Транспорт в белом халате: от «Волги» до Mercedes и Volkswagen

03 апреля 2020 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

Транспорт в белом халате: от «Волги» до Mercedes и Volkswagen

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

Пожалуй, это самые, если так можно выразиться, благородные специальные машины. Речь, конечно же, об автомобилях скорой медицинской помощи. Сегодня ситуация в мире складывается таким образом, что оснащенность медицины техникой и транспортом становится не просто важной, а колоссально важной. Как дела с транспортом у белорусских медиков сейчас и как было в недавнем прошлом?

Во времена СССР

В советские времена автопарк белорусских медиков был ровно таким же, как по всему СССР. В послевоенные годы — «полуторки», как в «Кавказской пленнице», в 1960-е — 22-е «Волги» и медицинские версии ЗИМов, в 1970-е и 1980-е — РАФы и «Волги» ГАЗ-24-03. Найти именно белорусские фотографии советского периода сейчас непросто, зато доступны коллекционные модели таких машин.

Например, именно минскую версию медицинского ЗИМа с надписями «хуткая медыцынская дапамога» лимитированно выпускала фирма DIP Models. Недешево. На старте предзаказов было около 200 евро. Сейчас эти модели стоят еще дороже.

Первые годы независимости

Когда Беларусь стала независимым государством, в парке скорой медицинской помощи остались автомобили тех же марок, что и при СССР, — РАФы да «Волги». Но худо-бедно парк все-таки обновлялся, и к середине 1990-х на линию уже выходили РАФы, «Волги» и «буханки», выпущенные не при СССР, а после распада Союза.

Медицинский RAF-2915-02 — это классический представитель карет скорой помощи эпохи заката завода микроавтобусов РАФ. Выпускался с 1994 по 1997 год вплоть до самого банкротства предприятия. В Беларуси эти машины эксплуатировались примерно до середины нулевых, причем эксплуатировались нещадно, поэтому уже к миллениуму многие экземпляры выглядели, мягко говоря, неважно.

Рабочей лошадкой белорусской службы скорой медицинской помощи оставалась и специальная версия газовской «Волги». В данном случае это первая постсоветская версия — ГАЗ-31023, выпускавшаяся в 1993—1997 годах. Обратите внимание: надписи и логотипы «03» нанесены краской еще с помощью «олдскульных» трафаретов советского стандарта.

На смену ГАЗ-31023 пришел ГАЗ-310231, который выпускался еще 10 лет и стал последней медицинской «Волгой» в истории. Беларусь такие машины покупала, однако к концу первого десятилетия нового века почти все они были выведены из эксплуатации.

Ну и, конечно же, не обходилось в те годы без «буханки». Медицинские УАЗ-3962 в Минске встречались в разных цветах — голубом, белом, защитном хаки. Сейчас в столице таких уже не сыщешь, но в провинции их полно. Любопытно, что санитарная версия «буханки» до сих пор выпускается Ульяновским автозаводом и стабильно находит покупателей.

Все эти машины объединяло одно — тесный и небогато оснащенный медицинский салон. Не удивительно, что выход на арену нижегородской медицинской «ГАЗели» стал, без преувеличения, революцией в службе скорой медицинской помощи.

Медицинские термометры. Есть на складе

электронный, подмышечный/оральный/ректальный способ измерения, память: 1 измерение, водонепроницаемый

Эпоха «ГАЗели» в службе скорой помощи

Первые медицинские ГАЗ-32214 пошли в серию с лета 1996 года. Поначалу они были дефицитом и редкостью, но с начала нулевых стали массово появляться и в Беларуси. Автомобили с «клетчатой» хромированной решеткой радиатора — представители поколения с первым, если так можно выразиться, «фейслифтом». К первым годам нового века наши медики уже успели полюбить эти машины. И хоть их надежность оставляла желать лучшего, все-таки салон здесь был куда просторнее, чем у РАФа.

Затем было масштабное обновление модели с серьезным рестайлингом 2003 года, с 2010-го в производстве находится поколение «ГАЗель Бизнес». На снимке ниже — именно «Бизнес». Обратите внимание: полное остекление салона — верный признак того, что переоборудованием занимались в Беларуси. Этот брестский экземпляр создан компанией «Мидивисана» (торговая марка «Любава»). А награда в номинации «Самая самобытная окраска» однозначно уходит в Брест.

Эпоха классических «ГАЗелей» даже не думает заканчиваться. И хоть в Минске таких уже не осталось, в регионах этих машин полно, и новые их поставки в прошлом году еще точно были, хотя сейчас в гамме Горьковского автозавода есть куда более лучшая GAZelle Next. Разница между классической «ГАЗелью» и GAZelle Next такая же, как между «ГАЗелью Classic» и РАФом. Next — это шаг вперед, комфорт и инженерный уровень, сопоставимые с иномарками. Медицинские Next есть и в Беларуси, но их почему-то пока совсем немного.

Первые иномарки белорусской медицины

На рубеже веков белорусские медики уже пробовали на вкус иномарки. Было их очень мало, но свой след в истории они оставили. Помните минские медицинские Hyundai H100 в конце 1990-х? Было-было такое. Не знаю, кто и почему решил купить несколько таких машин, но по размерам салона они уступали даже древнему РАФу. Не прижились — новых поставок не последовало.

