Так воруют у каршеринга: снял подлокотник и литье, чтобы установить их в авто друга, — попал под суд. А что же друг?

18 октября 2019 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Анна Иванова

Так воруют у каршеринга: снял подлокотник и литье, чтобы установить их в авто друга, — попал под суд. А что же друг?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Анна Иванова

В августе этого года в Минске произошли кражи с каршеринговых автомобилей. Были похищены подлокотник, детское удерживающее устройство, топливо. А также в числе прочего комплект колес на литых дисках: кто-то просто «переобул» Volkswagen каршеринга Anytime, заменив литье на пусть и родную, но штамповку. Подозреваемого в совершении преступлений задержали. Проведены следственные мероприятия, была назначена дата судебного рассмотрения. Но идет ли речь всего лишь о банальной краже? И для чего вообще понадобились литые диски и автомобильный подлокотник человеку, у которого нет машины?

Так воруют у каршеринга

Обвиняемый: 44 года, женат, имеет на иждивении ребенка

Суд Фрунзенского района Минска. Обвиняемый приходит один: никого из знакомых, родственников, нет даже адвоката — мужчина отказался от услуг защитника, заявив, что будет защищать себя самостоятельно. В августе его задержали на сутки по подозрению в совершении краж с каршеринговых автомобилей, затем отпустили под подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Александру 44 года, минчанин, получил базовое образование. Женат, имеет на иждивении несовершеннолетнего сына (2004 года рождения), при этом с семьей не живет, так как, по его словам, «есть нюансы». Утверждает, что оказывает супруге и сыну материальную помощь.

Обвиняемый проживает не с семьей, а в квартире у гражданина П., с которым знаком уже 6 лет и которого называет своим другом.

Прежде Александр был судим трижды, имеет непогашенную судимость (приговор суда Минского района от 23 сентября этого года) по ч. 1 ст. 205 Уголовного кодекса («Тайное похищение имущества»), наказание: 240 часов общественных работ (не отбывал).

Версия обвинения

Александра обвиняют в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 205 Уголовного кодекса — «Кража, совершенная повторно».

Государственный обвинитель зачитывает: «Он обвиняется в том, что, будучи привлеченным к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 205 Уголовного кодекса Республики Беларусь за преступление, совершенное 17 июня 2019 года, на путь исправления не стал, должных выводов для себя не сделал и вновь совершил умышленное преступление».

По версии обвинения, 4 августа этого года, в период времени с 16:54 до 17:31, мужчина из автомобиля Volkswagen Polo (каршеринг Hello) похитил центральный подлокотник стоимостью 1450 рублей, детское удерживающее устройство стоимостью 30 рублей, а также 11 литров бензина (АИ-92) общей стоимостью 17 рублей 16 копеек. Это первый эпизод уголовного дела.

Эпизод второй. В период времени с 23:51 5 августа до 1:20 6 августа Александр, как считает следствие, имея умысел на тайное похищение чужого имущества, из Volkswagen Polo (каршеринг Anytime) похитил четыре диска общей стоимостью 2461,8 рубля, две передние шины общей стоимостью 168,7 рубля, две задние шины общей стоимостью 196,76 рубля и 17 литров топлива (АИ-92) на сумму 26,52 рубля.

Как отметила государственный обвинитель, доказательствами, подтверждающими виновность обвиняемого, являются показания самого обвиняемого, потерпевшей стороны и свидетелей, в том числе гражданина П.

— Обвиняемый, вы признаете свою вину?

— Да.

— Раскаиваетесь в содеянном?

— Да.

— Ваше раскаяние является чистосердечным?

— Да.

Эпизод первый. Кража подлокотника, бустера и бензина

— У меня машины нет, я в то время пользовался автомобилем (гражданина П. — Прим. Onliner). Ну и захотел поставить в его автомобиль подлокотник — у него не было. Решил снять подлокотник с каршеринговой машины и переставить в его автомобиль, — рассказывает суду Александр.

У гражданина П., если верить словам обвиняемого, был Volkswagen Polo коричневого цвета. Напомним, что Volkswagen Polo составляют основу автопарка компаний, оказывающих услуги каршеринга в Беларуси.

— Вы понимали, что это хищение имущества, то есть преступление?

— Понимал. Но я думал, что никто не заметит.

