Дорожный налог хотят сделать ниже на 20% для всех юрлиц, для «физиков» — при оплате за год

 
09 марта 2020 в 16:58
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by

Официальная статистика: в 2013 году к движению было допущено 1 869 723 авто, в 2019-м их стало 1 150 208. Всего же в стране, согласно тем же официальным данным, 4 382 870 машин. То есть игнорирует процедуру техосмотра почти 75 процентов. Работу по законопроекту об отвязке госпошлины от ТО практически завершили, в него войдут и пожелания граждан, озвученные во время общественных обсуждений, утверждают в эфире «Беларусь-1». Например, минимальный период оплаты — 1 месяц, максимальный — 24.

«Бóльшая часть водителей посчитала, что дешевле платить штрафы за движение без допуска, чем уплатить дорожный сбор, — говорится в сюжете. — Ведь контроль практически отсутствует. Большинство автомобилей, приезжающих на ТО, — транспорт юрлиц. Им необходимо получать разрешение для выезда на линию. В день приехало 10 машин, из них только три принадлежали физлицам».

По мнению директора УП «Белтехосмотр» Юрия Ленчевского, административная ответственность должна наступать не за отсутствие допуска к движению (наклейки), а за отсутствие своевременно пройденного техосмотра. Не проходит ТО с первого раза около 15 процентов от всего транспорта.

О планах, указанных в законопроекте, рассказал Игорь Пуркалик, начальник главного управления Минфина: «Контролировать систему будет транспортная инспекция. Мониторинг (контроль) будет осуществляться на базе республиканской системы мониторинга общественной безопасности (РСМОБ) с помощью технических средств, способных распознавать знаки госрегистрации. Планируем, указ будет внесен на рассмотрение президенту в ближайшее время. Новая система оплаты будет работать по принципу „ездишь — платишь, не ездишь — не платишь“. Для удобства подключена система ЕРИП».

Как заверяют, система мониторинга общественной безопасности способна взаимодействовать с любыми базами данных. Нужно просто сравнить полученные данные с данными из других систем («Белтехосмотр», страховые компании и т. д.). «Система готова быть источником информации для контроля ТС, участвующих в движении без оплаты дорожного сбора», — отметил Алексей Кныш, директор техоператора РСМОБ.

«Для стимулирования — скидки для физлиц в 20 процентов при оплате от года и более, для юрлиц планируют уменьшить сумму, — говорится в сюжете. — Для тех, кто игнорирует правила, предлагается выставлять счет в двойном размере».


Что все это может значить?

Почти все озвученные планы уже фигурировали в так называемом «первоапрельском» законопроекте — том самом, который завернули весной прошлого года, — оплата за периоды, контроль с помощью камер, скидки в 20 процентов при оплате за год для физлиц. Впервые озвучено, что сумма будет уменьшена для юрлиц. Сейчас за легковушку (1,5—2 тонны) физлицу нужно заплатить 6 базовых, юрлицу — 9 базовых величин. Но юрлица согласно законопроекту не смогут платить помесячно, только за год. А «физики» при такой оплате уже получают скидку. Поэтому было принято решение уравнять условия, прокомментировали Onliner в Минфине.

Важная информация заключается во фразе «счет в двойном размере», сказанной в сюжете. Если это так, платить придется больше. Предположим, это значит, что водителя не будут привлекать к административной ответственности в автоматическом режиме при фиксации камерами. К такому способу прибегает система BelToll. Письма с требованием об оплате в увеличенном размере рассылаются транспортной инспекцией, также взыскание оплаты может произойти и на дороге инспектором. Плати на месте — или автомобиль эвакуируют до уплаты. Допустим, в случае с дорожным сбором намерены применить тот же принцип. Этот ход избавляет от внесения изменений в КоАП. На сегодня статья 4.9 Кодекса предусматривает ответственность собственников (владельцев) транспортных средств только в случаях фиксации превышения скорости, нарушения правил парковки. Не более. Выходит, при даже единократном нарушении водитель, не оплативший госпошлину, вынужден будет заплатить штраф по 18.12.5 КоАП («Управление ТС, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо которое не зарегистрировано в установленном порядке») — от 1 до 3 базовых величин. Плюс к штрафу — тот самый «счет в двойном размере»? При этом неясно, речь идет о счете за месяц или за год. В Минфине подчеркнули Onliner, что к их спикеру (фактически разработчику законопроекта) эта фраза не имеет отношения.

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей