Подводим итоги расследования по антифризам. Честно говоря, результаты получаются удручающие. В нашей итоговой таблице 11 из 36 проанализированных образцов отмечены красным цветом. Это значит, что они не отвечают требованиям, заметим, довольно лояльного к охлаждающим жидкостям законодательства. Наивно было бы рассчитывать на стремительную реакцию, но когда корреспонденты Onliner отправились в магазины, то настало время удивляться опять: на прилавках выставлены продукты под тем же названием, что замерзли во время температурного испытания раньше времени.
В самом начале расследования специалисты поделились такой оценкой происходящего на рынке Беларуси: «Около 50% жидкостей, продающихся под видом антифризов, следует отнести к т. н. суррогатам. Они не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством».
Эти слова нашли подтверждение во время изучения и исследования рынка.
Если анализировать результаты двух экспертиз, то получается следующая картина: у 3 из 36 образцов в большом количестве обнаружен метанол. То есть это не случайное попадание на уровне микропримеси, а осознанное удешевление продукта (метиловый спирт стоит гораздо дешевле этиленгликоля).
А еще 9 образцов (включая один метаноловый) стали замерзать раньше времени: при минус 22 °C, минус 29,5 °C, минус 31,5 °C... Напомним, по техническому регламенту Таможенного союза температура начала кристаллизации не должна быть выше минус 35 °C.
Оказалось, что 11 из 36 приобретенных нами антифризов не отвечают требованиям законодательства. Это почти треть! Но значит ли, что остальные, выдержавшие испытания, можно смело заливать в радиатор? Не факт...
— Основной химический состав и температура начала кристаллизации — это базовые требования, которые предъявляет законодательство к антифризам, — подчеркивает Евгений Рязанов, начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс» (компания выступает партнером расследования). — Но даже этим мягким критериям часть охлаждающих жидкостей не соответствует. Это может свидетельствовать об удручающем положении вещей на рынке.
Наиважнейшим свойством антифризов специалисты называют вовсе не стойкость к низким температурам, а антикоррозионные свойства. Чтобы исследовать данную характеристику, охлаждающие жидкости пришлось бы тестировать в течение нескольких недель — на предмет того, как они влияют на разные металлы, используемые в современном двигателе. Но вот незадача: в Беларуси аккредитованную организацию, которая согласилась бы провести такое исследование, мы не нашли.
Даже то исследование, которое проводилось, обошлось недешево и заняло продолжительное время. Сложно поверить, что обычный автовладелец будет тратить деньги и время на исследования, адвокатов, суды, дабы доказать факт приобретения некачественной охлаждающей жидкости. Проще поменять радиатор, промыть систему и купить продукт подороже.
Что уж говорить, если корреспондентов Onliner некоторые изготовители антифризов пытались обвинить в том, что они якобы не так отбирали антифризы, не там исследовали и т. д.
Представьте, если обычный покупатель придет с претензиями в магазин и продемонстрирует открытую банку или тем более сошлется на устное заключение механика...
Неочевидность влияния некачественного антифриза на поломку и отнесенность во времени (помпа не выходит из строя через месяц после того, как в радиатор залили суррогат) предопределили текущее положение вещей.
Обратим внимание на закономерность: три метаноловых антифриза поставлены из России. Из девяти образцов, замерзших раньше времени, пять произведены в Беларуси (четыре — одним и тем же изготовителем), три завезены из РФ, один — из Литвы.
Эксперты комментируют это так: «Основной поток суррогатов поступал из России. Но в последние годы продукция небольших белорусских предприятий также была замечена в несоответствии требованиям законодательства. По нашей информации, консультировали этих изготовителей специалисты из РФ».
После того как результаты экспертизы были объявлены, мы решили посмотреть, что продается в торговых объектах Минска. Изменилась ли ситуация? Произошла ли реакция? Сразу оговоримся: те жидкости, в которых был обнаружен метанол (Unix, «Трасса» и «Сибирь»), мы не увидели.
Однако в гипермаркете ProStore, где ранее был приобретен антифриз Nordtec желтого цвета (температура начала кристаллизации купленного нами образца составила минус 34,5 °C), мы обнаружили такую же с виду банку.
