163
09 апреля 2020 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий; архив Дмитрия Гладкого

Маски в сторону! На грузовиках каких марок применяются кабины МАЗов

Для крупных автопроизводителей поставка кабин другим фирмам-изготовителям обычная практика. Минский автозавод тоже занимается такой деятельностью. Правда, об этом мало кому известно, поскольку подобное сотрудничество почти не освещается в медиасфере. А жаль! Ведь изделия минского предприятия устанавливались на грузовики марок Volat, КрАЗ, «Ямал» и других. Восполняем исторический пробел публикацией журналиста Дмитрия Гладкого.


Исторической справедливости ради отметим, что еще во времена СССР кабины МАЗов 500-й серии поставлялись на сторону. В частности, использовались для опытных грузовиков КрАЗ-253Б и КрАЗ-259Б в 1962-м, для четырехосного грузовика НАМИ-0145 в 1970-м и даже для монстроподобного гусеничного каналокопателя Д-583. Но то все были единичные опытные машины, а кабины, по сути, применялись как технологические за неимением альтернативы.

Мы же будем говорить о грузовиках с кабинами МАЗов (но не о самих МАЗах), которые по сей день присутствуют на рынке, являясь пусть и мелко-, но все же серийными изделиями небольших предприятий.

Классика для партнеров

Первый опыт поставок мазовских кабин как товарного продукта на сторону пришелся на то интересное время, когда радикально менялась страна, жизненный уклад и вообще все. В промышленном производстве был кризис, предприятия учились выживать в условиях зарождающегося рынка, разрабатывая и предлагая продукты, которых прежде не было в типаже автозаводов СССР.

Этот грузовик, который легко принять за среднетоннажный МАЗ, предназначался в первую очередь для бурно развивавшегося кооперативного движения. Однако это не МАЗ, а БЗСА-4706. С 1989 по 1993 год такие грузовички мелкосерийно выпускались в Азербайджане на Бакинском заводе специализированных автомобилей. В основе модели — агрегатная база автобусов ПАЗ-672, рама по лонжеронам унифицирована с ЗИЛами. В гамме же непосредственно Минского автозавода серийный среднетоннажник появится только к началу 2000-х.

1994 год. Минский завод колесных тягачей три года как отделился от Минского автозавода и стал независимым предприятием. Столько же существует торговая марка «Волат». Тогда на рынке не было отечественных самосвалов с колесной формулой 8×4. В результате МЗКТ быстро сориентировался и создал такой вариант, воспользовавшись мазовской кабиной. Появившийся МЗКТ-6515 стал хитом завода и с несколькими модернизациями выпускался почти два десятилетия.

Когда классическую кабину 6422 обновили, ее основным сторонним покупателем оставался именно МЗКТ. Она использовалась на всех грузовиках Volat начальной линейки. Многие, не обращая внимания на эмблему, думали, что это изделия самого Минского автозавода. Но нет. Собственный четырехосник предприятие представило только через 13 лет после МЗКТ.

Кабина 6422 со спальником была использована для тяжелых внедорожных тягачей с колесной формулой 8×8, проектирование которых началось, когда МЗКТ был частью Минского автозавода. Пожалуй, именно такие машины стали олицетворением эпохи освоения гражданского направления некогда сугубо военным производством.

Минский завод колесных тягачей первым приладил к мазовской кабине капот. Это было новое семейство внедорожников, вписывающихся в дорожный габарит 2,5 метра по ширине. Предназначались такие шасси для нефтегазовой отрасли, существовали и в самосвальном варианте. Сейчас уже не выпускаются.

А такое спецшасси с «горбатой» высокой рамой, предназначенное для размещения оборудования аэродромной уборочной машины, изначально было также разработано на МЗКТ, но несколько серийных автомобилей собирало другое предприятие — «БелСТАТС», чья производственная база расположена в Таборах под Минском. Эти грузовики несли уже собственную торговую марку BelBroom и являлись именно изделием «БелСТАТСа», а не МЗКТ.

И это тоже не МАЗ. Эмблема с буквой «У» в овале говорит, что перед нами грузовик марки АМУР. Аббревиатура расшифровывается так — «Автомобили и моторы Урала». Торговая марка принадлежала бывшему Уральскому автомоторному заводу, филиалу ЗИЛа из некогда закрытого города Свердловск-44.

В 2005 году на АМУРе приладили мазовскую классическую кабину к шасси ЗИЛ-130. Выпускались такие версии недолго, в небольших количествах, но серийно. В 2010-м предприятие обанкротилось окончательно.

