Многие белорусы воспользовались большими ноябрьскими выходными для совершения небольших путешествий в соседние страны. Двое наших читателей, например, провели время в Польше, наслаждались Варшавой, Краковом. А когда пришло время уезжать домой, в Минск, явились на автовокзал, к автобусу, на который у них были билеты. Билеты были, а мест в автобусе — не было. Такое, оказывается, тоже возможно.
Опытные путешественники знают, что билеты на «горячие» даты нужно покупать заранее. Иногда это выгодно, иногда — это вообще единственный шанс гарантированно уехать в нужный день, отложишь на потом — все раскупят.
Эдуард рассказал корреспонденту Onliner, что он с другом билеты покупал задолго до поездки, еще 22 октября. Отъезд из Варшавы был намечен на поздний вечер 9 ноября.
— Билеты покупали у FlixBus — это известная в Европе компания, которая занимается автобусными перевозками. С FlixBus мы ездили и по Польше: из Варшавы в Краков, из Кракова в Варшаву — все было отлично. И вот 9 ноября должны были ехать в Минск. При покупке билетов я получил информацию непосредственно о перевозчике, погуглил — оказалось, что он же осуществляет поездки для Intercars. В интернете я нашел информацию о том, что прежде у Intercars бывали проблемы, какие-то непонятные ситуации, поэтому решил перестраховаться: заранее позвонил в Intercars и спросил, действительно ли наши места зарезервированы. Мне ответили, что такая информация появляется только за 5 дней до отправления автобуса. То есть тогда, когда все билеты будут уже распроданы, — отметил собеседник.
Проведя время в Польше, Эдуард с другом явились на автовокзал в Варшаве, готовясь ехать домой. Они быстро нашли нужный автобус: на нем были как обозначения Intercars, так и обозначения FlixBus — все казалось правильным до того момента, пока парни не попытались занять свои места.
— Нас отказались впустить в автобус, водитель заявил, что наших фамилий нет в списках. И мы были не единственными, кто оказался в аналогичной ситуации, я думаю, что около 10 человек с билетами не смогли занять свои места.
В такой ситуации пассажиры, насколько это было возможно, старались сохранять спокойствие, однако общение с водителями становилось все более эмоциональным.
— Мы просили объяснить нам, что произошло, как-то поспособствовать решению этой ситуации. Я не знаю, у кого было больше прав на этот автобус — у Intercars или у FlixBus. Разумеется, я не думал, что водитель рассадит нас на колени другим пассажирам. Но мы купили билеты и, я считаю, вправе были ожидать хоть какой-то помощи, — говорит Эдуард.
Помощи не последовало, общение не ладилось.
— Я перевозчик, нас арендуют. Дали списки — мы завезли. Все, это не наши проблемы, — отмахивался от пассажиров водитель.
— Но у нас есть билет, — возражали те.
— И что, что у вас есть билет? Если вас в списке нет — куда вас посадить?
После того как в автобусе разместились все те, кто в списках был, осталось четыре свободных места. Водитель предложил желающим разместиться там, но за отдельную плату.
— В автобусе, как я понял, было двое водителей: один занимался пассажирами, другой в это время помогал размещать багаж. Мы спорили с ними о том, как нам действовать, но не получали никакого ответа по существу. Все, что нам говорили: «Обращайтесь во FlixBus». Затем стало известно об этих четырех местах. Водитель заявил, что за них нужно заплатить по 30 евро. Я видел, как он принимал от людей деньги, не выдавая при этом никаких чеков. Это вообще законно: осуществлять перевозку без чека, принимать оплату в иностранной валюте? — задается вопросами наш читатель.
Посмотрев видео, которое снял Эдуард, можно сделать предположение, что водитель оплату взял, а за чеком пассажирам предложил прийти в минский офис Intercars после завершения поездки. Так или иначе, нашлись четверо пассажиров, которых такие условия устроили, они заняли свои места.
