«В комментариях иногда упрекают, мол, вы часто упоминаете европейский опыт, а вот съездили бы и посмотрели, что там к чему, — говорит Юрий Краснов. — Вот мы взяли и съездили в Литву, посмотрели, как организован поворот направо на красный свет, как действуют водители на скоростных трассах, как устроено велодвижение и так далее». Ведущий «Разборов...» делится впечатлениями от поездки по балтийской стране.
Дорогу А1, связывающую Вильнюс, Каунас и Клайпеду, иногда называют первым автобаном в СССР, построенным по западноевропейским стандартам. Хотя есть иные точки зрения и другие достойные советские шоссе, претендующие на этот статус. Как бы то ни было, бóльшая часть нашей поездки по Литве проходит именно по этой дороге. У Юрия Краснова на ее счет такое мнение:
— Боль наших трасс — это левонамагниченные водители. Так вот их тут практически нет. Водители совершают опережение и сразу принимают правее, даже если впереди виднеется еще один автомобиль, который движется явно медленнее. Это хорошая привычка. Очень быстро ты сам начинаешь вести себя подобным образом, так сказать стараешься придерживаться европейских стандартов.
Магистраль А1 представляет из себя дорогу с четырьмя рядами для движения и разделительной полосой. Интересно, что на довольно продолжительном участке в теплое время года скоростной режим ограничен 130 км/ч. А с 1 ноября по 31 марта вводится лимит в 110 км/ч.
— Покрытие в целом неплохое, хотя местами видны латки, появляется волнистость, — продолжает ведущий рубрики. — Но нет такого, как на нашей М1, когда проезжаешь стык, а кажется, будто потерял часть подвески.
Проехав еще сотню километров, наш водитель делится очередным наблюдением:
— В целом уровень мастерства у литовских водителей хороший, и это чувствуется. Они не мешают другим действовать, даже если те нарушают ПДД. Дескать, это не мое дело. Приведу пример. Перед нами с явным превышением двигался водитель на новеньком кроссовере Volvo. Перед ним со второстепенной вырулил другой автомобиль. Это была не аварийная ситуация, но мужчине за рулем паркетника пришлось заметно снизить скорость.
Представляю, что началось бы в наших условиях: опасное опережение, резкое перестроение, торможение... А тут все спокойно: кроссовер притормозил, никакого «учительствования» и нервов. Водитель как бы берет на себя ответственность в случае нарушения и никому не предъявляет претензии, если окружающие, условно говоря, мешают.
— Однако во время плохих погодных условий дорожное поведение меняется, — дополняет вскоре Юрий Краснов. — Например, при попытке опередить водители тоже склонны увеличивать скорость. Это похоже на обиду: ты что, самый умный? Рискуешь рядом со мной? Тогда усложним тебе задачу. Возможно, это связано с опасением, что опережающий совершит боковое столкновение.
Погода в Литве такая же переменчивая, как в Беларуси. Пока движемся, наблюдаем все поры года, как в сказке «Двенадцать месяцев». В Друскининкае оттепель. В Каунасе чуть подморозило. А за 50 км до Клайпеды начинается настоящая зима (самое интересное, что в самой Клайпеде был лишь небольшой дождик): снег валился с неба хлопьями на проезжую часть, где образовывалась кашица.
— Ехать больше 110 км/ч крайне опасно, — констатирует ведущий «Разборов...». — Мы движемся 90 км/ч, и ESP постоянно срабатывает.
На следующее утро СМИ сообщают о череде происшествий. Получается такой день жестянщика по-литовски. Но что примечательно, аварий много, а пострадавших и погибших нет.
На А1 видим последствия одного из ДТП: фура сложилась в кювете, достать ее оперативно не получилось. Рядом никого нет. Вероятно, водитель отправился за подмогой.
А при подъезде к самой Клайпеде замечаем, как из кювета пытаются достать Ford Galaxy. Останавливаемся, спрашиваем, чем помочь. Водитель BMW X6, иронично усмехнувшись, отказывается: «Справимся». И правда, через минуту-две минивэн оказывается на проезжей части.