После этого железного аргумента обвиняемый сообщил, что 4 августа около 17 часов взял каршеринговый автомобиль (сервиса Hello. — Прим. Onliner) в аренду с помощью мобильного приложения. Это был Volkswagen Polo серого цвета — на нем Александр приехал на парковку магазина по улице Мазурова, 24. Там он произвел демонтаж подлокотника, который находился между водительским и передним пассажирским сиденьями, а на его место установил заглушку, которую заблаговременно снял в автомобиле гражданина П.

Знал ли гражданин П. о готовящейся операции, давал ли на это согласие, был ли он в курсе, что из его машины уже сняли заглушку, как в целом относился к ситуации — нам это не известно.

— Потом я заглянул в багажник каршеринговой машины, увидел там детский бустер. Ну и решил взять его, положил в автомобиль (гражданина П. — Прим. Onliner), — продолжил свой рассказ Александр.

В качестве завершающего аккорда мужчина заехал на автозаправочную станцию и слил топливо, которое должен был залить в каршеринговую машину. Очень любопытный момент: обвиняемый утверждал, что топливо слил в канистру, даже описал, что она была металлическая, 20-литровая.

— У каршеринга есть «таблетка» для заправки автомобиля. Ну я на заправке вставил пистолет в канистру, часть топлива слил туда.

— Сколько именно топлива вы слили?

— Ну получается, 11 литров. Я хотел меньше, хотел литров 5 — чтобы не заметили. Но случайно не туда посмотрел на колонке. В общем, так получилось.

— Вы знали, что на АЗС есть камеры видеонаблюдения?

— Знал.

Это то, что рассказал суду обвиняемый. Но в материалах уголовного дела есть видео с той самой камеры наблюдения, установленной на АЗС. На записи видно, что часть топлива Александр слил не в канистру, а в другой автомобиль, стоявший рядом. Рядом же в это время находился еще один человек.

Кто предоставил Александру доступ в автомобиль гражданина П., кто управлял этой машиной в день совершения преступления, заметил ли хозяин, что в его транспортном средстве появились новшества? Мы опять же не знаем, этому в суде не уделялось особого внимания.

Любопытная оговорка обвиняемого о канистре, не находите? Если, конечно, это оговорка.


О пропаже имущества в каршеринге Hello узнали во время обслуживания автомобиля. Пропал подлокотник — это вполне заметный элемент. Стали проверять — бустера тоже нет. А вот что пояснил в суде представитель этой компании относительно кражи топлива:

— Заправку наших машин совершают сами пользователи — за это они получают бонусные баллы. В бардачке каждого автомобиля есть топливный ключ — нужно приехать на АЗС, использовать этот ключ, ввести код и заправить машину 92-м бензином. Оптимальный объем — 35 литров. Клиент при этом ничего не оплачивает: у нашей компании с сетью АЗС заключен договор по принципу авансового платежа.

4 августа на заправке Александр использовал ключ и ввел код. Он действительно залил 35 литров: часть в один автомобиль, часть — в другой. После этого, чтобы подтвердить каршеринговой компании факт заправки, клиент должен был сфотографировать чек с АЗС на фоне приборной панели, где видна топливная шкала.

— На снимке, который мы получили, отметка топлива едва пересекла половину. Объем бака в Volkswagen Polo — 55 литров. 35 литров — это уже значительно больше половины, а в машине и до этого был бензин. То есть топлива должно было быть куда больше. К тому же наше оборудование подключено к блоку управления двигателем в каждом автомобиле. Мы видим изменения уровня топлива, получаем сигналы от системы при резком его изменении: увеличение означает заправку, уменьшение — то, что топливо слили. Так вот после того визита машины на АЗС такого сообщения не было, то есть прибавку того объема топлива система даже не восприняла как значительную, — отметил представитель Hello.

К моменту начала рассмотрения уголовного дела в суде похищенные подлокотник и бустер были возвращены владельцу, но стоимость слитого топлива Александр не компенсировал.

Водитель автомобиля, в который попал похищенный бензин, не мог не понимать, что это не является стандартным способом заправки, что это неправильно, незаконно. Но в зале суда был только один обвиняемый.

Эпизод второй. Колеса на литых дисках, топливо

Это случилось на следующий день после кражи подлокотника. Александр начал поездку на каршеринговом Volkswagen Polo, на этот раз — сервиса Anytime. Приехал на ту же парковку возле магазина по улице Мазурова, 24.

— Я заметил, что на автомобиле установлены литые диски. Решил, скажем так, произвести обмен, — дал объяснение своим действиям обвиняемый.

