31 700
21 сентября 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Екатерина Блашко

«Либо водитель меняется в лучшую сторону, либо его не становится». Об эволюции одного минского автомобилиста

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Екатерина Блашко

Историю минчанина Сергея Цикра нужно воспринимать как красноречивую эволюцию сознания водителя. Его рассказ настолько же простой, как и сложный. Вспомните, многие ведь после выпуска из автошколы аккуратничали. Но через пару месяцев (лет), почувствовав уверенность, стали позволять все больше и больше: скорость на флажке, шашечки, сигналы клаксона... А потом было обязательное предупреждение — одно, другое, третье. Ключевой вопрос, правильно ли вы трактуете входящие звонки. Наш герой рассказывает, как ломал себя, заставлял реже перестраиваться и искал скрипты на дороге.

О предупреждениях

Минчанину Сергею Цикра тридцать шесть. Водительские права получил десять лет назад. Последние годы пользуется в основном автомобилем. Ежедневный маршрут в рабочие дни — по улице Притыцкого из центра города в Каменную Горку. Предупреждения получал сначала от близких — жены, друзей, которые обратили внимание на резковатый стиль вождения.

— Я всегда считал себя аккуратным водителем, — говорит наш собеседник. — Вдруг мне стали говорить, что я езжу дергано. Тогда это не воспринял всерьез, решил, что пассажиры преувеличивают. Пока в один погожий денек не остановил сотрудник ГАИ за превышение на 24 км/ч.

«Когда он только взмахнул жезлом, в моем сознании все предупреждения и слова пассажиров сложились в одну картинку: рано или поздно так должно было случиться. Это заставило меня полностью пересмотреть стратегию поведения и кардинально измениться»
Сергей Цикра

По мнению Сергея, этот момент стал явным внешним сигналом, что нужно что-то менять. Отметим, именно страх лишиться прав за повторное превышение скорости нередко становится решающим фактором, который вынуждает ездить очень аккуратно. Хотя пару лет назад горячие головы, неправильно понявшие посыл о либерализации законодательства, предлагали отменить действенную меру.

— Мнение пассажира — это важный показатель, который водители не всегда учитывают, — включается в беседу Юрий Краснов. — Есть даже такой тест: разгоняешься до тех пор, пока пассажир не замолчит. Это значит, что человек стал воспринимать скорость как небезопасную.

Во время занятий со своими учениками ведущий рубрики дает такое задание: вести автомобиль, словно курсант управляет лимузином, а сзади находится важный клиент с бокалом шампанского. Попадет пару капель на смокинг — гонорар не получишь. Очень помогает пересмотреть принципы управления.

О переходе на спокойный стиль вождения

Чрезвычайно интересен опыт нашего собеседника по приучению себя к спокойному режиму вождения. Не менять полосу, не опережать неудобный фургон, не ускоряться в нашем тревожном трафике очень сложно. Требуется определенная выдержка и сила воли.

— Я использовал элемент игры, — делится секретом Сергей. — Стал воспринимать знаки, разметки, других водителей как скрипты, которые действуют по своим алгоритмам, а у меня — свой. Даже если условия меняются, я двигаюсь по заранее выбранной стратегии.

Как говорит минчанин, сначала было сложно придерживаться одного ряда и менять полосу только в самом крайнем случае (например, при возникновении препятствия). Но в конце концов это удалось.

— При этом мне часто удается двигаться с максимально разрешенной скоростью, — удивляется водитель.

О поворотниках и непропуске

Характерной особенностью движения в Минске является то, что водители, в чью полосу метит другой автомобилист, при включении поворотника предпочтут ускориться. Это очень контрастирует с тем, как ведут себя на Западе. Тем не менее, побороть дурную привычку стало еще одним пунктом из квеста для Сергея Цикра:

— Бывают те, кто нагло вклинивается и в неположенном месте. Но я стараюсь таким не препятствовать. А если водитель заранее включил поворотник, да еще показал на часы, мол, опаздываю, то обязательно пропущу.

— Слушай, ну зачем эти условности? — подлавливает Юрий Краснов. — Включил поворотник — пропущу, нет — не пропущу. Вот нужна тебе эта аварийка в качестве благодарности? У нас многие помогают с условием, что второй человек выйдет из машины и долго будет благодарить, стоя на коленях. Я связываю это с особенностями менталитета. Мы не знаем мотивов соседа по потоку. Считаю, при возможности надо помогать всем.

Об агрессии и мате

— А как вы, Сергей, относитесь к агрессии со стороны других водителей? — спрашиваем. — Каждый автомобилист наверняка хоть раз слышал клаксон или ругань в свой адрес.

— Я на это просто перестал реагировать, — голос нашего собеседника чрезвычайно спокойный, а сам он имеет крайне умиротворенный вид. Такими обычно показывают проповедников в фильмах. — А иногда это даже смешит. Есть простая штука, в которую сложно поверить: это не настолько важно, чтобы реагировать. Если же отзеркалю, значит, возьму навязанную вину на себя.

Разговор заходит об оскорблениях. Увы, чистота слога на дороге — это не то, чем могут гордиться минские улицы. Особенно когда два разгоряченных водителя выясняют отношения.