К слову, данная разработка АМУРа успела стать основой для интересных конверсий. Видите эмблему LAS-1 на решетке? Одноименная фирма в Риге (бывший опытный завод №85 гражданской авиации) строила аэродромные контейнерные погрузчики, переделывая узнаваемую кабину в одноместную.

Загрязнился самосвал? Так помой его!

1600 Вт, 380 л/ч, максимальное рабочее давление: 100 Бар, максимальная температура на входе: 40 °C, длина шланга: 6 м

Кабинный маскарад

Если с дизайном «старой» кабины 6422 никто из сторонних заказчиков не заморачивался, то «новую» семейства 6430 уже стали переоформлять. Но не сразу.

Естественно, МЗКТ тоже стал использовать «новую» кабину, но поначалу без изменения внешности. Ситуация, когда грузовики Volat продолжали воспринимать как мазовскую продукцию, сохранялась. К тому же у Минского автозавода уже была в гамме собственная четырехосная модель, так что редизайн был остро необходим.

Вот что получилось. В дополнение к новой пластиковой маске черную окантовку стали рисовать вокруг остекления. Теперь машины МЗКТ можно было отличить от МАЗов. Правда, решение оказалось временной мерой.

Пришедший на МЗКТ выпускник миланской школы SPD (Scuola Politecnica di Design) дизайнер Андрей Заболотный «перелицевал» всю гамму грузовиков предприятия, приведя к единому стилю дизайн совершенно разных кабин, в том числе мазовской. Это была крутая работа. Сейчас Андрей уже не работает на МЗКТ, он — шеф-дизайнер МТЗ.

Когда СП ЗАО «МАЗ-МАН» столкнулось с прекращением поставок кабин MAN, мазовская оставалась единственным вариантом, который можно было применить. Эмблему заменили, но сам производитель в шутку стал называть такие машины «МАЗ-МАЗ». И хотя от МАЗа здесь почти ничего нет (другие рама, двигатель, а подчас и мосты), внешне грузовики воспринимались чистейшими МАЗами. Также требовался редизайн.

Для марки МАЗ-MAN перелицовкой внешности занимался дизайн-центр Национальной академии наук. Получилось очень неплохо. Важно понимать, что МАЗ-MAN — это совершенно отдельная марка и продукция. Не Минского автозавода, а другого предприятия.

В дальнейшем кабину у МАЗ-MAN стали покупать «штучные» производители. В частности, ее ставили на российские снегоболотоходы «Ямал».

Напрашивается вопрос: почему покупают не напрямую у Минского автозавода? Дело в том, что «МАЗ-МАН» заметно переделывает изначальную мазовскую кабину. И речь не только о дизайне передней маски. Предприятие использует для некоторых своих машин в том числе 12-ступенчатые китайские КПП, что требует адаптации кабины под другой привод коробки.

Именно адаптация под привод коробки нужна была для полноприводных самосвалов российской марки ХАНТ. Их создатель — ООО «Завод тяжелых машин» с корнями в Сургуте и производственной базой в Миассе (Челябинская область). Сначала использовали «маз-мановский» дизайн, а позже сделали свою маску.

Малоизвестный факт заключается в том, что мазовские кабины со своим дизайном маски использовал и Yarovit — уже не существующий питерский производитель тяжелых грузовиков с белорусскими корнями.

Как-то вынужден был купить партию мазовских дубль-кабин Кременчугский автозавод. Требования очередного украинского гостендера на закупку пожарных машин соответствовали мазовской кабине, и предприятию ничего не оставалось, кроме как адаптировать ее под свое шасси. Так что если видишь «на МАЗе» надпись KRAZ — верь глазам своим.

А вот такую экзотику мало кто видел. Что еще за МАЗ с отзеркаленной и наклоненной буквой Е на эмблеме? Это аэродромная плужно-щеточная продувочная машина компактного типа CS420 (AMK 360) на спецшасси MС320. Компактного типа? Да, по аэродромным меркам это компактный тип. Изготовитель — минское СООО «Евромаш». От МАЗа здесь только кабина. Рама своя, оригинальная, два двигателя Cummins, коробка — Allison, мосты — Kessler.


Вот такой достаточно разнообразный «зоопарк» грузовиков, похожих на МАЗы, существует на данный момент. Какие-то из них, правда, уже история. Но жизнь продолжается, и вполне можно предположить, что будут и другие варианты.

Устали крутить баранку? Скрученные суши для вас

сет, 32 шт, 956 г, бекон, лосось, лосось копченый, морские водоросли (чука), сливочный сыр, угорь
сет, 40 шт, 1214 г, икра летучей рыбы, креветка, кунжут, лосось, лосось копченый, морские водоросли (чука), творожный сыр

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий; архив Дмитрия Гладкого