Обмен состоялся на колеса, установленные на том самом коричневом Volkswagen гражданина П.

Александр утверждает, что самостоятельно поддомкратил машину, снял четыре колеса, с другого Polo снял заводскую штамповку Volkswagen и поменял колеса местами. Просто будто это пит-стоп «Формулы 1».

По данным следствия, преступление было совершено в полуторачасовой промежуток времени. Есть видео с камеры наблюдения, установленной на магазине: на записи видно, что Александр — не единственный, кто был на парковке. Опять же нет никакой информации о том, как владелец коричневого Volkswagen Polo, гражданин П., отнесся к тому, что на его автомобиле внезапно появились другие колеса.

— Вы полагали, что никто в каршеринговой компании не заметит подмену колес?

— Ну да, машин же много: часть ездит с литыми дисками, часть — с обычными колесами. Я не подумал, что они могут вычислить.

К слову, не такой уж утопичный был план. Ведь на каршеринговый автомобиль установили оригинальные штамповки от Volkswagen с заводскими колпаками и резиной.

Той же ночью на АЗС Александр снова слил топливо, на этот раз — 17 литров, как сказано в обвинении. В очередной раз мужчина пояснил, что сливал бензин в металлическую канистру. Но государственный обвинитель сообщила, что на записи камеры наблюдения хорошо виден автомобиль, стоящий рядом, — его-то Александр и заправил наравне с каршеринговой машиной. После этого оба транспортных средства уехали.

— Обвиняемый, почему вы сказали суду, что слили топливо в канистру? Вы что, забыли, как все было?

— Немножко...

— Говорите внятно.

— Я немножко нервничаю, поэтому путаюсь.


Представитель Anytime пояснил, что подмену заметили, когда машина была на автомойке.

— Несколько часов у нас ушло на проверку подозрений: нужно было убедиться, что это не наши сотрудники заменили колеса (например, если автомобиль побывал в ДТП либо по какой-то еще причине). Ничего такого не было, и мы установили, в какой именно временной промежуток произошла подмена. Ну а затем вычислили подозреваемого.

Компания обратилась в милицию, изложив все сведения, которыми располагала.

— Через некоторое время приехал человек на коричневом Volkswagen Polo, на котором были установлены наши литые диски. Поехали на шиномонтаж, где колеса с одного автомобиля перекинули на другой. Больше мы в этом деле не участвовали.


— Обвиняемый, какие выводы вы сделали? Вы имели судимости и раньше, к тому же ущерб по этим эпизодам не возместили.

— Ущерб возмещен частично.

— Он же возмещен не благодаря вам. Вас задержали, поэтому имущество вернули владельцам.

Неявившийся свидетель

Гражданин П. был вызван в суд в качестве свидетеля, и, казалось, его пояснения расставят все по своим местам. Но гражданин П. в суд не явился, причина его неявки нам не известна.

Ни обвинение, ни обвиняемый не высказали возражений против того, чтобы продолжать рассмотрение дела в отсутствие гражданина П.

Вместе с тем в суде были озвучены некоторые сведения, которые дают чуть большее представление о том, какое отношение этот человек имеет к произошедшему.

Итак, Александр проживает не со своей семьей, а живет в квартире у гражданина П. — он сам об этом сказал. Годы знакомства, дружба. С 5 июня 2019 года Александр работал таксистом у индивидуального предпринимателя — супруги гражданина П. У Александра своего автомобиля нет, машину для работы он арендует. Работодатель характеризует его как ответственного, исполнительного работника.

Со слов обвиняемого, он пользовался тем самым коричневым Volkswagen Polo. Александру автомобиль не принадлежал. Более того, обвиняемый рассказал суду, что и гражданин П. им больше не владеет. Не исключено, что машину продали.

Все же не ясно: зачем было воровать подлокотник, бустер и литые диски для чужого транспортного средства?

Одновременно с этим мужчина работал грузчиком в одном из магазинов. Некоторое время назад он оттуда уволился и сам зарегистрировался как ИП. Вид деятельности: перевозки, такси. Это произошло уже после инцидентов с каршеринговыми автомобилями.

Приговор суда

Суд Фрунзенского района Минска признал Александра виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 205 Уголовного кодекса, и назначил ему наказание в виде двух лет ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.

Время переобуваться! Шины в каталоге Onliner

Читайте также:

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. va@onliner.by