Рядом стояла канистра с жидкостью красного цвета, продающаяся под этим же брендом. Правда, с новой этикеткой. В частности, теперь нет указания на компанию Jodima, а просто сказано, что охлаждающая жидкость произведена по бельгийской технологии.
Там же мы нашли канистры с этикетками Sibiria и MaxLane. Ранее эксперты установили, что образец, взятый из приобретенной нами банки Sibiria, начал кристаллизоваться при минус 33 °C, из канистры MaxLane — при минус 30 °C.
В строительном гипермаркете ОМА схожая картина. Видим MaxLane, Sibiria... Под некоторыми — яркие таблички с объявлением скидки.
Заглядываем в ТЦ «Автозапчасть» на улице Некрасова, который пользуется популярностью у автомобилистов. А там — Eurofreeze AFG12+. Исследуя наш образец данного антифриза, специалисты определили, что его температура кристаллизации составляет минус 31,5 °C.
Во многих точках представлен Polaris производства ПТЧУП «КиликияПлюс», чья продукция тоже исследовалась и вызвала вопросы у экспертов.
А еще в этом торговом центре мы нашли старую знакомую — охлаждающую жидкость EuroCar. Помните странную историю с двумя производителями «идентичной продукции»? Так вот она продолжается, и мы обязательно к ней вернемся.
Аналогичный ассортимент представлен на авторынке ТЦ «Экспобел» — замечаем Eurofreeze, Polaris, Sputnik, Pilots... Именно бюджетные охлаждающие жидкости, по словам специалистов, пользуются наибольшим спросом у покупателей. Это тоже говорит об определенном уровне информированности автомобилистов.
Приходится смириться, что без специального инструмента и исследования определить качество антифриза практически невозможно. Максимум можно узнать с помощью blank.bisc.by, кто получил контрольный знак. Но что вы потом будете делать с этими данными? О чем вам скажет название ООО или ТЧУП?
Указание изготовителя охлаждающей жидкости тоже мало чем поможет. Например, этикетки метиловых антифризов выводили на малоизвестные предприятия из Дзержинска Нижегородской области. Хотя там же есть изготовители, которые производят вполне приличный продукт.
По нашим наблюдениям определенной красной чертой может быть стоимость 1 кг (1 л) антифриза в 5 рублей. Если цена ниже, то риск приобрести суррогат существенно повышается. Хотя это не значит, что недорогая охлаждающая жидкость обязательно будет некачественной.
В идеале, как считает Евгений Рязанов, автовладелец вообще не должен вникать в нюансы обслуживания транспортного средства: «Когда мы заболеваем, то обращаемся к врачам, хотя вроде бы и так понятно, что делать при гриппе. Точно так же, отдавая машину на сервис, мы вправе рассчитывать, что нам окажут квалифицированную помощь: в двигатель зальют качественное масло, а в радиатор — хороший антифриз».
Против этой точки зрения говорит негативный опыт обслуживания автомобилей даже в крупных сервисах. Такие случаи по-прежнему широко обсуждаются в публичной сфере.
А еще необходимо учитывать некоторые ментальные особенности. Попробуйте посоветовать кому-нибудь из белорусских автомобилистов, как лучше обслуживать машину. Узнаете много интересных фактов о себе...
Так что наверняка часть автолюбителей по-прежнему будет приезжать на СТО со своим набором техжидкостей и расходников. Имеют право! Наш же совет в этом случае такой: перед походом в магазин узнайте требования производителя автомобиля и заранее выберите приличный продукт.
Эксперты «Шате-М Плюс» надеются, что со временем рынок приобретет цивилизованные черты, а водители будут чаще доверять обслуживание машины профессионалам. В качестве примера того, что они и сами готовы меняться, в компании приводят такой пример: «После исследования антифриза, который фигурировал в расследовании Onliner, мы отказались от данного продукта, хотя с точки зрения бизнеса это неправильно — товар был очень востребованным: в общей доле охлаждающих жидкостей на него приходилось до 30—35% продаж».
В итоговой таблице мы решили свести основные сведения об антифризах, приобретенных в рамках расследования: название охлаждающей жидкости, температура начала кристаллизации, основной химический состав. Указана также информация о производителе, получателе контрольного знака и цена.
