Ответственность напрокат: в какие неприятности попадает каршеринг, и что за это бывает

08 ноября 2019 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: очевидцы для auto.onliner.by

Ответственность напрокат: в какие неприятности попадает каршеринг, и что за это бывает

Автор: Виталий Петрович. Фото: очевидцы для auto.onliner.by

Маршрутка выезжала из Уручья на проспект Независимости. Дурацкая развязка, где постоянно происходят аварии. Вот и сейчас в одной из полос образовался «паровоз»: три или четыре машины. Где-то посередине застрял каршеринговый Polo — ему досталось и спереди, и сзади. Двое парней даже не выходили из авто, сидели, грустно глядя, как на город опускаются сумерки — так же накрывались медным тазом планы на вечер. «Ну точно, каршеринг же! Кто их вообще в город повыпускал, сколько из-за них аварий!» — проворчал водитель маршрутки, лихо выскакивая на проспект. Кто-то в салоне прыснул со смеху.

Каршеринг в Беларуси появился года два назад, и за это время его уже стали выделять в отдельную категорию участников дорожного движения — тех, кого стоит опасаться. Дескать, есть «баварцы», есть все те же маршрутчики, есть мотоциклисты, а есть каршеринг. Устойчивый стереотип: за рулем молодой и неопытный водитель, который очень торопится, тарификация-то поминутная. Разумеется, несправедливо обвинять новые сервисы во всех дорожных несчастьях. И все же некоторые происшествия застревают в памяти.

В какие неприятности попадает каршеринг

То, что трудно объяснить

Не все дорожно-транспортные происшествия поддаются анализу с точки зрения дорожной обстановки. Бывает, водитель пускается в авантюру, и все заканчивается плохо. Что-то подобное случилось в ночь с 29 на 30 октября на велодорожке в Лошице, когда каршеринговый Volkswagen Polo оказался на крыше.

Вообще, полноценных велодорожек в Минске не так уж много, но те, что есть, выглядят достойно: обычно ровный асфальт, аккуратная разметка. Может быть, поэтому некоторые водители путают велосипедный маршрут с автодорогой общего пользования? То, вспомните, иностранный автобус заблудился, сейчас вот каршеринг зачем-то мчался в неведомом направлении. Пояснения водителя сотрудникам ГАИ кажутся неубедительными: дескать, ехал себе вдоль Лошицкого парка, увидел велодорожку, неудачно затормозил. Ничего более внятного разузнать не удалось, в каршеринговой компании нам и вовсе отказались комментировать этот случай.

Что примечательно, попав в столь неординарное происшествие, водитель скрылся. В таких случаях всегда закрадываются подозрения об алкоголе или чем-то подобном, но доказать что-либо почти невозможно.

Так или иначе, но в ГАИ вскоре сообщили о задержании водителя. Им оказался молодой человек 2000 года рождения. Скажете, молод да неопытен? Видимо, так и есть. Счастье, что в этот раз никто не пострадал.

Госавтоинспекция даже сообщила о привлечении водителя к ответственности: парня лишили права управлять транспортными средствами сроком на 20 месяцев.

Занесло на кураже

Часто водителям каршеринговых авто ставят в вину: не берегут ни самих себя, ни взятые в краткосрочную аренду автомобили, ни окружающих. В Минске парень 1999 года рождения как-то взял такой Volkswagen Polo и устроил импровизированное представление на парковке. Не свое — не жалко — вероятно, так это нужно комментировать.

На этот инцидент, возможно, никто и не обратил бы внимания, если бы не одно «но». Водитель был пьян. Как? Да вот так! Говорит, пил с друзьями пиво, а затем «возникла острая необходимость» повытворять вот это вот все на каршеринговой машине.

За управление авто в нетрезвом виде ГАИ выписала парню штраф в размере 70 базовых величин, также его лишили прав на 3 года.

Заколдованный перекресток

В эти ноябрьские дни по-настоящему заколдованным для каршеринговых автомобилей стал перекресток проспекта Независимости и улицы Ленина в самом центре Минска. Сначала там столкнулись каршеринговый Polo и автомобиль «Яндекс.Такси». Авария резонансная, пострадали оба водителя, машины были серьезно повреждены.

