МВД продает автозаки. Что это вообще за машина и почему ее нельзя так называть?

17 июня 2020 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

МВД продает автозаки. Что это вообще за машина и почему ее нельзя так называть?

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

Повод вспомнить о спецтранспорте — объявление о продаже большого количества подержанной техники МВД, в том числе двух автозаков. Два таких грузовика еще есть в продаже. Рассказываем автомобильную историю этого мрачного атрибута эпохи.

Вероятно, для многих станет откровением, что этот автозак на самом деле совершенно не автозак и никогда им не был. Хотя так уж сложилась судьба этих спецгрузовиков, что практически вся их жизнь в медиапространстве всячески способствовала тому, чтобы автозаками их и воспринимали.

Публичный, если так можно выразиться, дебют этих машин состоялся в ночь с 23 на 24 марта 2006 года, когда милиция провела операцию по ликвидации палаточного городка на Октябрьской площади. Приехала сразу колонна таких машин, в них загрузили протестующих и увезли. Эти кадры показали по Euronews и другим телеканалам.

Такие автомобили обычные люди увидели впервые (в начале 2006 года их только построили). Машина большая, зеленая, с решетками на окнах. Что это, как не автозак? Так решили все СМИ, и понеслось. Автозаками их называет Википедия, автозаками их именуют в статьях многочисленных изданий. Эти грузовики можно видеть чуть ли не ежедневно на улицах Минска, они присутствуют на всех массовых мероприятиях.

Постепенно появилась даже сувенирная продукция — магнитики, футболки и носки со стилизованными изображениями этих машин. Автозак в некотором роде стали считать чуть ли не визитной карточкой Минска. В начале 2019 года появилась даже петиция, где «граждане страны» просили установить памятник «одному из главных символов города Минска и всей страны — автозаку». Петицию кто-то создал, естественно, ради развлечения. Но Минкульт давал официальный ответ на нее: «Абгрунтавання неабходнасцi стварэння помнiка спецыяльнаму аўтамабiлю (аўтазаку) не ўгледжваем».

И опять слово «автозак» даже в официальном документе. А это ведь неправильно. Впрочем, ни в Минкульте, ни в большинстве изданий нет специалистов по типологии полицейской спецтехники, а МВД пояснений никогда не давало. Так что и прозвищу «автозак» удивляться нечего. Так как же правильно?


А правильно — «Специальный фургон для перевозки личного состава МАЗ-Купава 573150 на шасси МАЗ-533603-240Р2». Именно так «по-научному» называется этот спецгрузовик. Его показывали в качестве экспоната на выставке «Человек и безопасность 2006». Выставка проходила в уже не существующем выставочном центре на улице Янки Купалы (бывшая ВДНХ БССР).

Создавался этот салон не для транспортировки задержанных, а для перевозки сотрудников ОМОНа к месту несения дежурства. Это по сути автобус, вахтовка. На ней ОМОН каждый день ездит на работу.

Для справки: в настоящих автозаках вообще нет окон, а вход только один. Здесь же входы есть сбоку и в задней части. Имеется еще три аварийных выхода на крыше. К одному из них ведет лестница. На передней стенке закреплена полка для перевозки специальной амуниции.

Решетки на окнах кабины съемные и в обычной жизни не используются. В абсолютном большинстве случаев эти спецавтомобили перемещаются без решеток. Кстати, то, что эти машины бронированные, — еще один миф. Брони в них нет.

Защитные решетки на светотехнике носят сугубо утилитарную функцию. Такое же решение применяется и на обычных самосвалах.

А вот автомобиль абсолютно аналогичного назначения, но принадлежащий Внутренним войскам. Здесь кузов другого производителя, а цвет — серый.

Спецмашины для ОМОНа — не белорусское изобретение. Брутальные зеленые грузовики появились у советской милиции еще в перестроечные годы. Если быть точным — в 1988-м. Тогда МВД СССР заказало в Польше на предприятии Huta Ludwików постройку большого количества спецкузовов SHL-740 для ЗИЛ-130. Поступали такие грузовики на службу в отряды ОМОНа, сформированные в крупных городах СССР. Появились такие машины и в Минске, и именно на смену им пришли те самые МАЗы.

В 1990-х годах у минского ОМОНа был еще вот такой КАвЗ-685. Его списали примерно в середине нулевых.

Грузовики аналогичного назначения есть и у полиции России. Вот, например, «Урал» из Санкт-Петербурга. Смысл ровно тот же, но машина не выглядит так страшно, как белорусская. Пропорции и цвет влияют на восприятие.

А на вахтовку на базе КАМАЗа вообще не обратишь внимания, проходя мимо.

А вот как выглядит настоящий автозак: всего одна дверь, одно окно, внутри — отделения для конвоиров и заключенных.

Дизайн, цвет и присутствие специальных МАЗов на знаковых для страны мероприятиях привели к тому, что «автозаками» их нарекли сразу. Наверняка абсолютное большинство населения будет называть их так до скончания веков. Но эти машины никогда не были автозаками. А вот символом эпохи действительно, пожалуй, были. И остаются.

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Auto. Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by