Около трех лет назад в Беларуси начал работать первый сервис каршеринга. За это время услуга совместного использования легковых машин стала весьма популярной. Это удобно, предполагает гибкость и помогает снизить уровень автомобилизации. Однако есть и минусы. Подчас водители шеринговых авто ездят агрессивно, дрифтят, играют в «шашечки» и в конечном счете вызывают всеобщее осуждение. В компаниях утверждают: «Это редкие случаи, о которых вскоре становится известно службе безопасности. По факту каждого инцидента впоследствии принимаются решения о штрафе или блокировке пользователя». Очередной инцидент в Минске Юрий Краснов предложил рассмотреть в деталях и узнать, что грозит возмутителю спокойствия: «Напрасно многие не читают главу „Ответственность“ в пользовательском договоре».
Сразу несколько наших читателей пожаловались на то, что в ночь с воскресенья на понедельник (с 28 на 29 июня) их разбудила громкая музыка и визг шин под окном многоэтажного дома по ул. Братской в Минске («Минск-Мир»).
Выглянув, они увидели, как водитель каршерингового Volkswagen Polo Sedan «крутит пятаки». По словам очевидцев, это продолжалось около 10—20 минут, да еще под громкую музыку.
— Вскоре водитель припарковал машину. Из-за руля вышел мужчина в возрасте, компанию ему составляла девушка. Они удалились в направлении одного из подъездов, — сообщили невыспавшиеся жители дома. — Впоследствии на место приехал экипаж ГАИ, сделал фото автомобиля и уехал.
После этого несколько человек обратились в службу поддержки компании Anytime, которой принадлежит автомобиль. А вскоре на редакционную почту поступил скриншот ответа сервиса, мол, «не можем найти [автомобиль] в это время».
Представители компании сообщили нам, что имел в виду сотрудник службы поддержки: «На видеозаписи регистрационные номера автомобиля не видны, поэтому логист решил уточнить информацию, чтобы ускорить процесс поиска. Личность водителя так или иначе была бы установлена, но пришлось бы обработать большой массив данных о поездках, совершенных в это время в данной зоне».
Как заверили нас в Anytime, имя возмутителя спокойствия уже известно. Служба безопасности намерена выставить ему штраф в 1000 рублей, что предусмотрено договором: «Кроме того, будет произведен технический осмотр автомобиля, и при выявлении неисправностей/повреждений пользователя попросят возместить ущерб, разумеется, после оценки на автосервисе или независимой экспертизы».
В подобных случаях практика сервиса также предусматривает анализ предыдущих поездок водителя на предмет выявления нарушения ПДД или правил пользования каршерингом. Если они будут обнаружены, то клиенту может грозить блокировка.
— Про штрафные санкции я как раз и хотел поговорить! — восклицает Юрий Краснов. — У нас договор, пользовательское соглашение и прочие документы практически не читают, автоматически соглашаясь с условиями при установке приложения. А ведь там много всего интересного. Если кто-то не знал, штрафы компаний могут превышать 5 тысяч рублей!
Например, на сайте Anytime существует раздел «Как не получить штраф». Оттуда можно узнать, что, например, за завершение аренды с горящим индикатором низкого уровня топлива предусмотрено взыскание в размере 30 рублей. А за оставление машины в неположенном месте — 350 рублей. Дрифт «оценивается» в 1000 рублей.
У сервиса «Везуха» предусмотрены штрафы до 30 базовых величин (сейчас — 810 рублей) за ряд действий, в том числе дрифт, чрезмерное загрязнение салона, езду по бездорожью и т. д.
Найти информацию о санкциях компании Hello оказалось непросто. Подсказываем: читайте сразу часть 7 договора присоединения. Там тоже сказано про ответственность за дрифт, опасное вождение, причинение вреда третьим лицам (штраф — 10 б. в.).
Наиболее серьезные санкции у всех каршеринговых сервисов предусмотрены за вождение в состоянии опьянения, без действующего удостоверения, передачу права управления третьим лицам, отключение систем телеметрии, а также в случае ДТП и сокрытия с места происшествия. Штраф может превышать 5 тысяч рублей. Плюс придется компенсировать стоимость ремонта автомобиля.