При этом, по предварительной информации, водитель Volkswagen (1995 года рождения) ни в чем не виноват. Это водитель такси выехал на красный, правда, недавно была озвучена версия, что у мужчины могло внезапно ухудшиться самочувствие за рулем. Так или иначе, но вопросы остаются, достаточно взглянуть на то, насколько изношенная резина стояла на автомобиле, задействованном в извозе пассажиров.

Спустя сутки после этого ДТП в том же месте случилось еще одно: столкнулись Volkswagen другого каршерингового сервиса и «гражданская» Toyota. У нас нет официальной информации от ГАИ относительно виновности кого-либо из водителей, есть неподтвержденная версия очевидца, что водитель каршеринга ехал на запрещающий сигнал светофора.

И да, по нашей информации, снова Volkswagen управлял молодой водитель.

Молодо-зелено. Но не слишком ли?

Это становится трудно игнорировать. Едва ли каршерингом пользуются только молодые водители. Но как-то часто молодые водители фигурируют в информации о таких происшествиях.

Давайте-ка вспомним правила регистрации в сервисах каршеринговых компаний, оказывающих услуги в Беларуси. С какого возраста и при каком водительском стаже клиентам предоставляют доступ к машинам? Открываем документацию.

Anytime Hello «Везуха» West Group
Сервисом Anytime могут воспользоваться лица от 19 лет, с водительским стажем от 1 года. К регистрации допускаются лица, имеющие регистрацию и гражданство Республики Беларусь, а также лица, имеющие гражданство, регистрацию и водительское удостоверение других стран. Пользователь не может завершить регистрацию, не приняв условия пользовательского соглашения Hello путем проставления галочки в чек-боксе напротив слов «Я старше 19 лет», «Мой стаж вождения более 1 года». Арендовать автомобиль имеет право дееспособный* гражданин (физическое лицо), достигший возраста 20 лет, имеющий водительские права категории B и выше; стаж вождения автомобиля после получения водительских прав не менее 1 года. Возраст не менее 19 лет (для автомобилей среднего и выше класса от 20 лет). Стаж не менее 1 года (для автомобилей среднего и выше класса от 2 лет).

Но молодые люди, получившие права и не нашедшие пока возможность или мотивацию купить свой собственный автомобиль, — это активная категория потребителей услуги каршеринга, кто же добровольно от нее откажется? Каждый сервис готов дать автомобиль водителю, имеющему водительское удостоверение на протяжении хотя бы одного года. Можно спорить о том, насколько это оправданное решение. Некоторые наши читатели не раз высказывали мнение, что этот срок недостаточный, да и где гарантия, что в этот год молодой водитель активно ездил, а не хранил свое удостоверение где-то на полке, предпочитая ему проездной билет?

Оказывает ли это влияние на дорожную безопасность? Как мы уже сказали, вопрос дискуссионный. Законом предусмотрено право человека при выполнении определенных условий управлять транспортным средством с 18 лет (при любом, кстати, стаже). Так есть ли разница, каким автомобилем будет управлять начинающий водитель?

Загадочная история

— В районе 0:30 на улице Толстого опять разложили каршеринг. Стояла машина охраны с «люстрой» и эвакуатор. ГАИ не было, — сообщил наш читатель.

Volkswagen Polo занесло, машина ударилась в бордюрный камень и опрокинулась набок, получив значительные повреждения. По официальной версии, за рулем находилась девушка 2000 года рождения — она просто не справилась с управлением.

Но есть и другое предположение. Один из наших читателей утверждал, что был очевидцем произошедшего. И по его словам, за рулем каршеринга находился другой человек.

— Ехал по улице Толстого в сторону старого Червенского рынка. Polo обошел меня на большой скорости на перекрестке, где поворот на ДС «Дружная». Причем обошел по левой крайней полосе, по которой можно только поворачивать налево, на ДС «Дружная». На светофоре водитель этой машины резко взял вправо, потом влево. Машина начала вилять змейкой, и ее понесло вправо на бордюр. Резкий маневр на большой скорости — вот и результат, — сообщил очевидец.