Красным цветом и жирным шрифтом выделены те показатели, которые не отвечают требованиям законодательства, оранжевым цветом и курсивом — то, что, по словам экспертов, стоило бы указать на этикетке (и чего нет).
Название антифриза |
Температура начала кристаллизации (заключение лаборатории БНТУ) |
Основной химический состав (заключение Государственного комитета судебных экспертиз) |
Производитель |
Получатель контрольного знака |
Цена (за банку, промаркированную как 1 кг, 1 л или около того) |
Nordtec (красного цвета) | Минус 22 °C | Вода, этиленгликоль, глицерин | ПТЧУП «КиликияПлюс» (Беларусь) | ПТЧУП «КиликияПлюс» | 5 рублей |
Nordtec (желтого цвета) | Минус 34,5 °C | Вода, этиленгликоль, глицерин | ПТЧУП «КиликияПлюс» (Беларусь) | ПТЧУП «КиликияПлюс» | 3,99 рубля |
MaxLane | Минус 30 °C | Вода, этиленгликоль, глицерин | ПТЧУП «КиликияПлюс» (Беларусь) | ПТЧУП «КиликияПлюс» | 4,45 рубля |
Polaris | Минус 36,5 °C | Вода, этиленгликоль, глицерин, 2-этилгексановая кислота | ПТЧУП «КиликияПлюс» (Беларусь) | ПТЧУП «КиликияПлюс» | 4 рубля |
«Авто1» | Минус 28,5 °C | Вода, этиленгликоль, глицерин | ПТЧУП «КиликияПлюс» (Беларусь) | ПТЧУП «КиликияПлюс» | 5,82 рубля |
Comma XStream G30 | Минус 39 °C | Вода, этиленгликоль | Comma (Великобритания) | ООО «Еврозапчасть» («Армтек») | 21,67 рубля (включая 5 рублей за доставку) |
Sibiria | Минус 33 °C | Вода, этиленгликоль | ООО «Дзержинский завод органического синтеза» (Россия) | ЧТУП «АвтоКиликия» | 4,99 рубля |
«Сибирь» | Минус 35 °C | Вода, этиленгликоль, глицерин, метанол | ООО НПО «Органик-Прогресс» (Россия) | ЧТУП «АвтоКиликия» | 4 рубля |
Fortis Premium (красного цвета) | Минус 37 °C | Вода, этиленгликоль | ПТУП «АзотХимФортис» (Беларусь) | ПТУП «АзотХимФортис» | 4,97 рубля |
Fortis Econom (зеленого цвета) |
Минус 36,5 °C | Вода, этиленгликоль | ПТУП «АзотХимФортис» (Беларусь) | ПТУП «АзотХимФортис» | 4,87 рубля |
Patron | Минус 42,5 °C | Вода, этиленгликоль, глицерин | ООО «Тосол-Синтез-Инвест» (Россия) | «Шате-М Плюс» | 8 рублей |
Eurofreeze AFG12+ | Минус 31,5 °C | Вода, этиленгликоль | ООО «Евразия Лубрикантс» (Беларусь) | ООО «Евразия Лубрикантс» | 5 рублей |
Motul Inugel Optimal | Минус 38 °C | Вода, этиленгликоль | Motul (Франция) | «Шате-М Плюс» | 18,9 рубля |
EuroLine | Минус 38,5 °C | Вода, этиленгликоль, боратран, глицерин | Chemia Bomar (Польша) | ООО «Онза-Авто Люкс» | 6,42 рубля |
Pilots | Минус 36 °C | Вода, этиленгликоль, глицерин, изопропанол | ООО «Стрэкстэн» (Россия) | ЧТУП «АвтоНИКАхим плюс» | 4,81 рубля |
«Лукойл» | Минус 37 °C | Вода, этиленгликоль, 2-этилгексановая кислота | «Обнинскоргсинтез» (Россия) | ИООО «Лукойл Белоруссия» | 5,34 рубля |
Luxe | Минус 42 °C | Вода, этиленгликоль, 2-этилгексановая кислота, изопропанол, глицерин | АО «Делфин индастри» (Россия) | СООО «Юнайтед компани» | 9,9 рубля |
