Lada и первые Geely, Pajero и «Симбир». На чем ездит белорусская ВАИ

322
15 апреля 2020 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, Павел Матусевич, Сергей Липский

Lada и первые Geely, Pajero и «Симбир». На чем ездит белорусская ВАИ

Вооруженные силы — это как государство в государстве, с полной инфраструктурой, практически не зависящей от гражданского мира. В плане транспорта и спецтехники у военных тоже все собственное — строительные и специализированные машины для перевозки всех видов грузов, своя медицинская служба, пожарная охрана и так далее. Плюс огромный ассортимент непосредственно военной техники и вооружения на колесной и гусеничной базе. А следит за всем подвижным составом Военная автоинспекция. Об ее автопарке и пойдет речь.

У военных проходят учения, передислокации, парады. И тогда начинается массовая миграция специальных машин. Одновременное перемещение нескольких сотен единиц военной техники — явление нередкое. И этот процесс нужно координировать. Здесь военные тоже не зависят от гражданских служб, так как существует ВАИ. У нас уже была публикация на тему споттерского интереса («фотоохоты») к автомобилям милиции. Конечно же, ВАИ также является объектом споттинга, причем более редким, так как встретить эту автоинспекцию можно отнюдь не каждый день.

Краткий экскурс в историю

Первые упоминания о ВАИ относятся к 1942 году, а как полноценный отдельный вид службы Вооруженных сил автоинспекция начала активно развиваться после войны. Рабочими лошадками были «козлики» ГАЗ-69, затем УАЗ-469Б. Эксплуатировались в ВАИ и грузовики, в основном ГАЗ-66, но были и ЗИЛ-130, ЗИЛ-131. Грузовики перевозили команды регулировщиков. Для работы в горячих точках ВАИ использовала также бронетехнику, например БТР-70. А в крупных городах, где располагались штабы округов, работали представительские «Волги» ГАЗ-21 и ГАЗ-24. Их задачей было сопровождение кортежей высшего генералитета и эскортирование делегаций. В остальное время эти автомобили использовались для обычной повседневной работы ВАИ. «Двадцать четвертые» в особой ливрее, пожалуй, и по сей день остаются самыми красивыми машинами инспекции всех времен.

«Волги» работали и в ВАИ независимой Беларуси. Спецокраска напоминала таковую у милиции второй половины 1990-х — первой половины 2000-х. Это были уже постсоветские ГАЗ-31029. Но сейчас такие не встретишь. Вероятно, «Волги» из ВАИ уже списали.

Техника ВАИ Минобороны

В первом десятилетии после распада СССР основным автомобилем белорусской ВАИ оставался классический уазик. Спецливрею в данном случае не наносили, ограничились гербом, но восточно-германские маяки FER (по бокам) и знаменитая чехословацкая «кастрюля» Tesla AZD 500 (по центру) все-таки шикарны. По-настоящему «теплые, ламповые», будто несут в себе дух уже ушедшего времени.

При СССР «Жигулей» в ВАИ было очень мало. Уже после распада Советского Союза в инспекцию (в том числе белорусскую) стала массово поступать продукция Волжского автозавода. Эта гродненская «шестерка» тому пример.

«Девятка», ВАЗ-21093 «длинное крыло» — символ прихода в ВАИ машин с передним приводом. Обратите внимание — здесь номерной знак уже ушедшего в историю стандарта 1992 года. «Девятки», кстати, из инспекции тоже уже исчезли.

Последним автомобилем белорусской ВАИ, получившим двухцветную полноценную спецливрею, для создания которой перекрашивали кузовные элементы, была вазовская «десятка». Такая спецокраска уже стала достоянием истории, как, впрочем, и сами «десятки» в ВАИ.

С обновлением парка Военная автоинспекция стала использовать ту же технологию нанесения спецливреи, что и ГАИ. Поверх серебристого кузова просто наносили полосы и бортовые номера самоклеящейся пленкой. Дешевле, технологичнее, быстрее, но шарм уже не тот. Модели ВАЗ-2115 семейства Samara II стали первыми такими автомобилями ВАИ с оклейкой, а не окраской.

Активно использует автоинспекция Минобороны и седаны Lada Granta. Здесь военные не повторяют МВД: в ГАИ Lada Granta ни разу не была замечена споттерами.

Вазовская «Нива» в современной ВАИ белорусской армии раскрывает тему внедорожников. Машины встречаются как в белом цвете, так и в серебристом.