— Лично мое мнение, что, с учетом ситуации, с этих пассажиров не должны были брать дополнительную плату, ведь у них, так же как и у нас, были билеты на этот автобус, — считает собеседник.
Автобус заполнился, двери закрылись, рейс убыл в направлении Минска. Те, кто не смог уехать, остались на варшавском автовокзале в полном неведении, что предпринимать дальше.
Не так-то просто в экстренном порядке решать какие-то вопросы ночью в чужой стране.
— Все на автовокзале было уже закрыто, кассы не работали. Автобусы других компаний уходили заполненными, нераскупленных билетов на ближайшее время не было. Час мы сидели и не знали, что предпринять. Звонили в посольство, звонили во FlixBus. Это немецкая компания, по телефону нам ответили по-немецки. Я писал всюду, куда мог, — говорит Эдуард. — В конце концов мы увидели польский автобус, который шел до Бреста. Пошли туда, но водитель не хотел брать нас без билетов, а купить билеты мы не могли: кассы закрыты. Мы объяснили поляку ситуацию с нашим автобусом, тогда он согласился взять нас до Бреста.
На польском автобусе белорусы добрались до Бреста, дальше — на попутках. Имея билеты на прямой автобус, парням пришлось потратить дополнительно по 60—70 долларов (в эквиваленте), чтобы приехать домой.
— Мы же купили билеты на польский автобус, что-то заплатили водителям попуток. В Минске я был примерно в 13:00 — неплохо, повезло, что довольно быстро подвернулись какие-то варианты, — считает наш читатель.
Эдуард все еще ждет обстоятельного ответа от сервисной службы компании FlixBus, пока ему сообщили только, что его жалоба передана в соответствующее подразделение.
— Я ходил в минский офис Intercars, оставил запись в книге жалоб. Пока в этой компании мне ответили, что я не туда жалуюсь и мне нужно разбираться с FlixBus. И прислали скрин внутренней переписки между компаниями, в которой они уведомляли партнеров из FlixBus о необходимости приостановить продажу билетов на данный рейс, так как все распродано. Но это письмо датировано 24 октября, а свои билеты, обратите внимание, мы покупали 22-го числа, то есть за два дня до этого, — говорит собеседник.
Кстати, Эдуарду перезвонили из белорусского посольства в Польше.
— Сообщили, что понимают мою ситуацию, но не могут оказать какого-либо содействия, так как не имеют рычагов давления на компании, осуществляющие автобусные перевозки.
Теперь белорусы ожидают, какое решение примут и FlixBus, и Intercars, рассмотрев их жалобы.
— Даже если нам вернут деньги за билеты — я считаю, этого недостаточно. Мы потратили нервы, потратили деньги, чтобы вернуться домой, — я полагаю, что это также подлежит возмещению. Причем к Intercars у меня даже больше претензий. Раз сложилась такая ситуация, почему водители не попытались хоть как-то нас сориентировать, сообщить своему руководству, запросить еще один автобус? Ничего, нас просто отфутболили, заявив, что все это — не их проблемы.
Ситуацию корреспонденту Onliner прокомментировала Жанна Лебедева, заместитель директора компании Intercars Europe по маркетингу. Она подтвердила, что FlixBus является партнером компании, по сути, у FlixBus можно купить билет на автобусы Intercars сообщением Минск — Варшава и Варшава — Минск.
— С FlixBus мы работаем уже второй год, причем в первый год у нас вообще не было никаких вопросов. Сложившаяся сейчас ситуация является крайне неприятной, мы уже получили несколько жалоб от пассажиров и в свою очередь готовим официальное обращение, которое направим в FlixBus, — отметила Жанна Лебедева.
Что же произошло? Intercars направила FlixBus уведомление с просьбой приостановить продажи на рейсы, запланированные после 27 октября.
