539
13 июля 2020 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Игорь, Госавтоинспекция

В аварии на МКАД погиб «городской» лосенок, а автовладелец, имея страховку, не может получить выплату

Лоси время от времени встречаются на загородных трассах, и аварии с их участием происходят, к сожалению, нередко. На днях это случилось на Минской кольцевой автодороге. Как на МКАД оказался лосенок — отдельная грустная история о бездействии, ведь знали же о несчастном лесном звере, живущем по соседству с людьми. Но этот случай обнажил еще одну абсурдную ситуацию. Есть автовладелец, который заключал договор комплексного страхования. Есть страховая компания, которая, в общем-то, готова выполнять свои обязательства в соответствии с законодательством. Не удается только определить, чей это был лось.

Дикая история о диком звере

Как возле МКАД поселился лосенок

Где-то в августе прошлого года в небольшом перелеске недалеко от микрорайона Уручье люди заметили лосенка. Как он там оказался, точно неизвестно. Вроде бы видели, как к кольцевой подходили трое лосей, самый маленький перебежал на другую сторону да там и остался — страшно было возвращаться назад через оживленную дорогу.

Дикие звери регулярно появляются вблизи городской черты, особенно зимой, когда ищут пропитание и могут выйти на проезжую часть, чтобы полакомиться солью, которой обрабатывают асфальт.

«Городской» лосенок, казалось, прижился на новом месте. На прохожих, выгуливающих поодаль своих домашних питомцев, дикий зверь реагировал спокойно. Люди же беспокоились за него: «Лес совсем маленький, а лосенок живет там один, негуманно его оставлять вот так».



Звонили в МЧС, обращались в различные инстанции с просьбой помочь лесному жителю.

«Рядом дорога — он может выйти на МКАД и спровоцировать ДТП. Ну и жалко животное — совсем один, без возможности нормально погулять», — говорили люди. 

В инстанциях к вопросу подошли со всей ответственностью, заявив, что никто перевозить лосенка в большой лес не будет.

Около года зверь прожил в этом небольшом перелеске между жилым кварталом и страшной дорогой, где движение не прекращается никогда.

Как он погиб

Он пытался вернуться в большой лес.

Авария произошла 8 июля около 23:35 на участке внутреннего кольца МКАД между проспектом Независимости и улицей Франциска Скорины. В сводке ОГАИ Первомайского РУВД г. Минска сообщается, что водитель автомобиля Toyota, двигаясь в средней полосе, совершил наезд на лося, который пересекал проезжую часть дороги справа налево по ходу движения машины.

«Водитель в результате ДТП не пострадал. Животное погибло на месте. По факту ДТП проводится проверка», — вот и вся информация.

«Произошло то, чего мы больше всего боялись». «Городской» лосенок, которого пытались спасти всем «Магистром», погиб

Дал на время машину знакомому

Но эта история не только о гибели зверя, которому не помогли выжить, имея для этого целый год.

Корреспонденту Onliner удалось поговорить о произошедшем с владельцем автомобиля Toyota. Мужчину зовут Игорь. Он рассказал, что за рулем тем вечером находился его знакомый, который взял машину на время.

— Вечером он позвонил, сказал, что сбил лося на МКАД. Я приехал к нему, сотрудники ГАИ уже работали. Мне выдали справку о ДТП, к водителю вопросов не было, — рассказал Игорь.

— Приехали из лесопаркового хозяйства, сказали, что лоси уже давно живут в этом месте, жильцы района даже жалобу писали, но с животными ничего не могут сделать.

Даже по фотографиям видно, что у автомобиля весьма значительные повреждения. По словам владельца машины, транспортное средство все еще на ходу, но разбиты бампер, решетка, фара, два крыла, лобовое стекло, есть вмятина на крыше, деформированы стойки.

— С водителем все хорошо, ни царапины. На автомобиле комплексная страховка. Наутро я поехал в страховую за возмещением, но начальник отдела убытков сказал, что для возмещения нужна потерпевшая сторона, которая получила материальный вред в виде мертвого лося, — отметил Игорь.

Другими словами, владелец машины, имея страховой договор, вынужден самостоятельно искать организацию, которой по закону этот лось принадлежал. Животное, даже дикое, не может быть ничейное. И когда речь заходит о браконьерстве либо о чем-то еще в том же духе, собственник быстро находится. Попытка, к примеру, присвоить тушу павшего животного — это прямой путь в фигуранты уголовного дела по ст. 282-1 Уголовного кодекса («Незаконные перемещение или разделка диких животных»). А тут ДТП, и пока никаких результатов поиски потерпевшего лица не принесли.

— Сначала звонил в ГАИ Первомайского района, далее в Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира, в администрацию Первомайского района, оттуда направили в лесопарковое хозяйство.