— Обратите внимание, Opel не доехал до сетки, — говорит ведущий рубрики. — Могу предположить, что водитель до последнего пытался вырулить, и когда уже понял, что съезда с дороги не избежать, сделал все аккуратно и мягко. У нас же часто бросают руль или устраивают «болтанку», только усугубляя последствия.
Юрий Краснов довольно высоко оценивает уровень мастерства водителей в Литве:
— История этой страны почти всегда была связана с машинами. В советское время Прибалтика считалась Меккой автомобильного спорта. Моряки были первыми, кто начал привозить иномарки. Вскоре Клайпеда стала огромным перевалочным пунктом для американских седанов и минивэнов. Неудивительно, что литовцы отлично обращаются с машинами, умеют и любят ими управлять.
Но при этом к автомобилям они относятся спокойно. Для них это коробка, служащая для перевозки людей и грузов. У белорусов, хорошо помнящих автодефицит, отношение к машинам иное, более эмоциональное. Это часто средство бравады, демонстрация положения в обществе, что может приводить к конфликтам и происшествиям.
А еще ведущий «Разборов...» обращает внимание, что в этой стране довольно редко используют «аварийку» в качестве благодарности. В Каунасе наш водитель постоянно уступает в заторах, но никто не моргает в ответ поворотниками. Почему? Да все просто.
В Европе уступать и помогать друг другу на дороге в порядке вещей. Не важно, в какой ситуации и за рулем какой машины ты оказался. А раз привычное дело, то никто не считает нужным благодарить.
На одной из заправок разговариваем с местной автомобилисткой. Девушка соглашается порассуждать о водительских привычках: «Все зависит от города. Например, я считаю, что в Вильнюсе автомобилисты более дружелюбные, чем в Каунасе. А в Шяуляе, так уж вышло, много людей в возрасте. Там надо быть начеку и ждать, что местные за рулем будут вести себя как „потеряшки“».
— А что вы скажете об автомобилях с белорусскими номерами? — спрашивает ведущий рубрики.
— Мне кажется, вы более дружелюбные. Всегда подвинетесь, примете правее, уступая дорогу.
— Серьезно? Нам, наоборот, показалось, что у вас более опытные и организованные водители. Вот как получается: попадая в другую страну, всегда отмечаешь более позитивные моменты.
Много наблюдений за время поездки по дорогам соседней страны касается организации движения. Например, в Каунасе в некоторых местах проезжей части нанесены ромбы. Наше предположение оказывается верным: они призваны предупредить об опасности.
Чуть позже, загуглив, узнаем: это местная инициатива, из-за чего между муниципалитетом города и Министерством транспорта и коммуникаций разгорелся большой спор.
Каунасские чиновники считают, что ромбы, размещенные перед пешеходными переходами, предупреждают об опасности. А транспортники убеждены: эта незнакомая разметка может сбить с толку других водителей. Литва входит в ЕС, где должны действовать одни и те же стандарты.
Попадая в литовский город, немец или француз вправе ожидать понятных знаков или символов, так же как литовец, оказываясь в Германии или Франции.
— Да, идея спорная, — соглашается Юрий Краснов. — Но я хочу сделать акцент на самом факте и стремлении чиновников улучшить ситуацию. Поневоле задумываешься, а как бы было у нас? Городские активисты внесли бы предложение. Потом его бы отклонили, указав формальную причину. А почему? Никто не хочет рисковать и брать на себя ответственность, все боятся совершить ошибку. Вот так, перестраховываясь, стагнируем, вместо того чтобы улучшать ситуацию.
На европейских дорогах обустроено много круговых перекрестков. В Беларуси они тоже есть, вот только дьявол кроется в мелочах. В детали посвящает ведущий «Разборов...»:
— В Литве круги имеют по одной полосе, там в принципе не может быть конфликтов, как в Минске, например, на Запорожской площади. Такие перекрестки находятся, как правило, на дорогах с небольшой интенсивностью движения. А значит, заторы там не образуются. Это решение позволяет исключить конфликт левого поворота на трассах, где скорость выше среднегородской. В целом хорошее средство для успокоения движения.