— Мы просили закрыть продажи на наши рейсы на период после 27 октября, когда Европа переходила на зимнее время. Мы знали, что будет большой пассажиропоток, значительная часть билетов уже была раскуплена. И от FlixBus еще 9 октября мы получили ответ о том, что продажи закрыты. И мы видели это в системе, к которой имеем доступ, — действительно, продажа билетов на эти автобусы через FlixBus не осуществлялась.
Затем, как сообщили в Intercars, в той самой системе произошел трехдневный технический сбой, она зависла, доступа к ней у Intercars не было. Когда доступ был восстановлен, специалисты этой компании обратили внимание, что на тех рейсах, продажа билетов на которые должна была быть остановлена, появились новые пассажиры.
— Заметив это, мы незамедлительно сообщили об этом нашим партнерам в FlixBus с просьбой уведомить своих пассажиров о сложившейся ситуации и сделать ребукинг либо аннулировать билеты и вернуть пассажирам деньги. На тот момент наши автобусы уже были заполнены, мы не могли принять дополнительных пассажиров. Нам пришел ответ о том, что пассажиры получили соответствующее SMS-уведомление, — сообщила Жанна Лебедева.
Это то, о чем специалисты Intercars сообщали Эдуарду. Несколько раз Intercars обращался в FlixBus с уточнением, улажен ли вопрос с пассажирами, и всякий раз приходил положительный ответ. Специалисты двух компаний связывались между собой в том числе 4 и 6 ноября, казалось, что проблем не возникнет.
Однако ситуация не была улажена, что подтверждает случай Эдуарда. Более того, в Intercars Europe признали, что проблемы были и на других рейсах: 6 ноября были пассажиры, которые по той же причине не смогли уехать из Минска в Варшаву, а проблемы с обратным рейсом возникли не только 9-го числа, но и 10 ноября тоже.
В Intercars Europe отмечают, что пассажирам, попавшим в данную ситуацию, стоит направлять претензии FlixBus, так как именно эта компания получила плату за билеты.
— С нашей стороны мы сделали все, что могли. Мы не ожидали от столь крупной компании такого безответственного отношения к пассажирам. Именно эта сторона несет ответственность перед пассажирами по уведомлению (о рейсе, об отмене и т. д.), тем более компания не передает контактные данные пассажиров перевозчикам, а фамилии и имена пассажиров видны только в их приложении для водителей на ближайшие 4 дня поездок, — заявила Жанна Лебедева.
Между тем вспоминается случай, произошедший летом 2018 года. Тоже большие выходные, тоже автобус Минск — Варшава. 10 человек, хоть и имели оплаченные билеты на автобус, поехать не смогли: мест не было. И речь снова об автобусе Intercars, тогда билеты пассажиры приобрели через платформу Busfor. История повторилась.
После публикации с Onliner связались и другие читатели, которые столкнулись с аналогичными проблемами в минувшие выходные. Такие же билеты, купленные у FlixBus, такие же списки Intercars, в которых не было нужных фамилий.
— Это наша история! Мы ехали с женой из Варшавы 10-го числа, нас тоже не взяли. Но водители оказались очень даже любезными парнями, — рассказал наш читатель. — У нас билеты были из аэропорта, нас не оказалось в списке, и я попросился докинуть нас хотя бы до автовокзала. Аэропорт находится за городом, ночь на дворе, водители любезно согласились подвезти, денег не взяли, сказали, что чисто по-человечески нас понимают, но помочь не могут — мест нет.
Водители подсказали, что после полуночи должен быть автобус до Бреста, на нем и уехали наши читатели, а в Бресте пересели на поезд.
— У меня к Intercars особо претензий нет. FlixBus брал с меня деньги, он присылал уведомления (9-го и 10-го числа) — думаю, он должен был все и организовывать. Мы написали им письмо, пришел ответ, что наша проблема зафиксирована, ждите решения. Помимо нас, в такой же ситуации оказалось еще 8—10 человек, — отметил собеседник.