Там начальник сказал, что и рад бы помочь, но на балансе лосей нет, только деревья. Дескать, если бы дерево упало на машину, то отвечали бы они, а так — увы.

Мне не смешно уже. Лось государственный, только кому водитель нанес ущерб, найти не можем, — говорит Игорь.

Известно лишь, что тушу лося забрало лесопарковое хозяйство.

Особенности страхования

Если бы речь шла об обязательном договоре страхования гражданской ответственности (обыкновенной «автогражданке»), то и ждать было бы нечего — никаких выплат водителю не полагалось бы. Его-то ответственность застрахована, а вот ему в таком случае никто и ничего компенсировать не должен — лоси страховых взносов не платят.

Некоторые скажут, что хорошо бы для таких ситуаций страховать ответственность лесных хозяйств — страхуются же дорожные службы на случай всевозможных происшествий. Идея хороша, но пока она не реализована. Хотя, как можно предположить, страховые компании увидели бы в этом свои плюсы в виде дополнительных страховых взносов.

Игорь оформлял договор комплексного внутреннего страхования, который включает в себя не только обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, но и добровольное страхование их имущества (транспортного средства) на случай причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия.

Наезд на лося на МКАД — это дорожно-транспортное происшествие, с этим никто не спорит (происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица, п. 2.18 ПДД). Как раз на такой случай и должна распространяться страховка.

Как пояснили корреспонденту Onliner специалисты в страховых вопросах, в рассматриваемом случае, кроме страхователя, нужно еще лицо, имуществу которого также был нанесен вред, — это обязательное условие. Будь то наезд на дерево, на дорожное ограждение — и у того, и у другого определен вполне конкретный собственник, которого легко установить. Подтвердил же лесхоз, что у него на балансе деревья. В результате этот собственник сам получает страховую выплату (ответственность водителя), а автовладелец получает компенсацию ущерба, нанесенного его имуществу (это фишка комплексного страхования).

Если заявлено только об ущербе, причиненном автомобилю, то комплексная страховка не действует, так как не выполнены обязательные условия. Выходит, страхователь сам же нанес ущерб своему же имуществу. В этом случае сработал бы вариант с каско, но его у Игоря нет. Именно поэтому автовладелец может оказаться без страхового возмещения — ввиду того, что ни один из предполагаемых собственников дикого зверя не признает свои права на него.

Комментарий юриста

Кому принадлежат дикие животные в Беларуси и что предпринять, чтобы установить собственника конкретной особи? За комментарием корреспондент Onliner обратился к юристу Татьяне Ревинской.

— Если в результате ДТП дикое животное погибло, а водитель признан виновным в дорожно-транспортном происшествии, то он обязан будет возместить ущерб от гибели сбитого животного (ст. 63 закона «О животном мире»).

Сумма возмещения в зависимости от вида животного установлена в приложении 12 к указу президента от 24.06.2008 №348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде» (в редакции указа от 21.03.2018 №112), — пояснила юрист.

По ее словам, о повреждении объектов окружающей среды мы можем говорить лишь в том случае, если животное дикое и собственника у него нет.

— В этом случае автомобиль придется восстанавливать за свой счет, поскольку обязательная страховка гражданской ответственности в данной ситуации не работает: нет страхового случая. 

Денежное возмещение на ремонт автомобиля возможно получить только при наличии каско либо договора комплексного внутреннего страхования, — отметила эксперт.

Кстати, некоторые хозяйства разводят диких животных для охоты, маркируют их, и эти животные числятся на балансе соответствующей организации.

— В этом случае можно говорить о наличии у животного конкретного собственника, а значит — об основаниях для страховой выплаты, поскольку в республике на законодательном уровне существуют обязанности арендаторов земель (охотхозяйств) проводить комплекс мероприятий, направленных на содержание диких животных, в частности отвлечение диких копытных животных от излишних перемещений в направлении оживленных автомобильных дорог (постановление Минприроды №16 «Об установлении требований к содержанию и (или) разведению диких животных в неволе, а также иных требований по охране объектов животного мира»), — рассказала Татьяна Ревинская.

Юрист сообщила, что именно Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь является специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим контроль за охраной и использованием диких животных.

— В указанную инспекцию можно обратиться за информацией о принадлежности дикого животного, пострадавшего в ДТП, — заключила специалист.


Сегодня понедельник, Игорь намерен продолжать войну с госорганами за справедливость и за свою законную страховку. Поврежденную Toyota рано или поздно приведут в порядок либо выплатят за нее деньги. Мы продолжим следить за ситуацией.

В перелеске возле микрорайона Уручье больше не живет «городской» лосенок.

Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by.

взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 30 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 6 А·ч, рекуперация, материал платформы: алюминий, вес 11.7 кг
взрослый/подростковый (макс. 110 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, рекуперация, вес 12.5 кг

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by