По его словам, в автомобиле, кроме водителя, находились пассажиры.

— После самого ДТП я медленно проехал мимо, видя, как много народа выскочило из машины. Стояли, смотрели на нее в шоковом состоянии. За рулем был парень. Потом я общался с одним из пассажиров. Он рассказал, что в машине ехало несколько человек, половина ребят из Москвы, приехали к кому-то в гости в Минск. Для них «мучить» машины каршеринга в Москве — это вообще норма. Но почти все, кто был в машине, ретировались после ДТП, чтобы у ГАИ было меньше вопросов.

А вот как ехал этот Polo до аварии:

Накатил и покатил

Куда большей проблемой являются пьяные водители, а они, к несчастью, встречаются любого возраста. И не обходится без грустных рекордов. Так, нетрезвый водитель (1998 года рождения), управляя каршеринговым авто, за ночь повредил 10 машин, включая ту, на которой ехал: сначала врезался в три припаркованных автомобиля, продолжил движение, затем врезался в шесть других. Только тогда водитель понял, что надо эту деятельность бросать и вышел из машины. Вышел и попытался скрыться, но его задержали подоспевшие сотрудники ГАИ.

Результат медосвидетельствования — 1,78 промилле.

Наказание было жестким. Помимо крупного штрафа и лишения прав (это от ГАИ), молодому человеку был навсегда закрыт доступ к сервису. Кроме того, к нему были применены меры ответственности согласно договору: погашение полной стоимости причиненного ущерба и выплата штрафа, так как в момент ДТП клиент управлял автомобилем, находясь в состоянии алкогольного опьянения.

И это, увы, не единичный случай.

На улице Кедышко водитель каршеринга не справился с управлением и въехал в бетонное ограждение, машина осталась без колес. При медосвидетельствовании у водителя выявили 0,93 промилле.

Поздним вечером неприятности случились на улице Притыцкого.

— Аварию не видел, только слышал рев двигателя и свист колес, с которым авто каршеринга врезалось в припаркованные машины. Пострадал BMW, сработали подушки безопасности в Volkswagen Polo, водитель пытался убежать с места ДТП, но его поймали прохожие, — рассказывал наш читатель.

За рулем каршеринга и вовсе находился 17-летний подросток. Его совершеннолетний знакомый арендовал машину со своего аккаунта, а сам сел на пассажирское место. В ГАИ не исключали, что в момент ДТП водитель мог находиться в состоянии алкогольного опьянения, сам он не отрицал, что выпил 0,5 литра пива.

Тарифы на неприятности

Неужели водителей, которые садятся за руль каршеринговой машины в нетрезвом виде, не пугает предусмотренная за это ответственность? И ГАИ-то накажет так, что мало не покажется: будет крупный штраф, точно лишат права управления сроком на 3 года. Страховка не покрывает никакие затраты, если водитель находился в нетрезвом состоянии. Так ведь и каршеринг от себя добавит по полной. Снова залезем в документы: что предусмотрено компаниями в отношении пьяных клиентов?

Anytime Hello «Везуха»
В случае если клиент находился за рулем (в том числе управлял арендованным автомобилем) в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или иного опьянения и/или отказался от прохождения освидетельствования на состояние опьянения по требованию сотрудников ГАИ клиент оплачивает арендодателю штраф в размере 5000 (пять тысяч) рублей. При этом клиент возмещает арендодателю ущерб, причиненный автомобилю, в полном объеме. В случае передачи права управления автомобилем любому третьему лицу, не имеющему права управления транспортными средствами и/или находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или иного опьянения, пользователь оплачивает арендодателю штраф в размере 204 базовых величин. При этом пользователь возмещает арендодателю ущерб, причиненный автомобилю, в полном объеме. За управление автомобилем в состоянии опьянения (алкогольного, токсического, наркотического) штраф взыскивается в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
серый, хетчбэк, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
черный, седан, бензин 2 л, автоматическая, передний привод
черный, седан, бензин 3.5 л, автоматическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by