Любопытный момент: те подтверждения, которые получили пассажиры 9-го и 10-го числа, — это не уведомления об отмене рейса, а вполне ясная и четкая информация о том, что все в полном порядке: «Мы рады вас видеть!»
Другой наш читатель рассказал корреспонденту Onliner, что столкнулся с той же проблемой 6 ноября в Минске. Он и его друзья собирались отправиться в небольшое путешествие в выходные, и Польша была первым пунктом назначения.
— Ситуация такая же, как и у остальных, только мы не смогли уехать из Минска, — рассказал собеседник. — Мы втроем с друзьями заранее купили билеты до Варшавы у FlixBus на 6 ноября (автобус Минск — Варшава, отправление в 21:00). Из Варшавы у нас дальше был самолет. В назначенное время стоял автобус Intercars, номер автобуса совпадал с тем, что был указан в билете. Но нам сказали, что Intercars не отдавал билеты на продажу через FlixBus (не особо понятна схема их работы) и что наших имен в списках нет.
Наш читатель рассказал, что в такой же ситуации вместе с ними оказались 10—12 других пассажиров, которые не смогли попасть с оплаченными билетами на автобус.
— Естественно, перед большими выходными вариантов уехать уже не было. Рядом стоял автобус Ecolines, сотрудник начала искать билеты, сказала, что есть четыре места, предложила купить билеты. Но водитель заявил, что ждать не будет, закрыл дверь и уехал. Вот так мы не попали в Варшаву. В итоге «сгорели» билеты и на самолет, и на букинг апартаментов.
Пассажиры готовят претензии. Каждый из них из-за несостоявшейся поездки в общей сложности потерял по $150—160 в эквиваленте.
Еще одна пассажирка, которая не смогла уехать по своему билету в Варшаву, — наша читательница Эльмира. Шестого ноября она вместе с другом собралась в Варшаву, откуда затем планировала переехать во Вроцлав. Билеты были куплены у FlixBus заранее.
— Автобус должен был уходить в 21:00, мы заранее прибыли на вокзал, с багажом, у нас велосипеды были в чехлах. Прибыло два автобуса на загрузку, оба на Варшаву. Водители посмотрели свои списки и говорят: «А вас в списках нет», — рассказала читательница.
Никакие уговоры не помогли: билеты были, мест в автобусе не оказалось.
— Водители нас удивленно спрашивали: почему вы не знаете, что ваш перевозчик отменил рейс?
Уведомлений от FlixBus об отмене рейса ни Эльмира, ни ее друг не получали.
Им удалось уехать в Польшу, но это простое везение: договорились с водителем автобуса другой компании. И даже успели на пересадку в Варшаве, на свой автобус до Вроцлава. Удивительное дело: тоже FlixBus, те же, по сути, билеты, но на этот раз посадка прошла без проблем.
— Мы боялись, что раз отменена первая часть рейса, то и на второй автобус нас не пустят. Однако нет, все было нормально, нас впустили в автобус, — рассказала собеседница.
Она и ее друг написали претензии в службу поддержки FlixBus. Ответ пришел только Эльмире: ей принесли извинения, сославшись на партнера на территории РБ, который отменил рейс, а также пообещали вернуть деньги за билет. Не вернули пока, но пообещали.
Позиция компании FlixBus до сих пор остается неясной. Корреспондент Onliner отправил предложение прокомментировать ситуацию, однако ответа пока не последовало. Мы опубликуем комментарий в том случае, если его удастся получить.
Пассажиры, которые не смогли уехать по своим билетам, также не получили никакого ответа о том, как будет урегулировано это недоразумение. Зато один из наших читатель в ответ на свою претензию получил письмо, в котором ему предложено по вопросом компенсации связываться с перевозчиком, с компанией ByerTrans, иначе говоря с Intercars.
Похоже, ни одна из сторон не торопится брать ответственность за произошедшее.
Читайте также:
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by