А вот этот автомобиль был флагманом столичной скорой медицинской помощи конца 1990-х. Знаменитая «утка» Mercedes-Benz T1, оснащенная одной из европейских фирм, в те годы казалась настоящим чудом.

Попытки обрести собственное

В дальнейшем иномарок у белорусских медиков стало много. Но до того как наступили те времена, наша промышленность предприняла несколько попыток наладить в стране выпуск базового цельнометаллического фургона, на базе которого можно было строить кареты скорой помощи. Совместное предприятие «Форд Юнион» в поселке Обчак под Минском помимо легкового Ford Escort торжественно начало сборку и коммерческого цельнометаллического фургона Ford Transit. Случилось это летом 1997-го. Худо-бедно производство просуществовало всего три года, но на базе белорусских Ford Transit успели штучно начать делать автомобили скорой помощи. Занималось этим СП «Евроконверс» (уже давно не существующее).

Этот экземпляр, скорее всего, именно из тех первых иномарок белорусской сборки первой волны. Работал он в медслужбе МВД, о чем красноречиво говорят красные номера.

В дальнейшем на площадях бывшего «Форд Юниона» было организовано новое юрлицо — СП «Юнисон», то самое, которое сейчас собирает Zotye, а прежде выпускало Samand. В середине 2000-х здесь освоили сборку польских цельнометаллических фургонов Lublin. Совместно с нижегородской фирмой «Самотлор-НН» сделали и очень хорошо оснащенную медицинскую версию. В 2005 году в Минске провели презентацию, но почему-то Минздрав не стал закупать такие машины. И хоть всего «Люблинов» в Обчаке собрали немалое количество, медицинских среди них были единицы. Несколько экземпляров в простой комплектации попали на службу в белорусские внутренние войска, а темой медицинских автомобилей «Юнисон» занимается и сегодня, изготавливая скорые на базе европейских фургонов.

Первую попытку наладить сборку легких коммерческих фургонов и микроавтобусов на могилевской площадке Минского автозавода скорее нужно относить к разделу технических курьезов. Дело было в 2010 году. Почему-то в качестве такого продукта выбрали один из китайских клонов древней уже на тот момент Toyota Hiace H100. А еще это была маленькая и тесная машина. Для адаптированной под Беларусь версии сделали свой дизайн передней части и поставили соответствующий логотип. Назвали проект красиво — «Ника». Завод «МАЗ-Купава» соорудил и медицинскую версию «Ники». Ожидаемо из проекта ничего не вышло, а медицинских автомобилей было собрано всего два. Оба так и остались работать при мазовской поликлинике.

Нынешний LCV от Минского автозавода на базе больших фургонов JAC — совсем другое дело. Вполне достойный и, главное, «полноразмерный» продукт. Только медицинских версий пока нет.

Ингаляторы. Все в наличии

размер частиц: 3–10 мкм, уровень шума: 65 дБ
Нет в наличии

На основе иномарок российской сборки

Белорусы пытались наладить у себя сборку цельнометалличесих фургонов очень медленно и вальяжно. Россияне сделали это куда быстрее. В частности, на заводе Ford Sollers в Елабуге счет собранным Ford Transit уже перевалил за 80 000 экземпляров. На базе российских Ford Transit в Беларуси делают свои скорые под торговыми марками «Любава» (теперь «АКтава») и «Юнимед».

«Юнимед» — торговая марка «Юнисона». Здесь пытались продвинуть в массы скорые, оборудованные в Беларуси на базе Mercedes-Benz Sprinter Classic нижегородской сборки. Машину активно возили по выставкам в 2016 году, но на дорогах именно такие скорые массово у нас не появились.

«Mерсы» и VW в белых халатах

Медицинские автомобили на базе моделей немецких брендов Mercedes и Volkswagen у нас в стране встречаются, но их относительно немного. В частности, этот реанимобиль класса С на базе рестайлингового Mercedes Sprinter второго поколения — одна из лучших медицинских машин Минска. Изготовитель — ООО «Автомобильные конструкции», та самая «АКтава», ответвление от «Любавы».

Темой медицинских VW Crafter занимались в Витебске. В 2010 году здесь было основано СООО «Грандискар», которое под торговой маркой «ВiтАўта» делало скорые по документации российского ООО «СТ-Нижегородец». С 2015 года «Грандискара» не существует, но его автомобили еще эксплуатируются.

На базе VW Сrafter новейшего поколения богатые реанимобили строит минская «АКтава». Представленный ниже экземпляр создан по техзаданию КУП «Минсксанавтотранс». А в начале нынешнего года «Автомобильные конструкции» поставили в Витебск реанимобиль на базе экзотического близнеца «Крафтера» — MAN TGE.