GreenCool | Минус 37,5 °C | Вода, этиленгликоль, глицерин, 2-этилгексановая кислота | СООО «М-Стандарт» (Беларусь) | СООО «М-Стандарт» | 5,61 рубля |
Felix | Минус 41 °C | Вода, этиленгликоль, глицерин, 2-этилгексановая кислота | ООО «Тосол-Синтез-Инвест» (Россия) | ООО «Боникс Авто Плюс» | 5,16 рубля |
X-Freeze | Минус 35,5 °C | Вода, этиленгликоль, глицерин, 2-этилгексановая кислота | ООО «Синтез-Пак» (Россия) | ООО «Боникс Авто Плюс» | 4,3 рубля |
ROLF | Минус 40 °C | Вода, этиленгликоль, 2-этилгексановая кислота | ROLF (Германия?) | ЧТУП «АвтоКиликия» | 6 рублей |
Mannol AF12+ | Минус 44 °C | Вода, этиленгликоль, 2-этилгексановая кислота | Sudheimer Car Technik — Vertriebs GmbH (Германия?) | ООО «Евразия Лубрикантс» | 7,58 рубля |
Onzoil Optimal | Минус 36,5 °C | Вода, этиленгликоль, глицерин, 2-этилгексановая кислота | СООО «М-Стандарт» (Беларусь) | СООО «М-Стандарт» | 5,69 рубля |
Sintec | Минус 41,5 °C | Вода, этиленгликоль, 2-этилгексановая кислота | «Обнинскоргсинтез» (Россия) | ЧТУП «АвтоКиликия» | 6,1 рубля |
Lesta | Минус 32 °C | Вода, этиленгликоль, глицерин, 2-этилгексановая кислота | Lesta Industries (Литва) | СООО «Амазис» | 6,3 рубля |
Eni | Минус 37,5 °C | Вода, этиленгликоль, диэтиленгликоль | Eni (Италия) | «Шате-М Плюс» | 9,31 рубля |
Unix | Минус 35 °C | Вода, глицерин, метанол, 2-этилгексановая кислота | ООО «Химсеть» (Россия) | ООО «Энерджи Групп» | 4 рубля |
«Трасса» | Минус 20,5 °C | Вода, глицерин, метанол, 2-этилгексановая кислота | ООО «Торговый дом „Тосол“» (Россия) | ООО «Город масел» | 3 рубля |
MegaZone | Минус 35 °C | Вода, этиленгликоль, глицерин | СООО «М-Стандарт» (Беларусь) | СООО «М-Стандарт» | 6,53 рубля |
Focus | Минус 35 °C | Вода, этиленгликоль, глицерин | СООО «М-Стандарт» (Беларусь) | СООО «М-Стандарт» | 4,99 рубля |
Wolf | Минус 39 °C | Вода, этиленгликоль, 2-этилгексановая кислота | Wolf (Бельгия) | ООО «Л-авто» | 8,34 рубля (+ 5 рублей за доставку) |
Sputnik | Минус 29,5 °C | Вода, этиленгликоль, глицерин, изопропанол, 2-этилгексановая кислота | ООО «Промсинтез» (Россия) | ООО «Авто Вижен» | 5 рублей |
Kroon Oil | Минус 37 °C | Вода, этиленгликоль, 2-этилгексановая кислота | Kroon-Oil B.V. (Голландия) | ООО «Мотехсавтозапчасти» | 24 рубля |
Antifreeze AM35 (G11, вне зачета) | Минус 40 °C | Вода, этиленгликоль | ПТУП «АзотХимФортис» (Беларусь) | ПТУП «АзотХимФортис» | 5,18 рубля |
Repsol (концентрат, вне зачета) | Минус 41 °C | Вода, этиленгликоль | Repsol (Испания) | ООО «Фострейд» | 23 рубля |
Petronas (концентрат, вне зачета) | Минус 40 °C | Вода, этиленгликоль | Petronas (Малайзия?) | ООО «Монлибон» | 16 рублей |
Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс» и сеть автосервисов «Евроавтосервис».
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by