некоторые таксисты, которые не знают языков, тоже считают это плюсом: привозишь иностранца, выкатываешь ему чек, у него глаза на лоб от стоимости, но даже поспорить не получается — водитель же ничего не понимает.

Денис говорит, что многие стереотипы про иностранцев кем-то выдуманы: немцы, к примеру, говорят не громче, чем кто бы то ни было. Впрочем, бывают и курьезные случаи.

— У меня всегда много работы, когда белорусские футбольные клубы играют в еврокубках. И вот к матчу БАТЭ против «Челси» я получил заявку на трансфер 14 человек: из аэропорта в один из минских отелей, на следующий день поездка на «Борисов-Арену», на футбол, и возвращение в Минск, третий день — трансфер в аэропорт. Нет проблем, предоставили два микроавтобуса, водители отвезли гостей в отель. Англичане, нужно отметить, нередко довольно много выпивают в Беларуси, а тут еще и футбол. В общем, на следующий день звонит мой водитель и говорит: «Я  не знаю, что делать. Из гостиницы вышли только 8 человек. Еще шестеро сказали, что на футбол не поедут — не могут встать с постели».

Наверняка лондонцы смогли посмотреть матч со всем комфортом по телевизору, лежа в гостиничном номере, пусть ради этого им и пришлось пролететь половину Европы.

— Мне везет, у меня приятный контингент клиентов. Бизнесмены, пожилые люди, туристы, которые путешествуют семьями. Бывает, иностранцы в возрасте прилетают на свидания с нашими женщинами. Потом часто улетают вместе. Но это именно свидания, знакомства. Секс-туризм и джанкет-туры (поездки по казино. — Прим. Onliner) — это другая категория, мне такие не попадаются.

Что гости думают о Беларуси?

Кстати, интерес к белорусским просторам со стороны туристов тоже зависит от сезона. Вроде никто не рассчитывает на пляжный отдых, но летом сюда прилетают куда чаще, чем зимой.

— Из разговоров с иностранцами могу сказать, что они боятся суровой белорусской зимы. Вообще, в их представлении о нашей стране стереотипов как раз хватает. Тут и разговоры о Советском Союзе, о России, о медведях с балалайками. Некоторые рассказывают, что друзья и близкие чуть ли не отговаривали лететь, считая, что здесь недостаточный уровень безопасности. Мне кажется, наша страна вообще мало рекламирует себя, в том же интернете иностранцам не так просто найти информацию о Беларуси, — говорит Денис.

Среди туристов, как водится, немало пожилых людей: благополучные европейские пенсионеры собираются в веселые компании для путешествия в эту загадочную для них страну.

— Могу сказать, что в наших гостиницах бывают сюрпризы. Как-то я привез пожилую француженку в один из самых дорогих минских отелей. Гостиница с пятью звездами, а до входа нужно долго идти по ступеням. У этой француженки между тем были очень большие проблемы со зрением, можно сказать, что она почти ничего не видела. Я подошел на ресепшен, объяснил ситуацию, попросил инвалидную коляску, чтобы по пандусу поднять клиентку в холл гостиницы. На что мне ответили, что у них в распоряжении нет инвалидных кресел — нужно было позвонить за два часа, они бы что-нибудь придумали. Вы серьезно?

Водитель осторожно отвел свою клиентку в отель через все эти ступеньки, но было очень непросто объяснить ей, почему в пятизвездочном отеле нет инвалидной коляски.

Где селятся и куда ездят иностранцы?

Денис по нашей просьбе составил рейтинг самых популярных гостиниц Минска среди своих клиентов. В топе DoubleTree by Hilton, Renaissance, Marriott и группа отелей «Виктория».

Несложно выделить и съемное жилье, которое пользуется спросом. Часто гости останавливаются в домах в районе станции метро «Октябрьская» (улица Ленина, 5 и 8, проспект Независимости, 23), снимают квартиры в «башнях» напротив железнодорожного вокзала (улица Кирова, 1 и 4), приезжают в дома возле цирка (улица Янки Купалы, 17 и 19), а также в высотку по улице Сторожевской, 8.

Теперь что касается самых популярных мест. Все-таки трансфер — это не туристический автобус, поэтому основной маршрут: аэропорт — отель — аэропорт. Но бывают и дальние поездки: в Хатынь, Мирский и Несвижский замки, Брестскую крепость. Вариант, безусловно, комфортный, хотя стоить такой трансфер будет немало: поездка на день в Брест обойдется где-то в 300 евро, тариф зависит от километража и класса выбранного автомобиля.

Какой заказ был самым неожиданным?

Однажды Денису пришлось спасать целую футбольную команду. Иностранные футболисты прибыли в Минск играть один из квалификационных матчей нового сезона еврокубков.

— Что-то у них накрылось с трансфером, в итоге я получил заказ: один автобус для игроков и персонала команды и один автомобиль представительского класса для владельца. Выполнил. Привезли их из аэропорта в гостиницу, на следующий день в сопровождении ГАИ отправились на стадион. 