Каждый более-менее продвинутый пользователь понимает, что каршеринговые машины напичканы датчиками и за действиями водителя могут следить (и следят!) дистанционно. Рассказывая о мерах профилактики, компании предпочитают не углубляться в детали, но признают, что используют продвинутые системы телеметрии. Почему же технологии не помогли в рассматриваемом случае на ул. Братской?
— Наша система мониторинга позволяет зафиксировать момент вхождения в управляемый/неуправляемый занос, — заверяет Ярослав Рожманов, операционный директор Anytime. — В данном случае клиент, скорее всего, не использовал ручной тормоз, иначе система идентифицировала бы это как недопустимое действие и прислала бы сообщение диспетчеру.
— А что насчет резкого начала движения автомобиля с пробуксовкой? Неужели не фиксируете? — спрашивает Юрий Краснов.
— Фиксируем, но с некоторыми оговорками. Система обратила бы внимание, если бы стрелка тахометра приблизилась к красной зоне. Но, судя по имеющейся информации, водитель разгонялся, а потом отпускал газ.
Система телеметрии в любом случае бы идентифицировала это как элемент агрессивного вождения. Но с такими инцидентами мы разбираемся во вторую очередь.
По словам представителя сервиса, в приоритете — отслеживание превышения скорости и иных опасных действий: «Так, при превышении скоростного лимита система автоматически присылает пользователю push-уведомление в приложении. Если водитель не среагировал, оператор связывается с ним по телефону. При игнорировании аккаунт блокируется, дело передают в службу безопасности, которая разбирает каждый случай индивидуально и выставляет штраф, предусмотренный условиями договора. Затем принимается решение об окончательной блокировке пользователя или допуска к сервису. В последнем случае клиент будет находиться некоторое время на карандаше, а при рецидиве его внесут в блэк-лист без права на амнистию».
Как подчеркивает операционный директор крупнейшего в Беларуси сервиса каршеринга, используемая система телеметрии в самом деле очень сложная: «Технологии позволяют нам увидеть, даже если водитель при маневре не включил указатель поворота».
Однако информацию сотрудники компании получают не только с помощью датчиков и системы навигации.
Отдельная служба отслеживает факты агрессивного вождения (и не только) в соцсетях, Telegram-каналах, на YouTube. Эти инциденты также анализируются, и впоследствии принимается решение о штрафах.
Юрий Краснов вспоминает: однажды сам настолько возмутился действиями водителя каршерингового автомобиля, что решил сообщить в службу поддержки. Из этого возникает вопрос; как используется данный ресурс и многие ли звонят?
— Довольно часто. Причем связываются не только пользователи, но и граждане, не связанные с сервисом. Все случаи обрабатываются и анализируются, — утверждает Ярослав Рожманов.
По мнению нашего собеседника, массовые нарушения ПДД водителями каршеринговых автомобилей — это преувеличение. Он ссылается на имеющуюся у него статистику и объясняет устоявшийся в обществе образ тем, что такие случаи хорошо запоминаются, а машины заметны в потоке.
— Обычно после того, как оператор связывается с клиентом и выносит предупреждение, пользователи реагируют адекватно, — приводит пример операционный директор Anytime. — По треку мы можем видеть, что линия поведения меняется. В редких случаях мы фиксируем в последующем нарушения. Но тогда уже без вариантов: штраф и блокировка.
К крайним мерам, по словам Ярослава Рожманова, они прибегают очень редко, хотя в самом начале работы пришлось отправить в блэк-лист определенное количество теперь уже бывших пользователей сервиса.
— А судебные заседания и вовсе крайняя мера, — уверяет наш собеседник. — Как правило, стараемся договориться с клиентом в досудебном порядке. Хотя иногда приходится подавать исковые заявления, но уже включив в сумму иска пеню, лизинговые издержки, дополнительные санкции. Ни одного суда мы еще не проиграли.
— Я пользуюсь всеми сервисами каршеринга, которые присутствуют на рынке Беларуси, — подытоживает Юрий Краснов. — Честно сказать, замечал за собой, что, садясь в арендованную машину, веду себя иначе. Начинаю ускоряться, выбираю более агрессивный стиль вождения. Это связано и с тем, что автомобиль чужой, и с тем, что часики тикают... Для себя я решил проблему выбором более гибких тарифных планов. Это позволяет не спешить, а получать удовольствие, не переживая за деньги. Так что ездить на каршеринге можно безопасно, аккуратно и не нарушая грубо ПДД. Проверено на личном опыте.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by