Французский «иностранный легион» службы 103

Но по-настоящему массовыми иномарками белорусской скорой медицинской помощи являются французские Citroen, Peugeot и Renault. Активно их закупать начали перед чемпионатом мира по хоккею 2014 года. В Минске именно «французы», можно сказать, окончательно вытеснили «ГАЗели». В других городах республики Citroen, Peugeot и Renault тоже есть, но пока дополняют «ГАЗели», а не заменяют их. С появлением у белорусских медиков Citroen Jumpy в автопарк вернулись АСМП малой размерности. Для решения многих задач автомобилей такого размера вполне достаточно.

Что касается полноразмерных скорых на базе французских фургонов, то первыми появились дорестайлинговые Citroen Jumper третьего поколения.

Брат-близнец «Джампера» — Peugeot Boxer — массово пришел в белорусскую скорую помощь в рестайлинговом варианте третьего поколения. И если переоборудованием Citroen занимался в основном «Юнисон», то Peugeot Boxer — это уже вотчина минского ЗАО «ТрансформАвто Плюс» (дочерней компании дилера Peugeot).

Фургоны Renault Master также популярны у белорусских медиков. Начиналось все с нескольких экземпляров второго поколения, но наиболее массовой стала третья генерация, с медицинскими салонами белорусских торговых марок «Любава», «АКтава» и «Юнимед». Используются как версии с короткой базой и низкой крышей, так и длиннобазные с высокой крышей.

Французские фургоны в белорусской скорой медицинской помощи — это в основном универсальные автомобили среднего по оснащенности класса B, но есть и реанимобили класса С.

Уникумы, не похожие на других

Отдельное явление в отечественном автопарке скорых — машины с оригинальными модульными кузовами. Такие кузова просторнее и позволяют размещать оборудование более свободно. Например, в США большинство автомобилей построены именно по этому принципу. Используются такие и в Европе. Пытались их внедрять также в России, но тема почему-то не пошла. Не прижилась практика и у нас. Тем не менее такие машины в единичных экземплярах были и есть.

В 1990-х состоялось первое пришествие в Беларусь польских малотоннажников Lublin. Задолго до «Юнисона» их собирали на БелАЗе. Специально для белазовского «Люблина» на «Купаве» разработали модульный медицинский кузов. В госзакупки такой автомобиль не попал: единственный построенный экземпляр был переоборудован в пассажирский фургон и еще долго работал внутризаводской «маршруткой» в Жодино.

В 2014 году скорую по каркасно-модульному принципу построил «БелГАЗавтосервис» (производит спецтехнику под торговой маркой «Белава») и подарил городу. Подарок так и остался единственным экземпляром, который работает на 7-й подстанции ССМП в Минске.

Казалось бы, c модульными машинами вроде бы все, но в прошлом году у нас появился UAZ Profi с оригинальным кузовом производства ульяновского ООО «Автодом». Идея сама по себе хорошая. Известна она у нас уже как минимум четверть века, но такая техника была и остается экзотикой.

Кто еще придет на помощь?

Весь основной гражданский парк автомобилей скорой помощи находится в ведении Минздрава. Но свои службы есть и у нескольких белорусских силовых структур, военизированных организаций. Конечно, задачи у них несколько иные, чем у гражданских медиков, но в условиях эпидемиологических ситуаций, подобных пандемии коронавируса, их транспорт будет отнюдь не лишним дополнением к парку Минздрава.

Крупнейший оператор медицинских автомобилей после Минздрава — это, безусловно, Минобороны. А основной медавтомобиль МО — уазик-«буханка». Эта машина точно переживет и ядерную зиму, и зомби-апокалипсис. Медицинских «буханок» у белорусских военных много.

Но военный медавтопарк состоит не только из них. Есть и «ГАЗели», и весьма экзотические Ford Transit китайской сборки. С 2006 по 2013 год они выпускались на совместном предприятии компании JMC и концерна Ford. Так что плодотворное военно-техническое сотрудничество белорусского военного ведомства с Китаем заключается не только в поставках внедорожников «Богатырь», броневиков «Дракон» и парадных кабриолетов.

Своя медицинская служба с автопарком имеется и у Внутренних войск МВД РБ.

Если к пациенту в случае совсем экстренной эпидемиологической ситуации приедет скорая с зелеными номерами, он должен знать — это пришел на помощь Госпогранкомитет РБ. У пограничников есть даже свои реанимобили.

Разумеется, собственная медицинская служба есть и у МЧС. В автопарке спасателей — медицинские «буханки», «ГАЗели» и некоторое количество иномарок. Флагманскими медицинскими машинами МЧС остаются реанимобили на базе VW Crafter, еще в 2007 году высококлассно оснащенные польской фирмой WAS Wietmarscher Polska SP.


Конечно, мы надеемся, что ситуация, когда придется мобилизовать весь имеющийся в стране медицинский транспорт, не наступит. Автомобили медиков всегда были важны, но сейчас особенно. Не забывайте уступать дорогу скорой.

Очистители и мойки воздуха. В наличии у магазинов

Выбор покупателей
мойка воздуха, расход воды до 350 мл/ч, для помещения до 50 м², шум 27 дБ, питание: сеть, цвет белый
климатический комплекс, расход воды до 220 мл/ч, для помещения до 25 м², шум 26 дБ, питание: сеть

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by