Владельцам лизинговых машин стоит объезжать владельцев лизинговых машин: при ДТП могут не выплатить страховку

288
18 ноября 2019 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич

Владельцам лизинговых машин стоит объезжать владельцев лизинговых машин: при ДТП могут не выплатить страховку

«У нас на работе произошла неприятная ситуация со страховой компанией — не хотят выплачивать страховку, — такое письмо поступило в редакцию Onliner. — Причина отказа в том, что авто потерпевшего (нашей фирмы) и авто виновника оформлены в лизинг у одной и той же лизинговой компании». Мы обратились к специалистам, сверились с правовыми актами — оказалось, все верно, все согласно закону.

Чтобы подчеркнуть, насколько серьезна проблема, приведем статистику продаж новых автомобилей. В прошлом году согласно данным Белорусской автомобильной ассоциации было продано 52,8 тысячи машин. И это более чем в полтора раза выше, чем в 2017-м. Три из четырех новых автомобилей были реализованы именно с помощью финансовых программ.

«Фактор финансирования, сделка с неполным капиталом (кредит, лизинг) стали основным фактором роста продаж», — говорил Сергей Михневич, председатель ассоциации. Зачастую лизинговые компании предлагают лучшие проценты по годовым ставкам в сравнении с более привычными кредитами банков, потому доля лизинговых машин действительно велика. Как показывает история, в которую попал минчанин Игорь и компания, в которой он работает, лучше таким автомобилям на дорогах не встречаться.

Все началось с аварии

«Это была рядовая авария, типичная для города, — рассказал Игорь. — На проспекте Независимости случился „паровоз“. Столкнулось три машины: Infiniti, Chrysler и еще одна легковушка. Infiniti врезался в Chrysler, вторая машина от удара продвинулась и ударила впереди стоящий автомобиль. То есть Chrysler нашей компании получил повреждения с обеих сторон. Больше всего оказались подбиты оба бампера. В документах указано, что виновником признан водитель Infiniti G35. После начался стандартный процесс страховых разбирательств, сбор документов, оформление заявления».

Собеседник уверяет, что на Chrysler была оформлена и добровольная страховка каско (помимо «автогражданки»), однако компания не стала обращаться по ней: «Мы слышали, что в компании-страхователе могут быть проблемы с выплатами. В отзывах упоминали и довольно низкие оценки повреждений, из-за которых полученных средств не всегда хватает на полноценный ремонт. Потому решили обратиться в „Белгосстрах“ — считали, что ущерб там оценивают по рыночной стоимости и вопросов по поводу выплат не будет». Однако вскоре на адрес фирмы пришел документ, сообщающий, что в выплатах отказано. Основание — оба автомобиля принадлежат одному собственнику. И таковым собственником является лизинговая компания.

Открываем законы

Как следовало из письма, присланного из «Белгосстраха», они признавали, что управляли машинами разные люди: «ДТП случилось по вине водителя Infiniti, который на праве собственности принадлежит ИООО „МикроЛизинг“, и при участии Chrysler, принадлежащем на праве собственности ИООО „МикроЛизинг“». То есть на дороге случайно встретились два автомобиля, приобретенные в лизинг у одной компании.

Лизинг по сути является долгосрочной арендой товара (в нашем случае — машины). В отличие от кредита, где под процент выдаются непосредственно деньги, в лизинге выдается товар, а за его использование договором предусмотрены ежемесячные выплаты (с возможностью выкупа). Поэтому владельцем или собственником этого товара остается лизинговая компания. Этот факт отражен даже в техпаспорте. В графе «Владелец» — ООО, а в «Особых отметках» — номер договора лизинга и ФИО человека, который пользуется машиной. Автомобилист ласково называется лишь лизингополучателем.

Фото носит иллюстративный характер

А теперь настало время открыть положение о страховой деятельности в РБ. Там в 158-м пункте перечисляются факты причинения вреда, которые не являются страховыми случаями. Один из них — «результат взаимодействия в одном и том же дорожно-транспортном происшествии нескольких транспортных средств, принадлежащих одному и тому же владельцу, являющемуся как причинителем вреда, так и потерпевшим».

Выходит, водители разные, даже не знакомые между собой люди, а владелец один — лизинговая компания. Если формально следовать букве закона, то это нестраховой случай.

К такому же выводу пришли и в «Белгосстрахе»: «Основания для выплаты возмещений в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности не имеется. Требование о возмещении вреда можно предъявить на основании общих правил». Это намек на возможность подачи иска в адрес водителя Infiniti.

Лизинговая: такие ДТП случаются

Мы обратились за комментариями в «МикроЛизинг», чтобы выяснить, насколько распространена подобная практика применения 158-го пункта положения о страховой деятельности. Ведь именно эта компания, работая не первый год, имеет свои представительства во многих автосалонах. Следовательно, заключает немало договоров, и ее автопарк довольно объемный.

«Ответа на страховые заявления мы не даем. Наши клиенты обращаются в страховую компанию с заявлением, и именно там решается вопрос, выплачивать или отказать, — заметила специалист „МикроЛизинга“. — Только после этого к нам приходит запрос: такой-то клиент желает, чтобы деньги были перечислены на такой-то счет (копия направляется лизингополучателю). Мы же такие решения не принимаем».

Как уверяет сотрудница компании, аварии со схожими обстоятельствами случаются: «Вот недавно было такое ДТП. Автомобиль „МикроЛизинга“ врезался в другой автомобиль „МикроЛизинга“».

Позже лизинговая компания предоставила расширенный комментарий по данному случаю, в котором назвала отказ необоснованным из-за подмены понятий "владелец" и "собственник".

Бюро по страхованию: закон придуман для других случаев

«Среди страховых компаний есть такая практика — признавать подобные ДТП нестраховыми случаями. Пока собственник один, никаких вопросов нет, — заметили в Белорусском бюро по транспортному страхованию. — По большому счету выплачивать нужно, но пока законодательство не предусматривает выплат потерпевшему лизингополучателю по обязательному страхованию. Потому попавшим в такую ситуацию автомобилистам стоит обращаться по каско — все лизинговые машины должны быть застрахованы по этой системе».

«Принятие положения о страховой деятельности в РБ датируется 2006 годом, — добавил эксперт бюро. — А лизинг в нашей стране стал развиваться относительно недавно. С его помощью куплены многие новые машины, практически все каршеринговые автомобили. Шансы, что будут случаться подобные ДТП с одним владельцем, но разными лизингополучателями, возрастают. Справедливости ради стоит добавить, что этот пункт в положении был предусмотрен для совсем других случаев — чтобы избежать схем страхового мошенничества. Например, чтобы владелец двух машин специально не устраивал ДТП между ними ради страховых выплат».


«Самое неприятное в этой истории то, что после письма из „Белгосстраха“ мы уже не могли обратиться по каско, так как срок давно прошел, — говорит минчанин Игорь. — А в договоре добровольного страхования прописан точный период — в течение десяти дней после наступления случая. Поэтому нам остается только суд».

класс жидкости: DOT4, объём: 1 л
класс жидкости: DOT4, температура кипения: 265 °С, объём: 0.5 л

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by