Первыми массовыми иномарками ВАИ Минобороны стали Volkswagen Polo. Пожалуй, именно эту модель сейчас можно считать символом Военной автоинспекции: в ее парке, как показывают наблюдения, таких VW больше, чем ВАЗ-2115 и Lada Granta.

Флагманские автомобили ВАИ Минобороны — Audi A4. В этой инспекции нет прямого аналога спецподразделения «Стрела» ГАИ, но по духу и спектру задач эти Audi близки к нему. Если в Беларусь приезжают представительные военные делегации, для их эскортирования ставят преимущественно именно эти машины.

Большой Ford Transit также работает в ВАИ. Задачи у него несколько иные, так как инспекция занимается не только сопровождением колонн, но и, например, проверкой состояния автопарка воинских частей, то есть может неожиданно нагрянуть в любую часть.

ВАИ Внутренних войск

Внутренние войска Министерства внутренних дел — это тоже, по сути, армия, но не Минобороны. У них свои задачи, а техники (в том числе бронированной) немало, поэтому имеется и своя ВАИ. На машинах автоинспекции ВВ МВД написано «Мiлiцыя», а нанесенная полоса имеет голубой цвет. В общем, этот Volkswagen Polo легко принять за автомобиль ГАИ. Однако это именно ВАИ отдельного ведомства. Можно обратить внимание на герб на двери — он другой, не такой, как у ГАИ.

Военная автоинспекция Внутренних войск единственная среди нескольких белорусских ВАИ, которая проявляет истинный патриотизм и использует автомобили главной белорусской легковой марки. Этот Geely SC7 из самых первых партий белорусской сборки тому пример.

Так сколько же у нас ВАИ? Отвечаем — их три: своя автоинспекция есть и у пограничников.

ВАИ Госпогранкомитета

Государственный пограничный комитет — это совершенно отдельная и самостоятельная военизированная организация. У пограничников также полно техники всех видов — от квадроциклов до тяжелых автокранов. Для их сопровождения в структуре ГПК предусмотрена своя ВАИ.

Первыми новыми автомобилями, поступившими в пограничную ВАИ, стали УАЗ-3160 семейства «Симбир». Это в принципе не очень часто встречающаяся в наших краях машина, а уж в ливрее ВАИ — редкость в квадрате. На рубеже тысячелетий пограничники оформляли свои автомобили ВАИ как и все — старательно, с перекраской кузовных элементов. Было красиво.

Но споттерское счастье длилось недолго. Как и все спецслужбы, Госпогранкомитет быстро полюбил самоклеящуюся пленку, вау-эффект от эстетического восприятия спецокраски стал не таким, как прежде. Пример — этот ВАЗ-2115. Внимание на герб — у ВАИ ГПК символика своя собственная, отличающаяся от герба ВАИ Минобороны.

Своей «Стрелы» в пограничной ВАИ тоже нет, но флагманский автомобиль есть. Именно этот Mitsubishi Pajero с бортовым номером 001 эскортирует высоких гостей, которые приезжают к нашим пограничникам. Солидно, представительно, не поспоришь.


Многие, в том числе и сами сотрудники ВАИ (равно как и ГАИ/милиции/МЧС), часто задают такой вопрос: «А зачем вообще эти одержимые странные ребята с фотоаппаратами гоняются за спецмашинами?» Ответ прост: если не они, то кто? Сами ведомства относятся к истории своей техники весьма буднично. Для них это повседневная обыденность, а для споттеров и вообще в целом с точки зрения визуальной культуры страны — это часть истории белорусского государства, элемент краеведения или даже, если хотите, этнографии с эволюцией геральдики. Главная цель споттеров — эту историю сохранить, поднять к ней интерес. А процесс фотоохоты — способ эту историю качественно визуализировать. Задача благая и абсолютно мирная. Не подозревайте в фотографах-споттерах шпионов.

Читайте также:

Суши в Каталоге Onliner

сет, 32 шт, 925 г, авокадо, кунжут, лосось, лосось копченый, морской окунь, сливочный сыр, тунец
сет, 56 шт, 759 г, авокадо, икра летучей рыбы, креветка, лосось, морской окунь, тунец, угорь
роллы, ура маки, 8 шт, 198 г, зеленый лук, кунжут, сливочный сыр, особенности: вегетарианское

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, Павел Матусевич, Сергей Липский