Как признается Юрий Краснов, к мини-кольцам так быстро привыкаешь, что обычный перекресток на загородной трассе начинает восприниматься как нечто странное: «Литовцы при въезде на круг указатель поворота не включают, а вот при съезде — обязательно. Белорусы действуют иначе, и это бросается в глаза. Различие в местных особенностях».
Также ведущий рубрики положительно оценивает опыт применения приподнятых перекрестков: «Тот, кто едет по главной, хочешь не хочешь, а притормаживает. В то же время это шанс выехать со второстепенной, а пешеходам — комфортно пересечь дорогу. Вообще, искусственные неровности в Литве „мягкие“, тогда как в Беларуси многие „спящие полицейские“ вынуждают снижать скорость практически до нуля».
Восхищенные белорусские водители, вернувшись из Литвы или Польши, иногда рассказывают: «Там разрешено ездить на красный!»
Ведущий «Разборов...» напоминает о нюансах, которые порой остаются за скобками: «Во-первых, разрешен поворот направо. А во-вторых, только при наличии таблички с зеленой стрелкой. Есть она далеко не везде. Такой прием применяется обычно на перекрестках с небольшой интенсивностью».
Назвать это идеальным решением нельзя. Существует риск наезда на пешехода, который собирается пересекать проезжую часть на законный зеленый.
— Сейчас в Литве вступили в силу новые изменения. Если на основном сигнале светофора нет контурных стрелок и он горит зеленым, а стрелка направо — нет, то все равно можно выполнить поворот, — цитирует комментарии к ПДД Юрий Краснов. — В этой связи я хотел бы заметить, что на многих перекрестках для каждой полосы установлены отдельные светофоры, а не дополнительные секции, как у нас. Это позволяет устранить недопонимание и снизить риск совершения ошибки со стороны водителей.
Также ведущий рубрики замечает, что на некоторых пересечениях отсутствуют дублирующие светофоры. Цель очевидная: предотвратить выезд на перекресток в условиях затора. Наряду с этим применяется «вафельница», которую собираются узаконить в Беларуси в очередной редакции ПДД.
Что еще очень бросается в глаза в Литве, так это огромное значение, которое уделяется разметке. В белорусских ПДД приоритет за дорожными знаками, хотя водители в первую очередь смотрят на проезжую часть, а только потом наверх и в сторону. Стало быть, разметка виднее и важнее, но...
— Разметка выполнена очень четко во всех отношениях, — восхищается ведущий «Разборов...». — Видишь, где твоя полоса, а где — соседа. Два вида разметки не пересекаются, как бывает на минских кольцах.
Часто можно увидеть, что роль разметки выполняет, скажем, плитка или камень другого цвета. Это долговечное решение не требует обновления материалов, труда сезонных рабочих и так далее.
Хорошее решение замечено нами в Паланге. На некоторых участках полоса разгона отделена делиниаторами или столбиками. Это позволяет разграничить потоки на сложных стыковых отрезках дорог. Наиболее ущемленному направлению предоставляют возможность набрать скорость и спокойно влиться в трафик.
Подытоживая разговор про организацию дорожного движения, хочется обратиться к примеру Паланги. Крохотный туристический городок, который живет в курортный сезон, может показать пример всей Беларуси. На главной улице все устроено так, что есть место и личному транспорту, и общественному, а также велосипедистам, людям с ограниченными возможностями. Пути обозначены с помощью цветового кодирования. Пример великолепно организованной инфраструктуры.
— Интересно, что автобусам разрешено движение во встречном направлении, — говорит ведущий рубрики. — А ведь в Минске в свое время такое тоже было. Часть ул. Хоружей была односторонней, но автобусов этот запрет не касался. Увы, почему-то это решение не получило развития.
— Во время поездки по Литве у меня неожиданно проявилась ностальгия, — признается Юрий Краснов, прощаясь с дорогами соседней страны. — Попав сюда, я словно окунулся в детство, в то время, когда отец учил меня принципам вождения. Тогда были приняты общие правила взаимодействия, все действовали по одним канонам и потому предсказуемо. Во всяком случае, никто здесь не собирается мешать, даже если другой водитель решит нарушить ПДД. В конце концов, это его ответственность, в чем и заключается существенная разница.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by