— Я поборол это, начав слушать самого себя, — делится опытом автомобилист. — А началось все, когда слушал в оригинале стендап-комика Джорджа Карлина, в речи которого довольно много нецензурных фраз. Я вдруг понял, что мне это не нравится. А если не нравится, значит, это есть во мне самом. Стал следить за собой и обнаружил, что, оказывается, употреблял матерные выражения. Ведь это как бывает? Мы говорим на автомате, не замечая. Иногда человека спрашиваешь: что ты сейчас произнес? А он не может повторить, потому что это стало словом-паразитом для него. Когда я сам стал на это обращать внимание, то нецензурщина ушла из речи.

О разности скоростей

Отдельный разговор — о режиме движения. Кто-то едет быстро или медленно, и это других раздражает. Где золотая середина?

— К неравномерному движению отношусь спокойно, хотя это бросается в глаза, — признается Сергей Цикра. — Сначала водитель подпирает тебя на участке с ограничением в 80 км/ч. На более скоростном отрезке он, наоборот, тянется. Выходит, не торопился? Тогда почему прессинговал ранее?

Автомобилист также напоминает о типичных действиях тех, кого обгоняют. Некоторые в этот момент вдруг начинают ускоряться. Зачем?

— Вы сейчас будете смеяться, но есть люди, которые ускоряются, считая, что тогда второй водитель тоже ускорится и быстрее совершит обгон, — усмехается ведущий рубрики. — Да, вот такой слом логики!

У Юрия Краснова есть объяснение этому феномену: произошел разрыв в преемственности поколений: «В России, например, автомобилисты друг другу рассказывают, как ездить, действовать, передают из поколения в поколение негласные правила взаимодействия. А у нас одни следуют ПДД (причем трактовка еще может отличаться), а другие действуют по понятиям».

— Похожая ситуация, когда ты едешь с одинаковой скоростью, а тебя опережает машина, которая вдруг начинает ехать медленнее, — приводит пример ведущий рубрики. — Это может означать, что водитель не умеет контролировать скорость. Когда видит машину, то догоняет, а когда нет ориентира впереди, то теряется.

«К вопросу о профессионализме и понимании своего места на дороге. Как так, ты объехал машину и забыл? Совершил некое действие, а в контексте не соотнес?»

О поведении на трассах «там» и «у нас»

По словам Сергея Цикра, сильные впечатления на него произвели поездки в другие страны. Так, в Литве приятно удивило то, что водители после опережения на скоростной трассе почти всегда перестраиваются правее:

— Вопрос в предсказуемости. Там ты понимаешь, как будет действовать тот или иной водитель. У нас все по-другому. Через пару дней после поездки в Палангу я двигался по трассе М1 и поражался: кто-то едет в крайней левой полосе 90 км/ч, а кто-то в среднем ряду «поливает» 130 км/ч.

Другое наблюдение наш собеседник привез из России:

— На майские праздники ездили в Санкт-Петербург, где восхитила скорость реакции местных водителей. После загорания зеленого сигнала светофора все начинают ехать, ты даже не успеваешь сообразить. У нас же стартуют вальяжно, не торопясь.

— Это то, о чем я говорил выше. Произошел обрыв знаний, нет единообразия в поведении, что влияет на скорость, маневры, в целом предсказуемость действий, — убежден Юрий Краснов.

О тех, кто пока (?) не перешел на спокойный режим

Рассказ Сергея можно назвать нетипичным. Осознать, критически переосмыслить неправильную стратегию поведения и измениться под силу только высокоорганизованной личности. Обычная же история, когда винят всех вокруг: «гаишник плохой», «светофор неправильно работал», «соседний водитель не давал опередить» и т. п.

— Меня радует, что все чаще я встречаю тех, кто мыслит, как я, — говорит наш собеседник. — Что же касается водителей, которые пока не нашли свой дзен, то я могу лишь констатировать: да, на наших дорогах есть агрессия.

«Я ничего с этим поделать не могу, но должен выполнять свою работу, в данном случае вести автомобиль, хорошо. А хулиган? Так он куда-то уехал, и я о нем забыл»

Как замечает ведущий «Разборов...», часть водителей нарушают, искренне считая, что поступают правильно, а окружающие, по их мнению, обязаны соблюдать ПДД: «У меня проблема, а вы все по определению должны знать об этом и помогать мне... Сама система не может враз измениться. Значит, должна быть задействована другая сила — контролирующий орган или иная организация дорожного движения».

— Я еще заметил, что либо водитель меняется в лучшую сторону, либо его не становится, — вдруг замечает Юрий Краснов.

Правда, тут же оговаривается: «Хотя необязательно попасть в ДТП. Может ничего и не случиться... Кто-то доживет до тех пор, пока ему медсправку откажутся выдавать, а он так и не поймет. В любом случае рядом на дороге всегда будут такие люди».

«Не все, которые почитают эту статью, нас поймут. Скажут, Юра и Сережа, вам лечиться надо»

— Хорошо, что Сергей написал и пришел к нам, — подытоживает ведущий рубрики. — Это разговор о вечном. О том, как важно не просто ехать за рулем, а анализировать, понимать свое место на дороге, взаимодействовать с другими. Это хороший пример того, как должен эволюционировать водитель. В конце концов, наша задача — показывать пример хорошего поведения, и тогда, быть можем, мы заразим им всех.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by