Все это не означает, что Денису приходится самому то прыгать за руль автобуса, то везти кого-то на BMW. Есть заказ, он за него отвечает. И каким образом заказ будет выполнен, решает он сам.

— В Беларуси достаточно людей, которые работают в этой сфере. В течение нескольких часов я, если понадобится, найду 10—20 микроавтобусов: Multivan, Caravelle — все свежие. Водители работают в туристическом бизнесе, и в свободное время они готовы принять любой заказ. С большими автобусами тоже никаких трудностей — автопарки с готовностью предоставляют их в аренду, причем за очень умеренные деньги.

Как работать в аэропорту и есть ли конкуренция с такси?

С аэропортом своя, довольно сложная ситуация. В этом году на территории аэровокзального комплекса была изменена организация дорожного движения. Подъехать к выходам на нижнем уровне — практически нереальная задача.

— Туда допускаются только автомобили официального трансфера, автобус регулярного сообщения, а также такси, получившие письменное согласие на оказание услуг на территории привокзальной площади аэропорта. Мне получить такое разрешение не удалось, потому что в аэропорту считают, что для этого автомобиль должен иметь желтые полосы, плафон, СКНО. Выходит, такси можно забирать клиентов от дверей аэропорта, а автомобилям, осуществляющим трансфер, нет. Даже если человек заказал Rolls-Royce, на этом Rolls-Royce должны быть «шашечки» и плафон, а водитель должен получить разрешение аэропорта, чтобы забрать клиента как полагается.

Если вы приехали в аэропорт забрать своего знакомого, то столкнетесь с той же проблемой. Проезд к зданию аэровокзала на нижнем уровне запрещен знаком, придется ехать левее, где, возле съезда со второго уровня, расположена зона посадки пассажиров. Туда помещается автомобилей пять, поэтому в пиковые часы транспорт становится в несколько рядов, загораживая выезд. Недостаточно просто подобрать пассажира, нужно же еще вовремя уехать: не уложился в 20 бесплатных минут — придется платить 10 рублей на выезде.

Для Дениса ситуация еще сложнее: нечего и мечтать встретить клиента за 20 минут. Соответственно, приходится оставлять автомобиль на платной стоянке поближе к зданию аэровокзала.

— Дело не в оплате этой стоянки. А в том, что клиенту приходится объяснять, что до машины нужно идти метров 200. Если погода хорошая — ладно. А что если идет дождь или снег? Прилетает европеец в замшевых ботинках, он не был готов к такой погоде. Либо семья с ребенком в детской коляске — и им нужно по грязи добираться до автомобиля, хоть они оплатили комфортный трансфер. Но у меня нет возможности в минском аэропорту подъехать ближе, хотя бы заехать под крышу.

Кстати, некоторые водители, зная обстановку, стали пробовать подбирать пассажиров на верхнем уровне, в зоне вылетов. В ответ на это была установлена табличка, запрещающая остановку на эстакаде длительностью более 5 минут. На территории аэровокзального комплекса работают сотрудники ГАИ, которые строго следят за соблюдением требований ПДД.

— Аэропорт — это моя самая большая грусть. Частный бизнес старается развиваться, мы зависим от оценок клиентов, боремся за их отзывы, учим языки, покупаем дорогие автомобили. А у кого-то по умолчанию просто есть место возле выхода — кажется, трудно запороть такой бизнес.

При этом Денис отмечает, что не конкурирует с такси. Ему не нужно искать клиента в аэропорту, он приехал забрать человека, который уже оплатил трансфер.

— Сейчас много разговоров о цене на услуги такси. Говорят, чуть ли не единый тариф нужно вводить. Интересная идея, только почему-то не учитывается, что бывают разные условия и машины разного класса. Для того же Rolls-Royce тоже должна быть стоимость как у остальных? Или вот развесили таблички: справедливая цена — 30 рублей. Разве это не скрытая реклама? Насколько я знаю, только у одного сервиса цена 30 рублей. Кто-то возит дешевле, кто-то дороже. Я не говорю о том, что сейчас ситуация нормальная. Нужны изменения, клиент должен понимать, во сколько ему обойдется поездка. Но при этом у перевозчиков должны быть равные, честные условия для работы.

Что прибыльнее: работа в IT или трансферный бизнес?

 — Должен отметить, что в IT я не был разработчиком, поэтому пресловутой зарплаты в $3000 у меня не было даже в американской компании. Что касается трансферов, то, не озвучивая цифр, отмечу, что во второй год работы прибыль выросла на 400% по сравнению с первым. И теперь я жду примерно такого же роста по итогам этого года. Так что скажу, что доход уже не сопоставим с цифрами в IT.

белый, седан, дизель 3 л, автомат, полный привод
75 900$ / 68 230€
черный, хетчбэк, дизель 2 л, автомат, полный привод
43 900$ / 39 464€
синий, купе, бензин 2 л, автомат, полный привод
45 539$ / 40 937€
Автобарахолка
мобильное приложение

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by