Водитель хотел сделать доброе дело — попал на штраф за ложный вызов. Больше не хочет

UPD
657
26 июля 2020 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Водитель хотел сделать доброе дело — попал на штраф за ложный вызов. Больше не хочет

«Вместо благодарности получу штраф — 4 базовые величины. Материал составлен, сказали, меня вызовут», — говорит Артем. Мужчина раздосадован: хотел сделать доброе дело, возможно, предотвратить серьезную аварию. Испробовал все способы, которые пришли в голову, но так и не достучался до тех, кто в ответе.

Хотел сделать доброе дело

Перекресток Романовская Слобода — Мельникайте

Речь пойдет именно о нем, хотя это не единственное проблемное место в городе.

— Двигаюсь я вчера в левом ряду в направлении улицы Притыцкого, скорость — около 70 км/ч, сзади в машине сидит ребенок. В лицо светит солнце. Выезжаю на перекресток и едва не попадаю в аварию — успел затормозить. Чуть не протаранил на полном ходу Audi, которая выезжала с улицы Мельникайте, — рассказал Артем.

Первая мысль у водителя: «Блин, что я делаю, нужно же быть внимательнее! Тем более когда в машине ребенок».

— Глянул на светофор еще раз: а мне зеленый свет горит. Значит, я все-таки правильно ехал? Посмотрел на другой светофор — красный. Я в недоумении, как и водитель справа от меня, который точно так же, как мне показалось, не понял, как быть на перекрестке, — продолжает собеседник.

Что не так со светофорами?

Так же не может быть, чтобы два светофора для одного направления противоречили друг другу, правильно?

— Потом я понял, что светофор, который должен регулировать движение автомобилей, движущихся со стороны улицы Сухой в направлении улицы Мельникайте, повернут так, что сбивает с толку водителей, которые едут по Романовской Слободе в направлении Кальварийской. Его изначально установили таким образом. Для полноты картины: в правом ряду было около трех машин, и одна из них точно была высокая, поэтому я не видел ни светофора, ни знаков. Плюс со стороны одного светофора светит солнце, и в итоге в распоряжении водителя остается только другой светофор, который горит явно не ему, — рассуждает водитель.

«А теперь представим…»

— Вот так из-за кого-то едва не произошло ДТП. А теперь на секундочку представим два сценария. Первый: я на скорости 70 км/ч влетаю какому-нибудь в бок — кто будет виноват? Второй сценарий: если бы стоял микроавтобус, который позволил бы увидеть второй светофор, но из-за солнца водитель, двигающийся по левой полосе, просто не увидел бы первый светофор, а из-за этого микроавтобуса выскочил бы ребенок, что тогда? — задается вопросом наш читатель.

Доброе дело

Ответственный водитель мимо такого, конечно же, просто так не проедет — сообщит куда следует.

— С осознанием потенциальной опасности этого перекрестка я сначала обратился к работникам, которые занимались дорожными работами. Но они сказали, что это не в их компетенции.

Тогда я незамедлительно позвонил в милицию и обрисовал всю ситуацию. При этом я попросил как можно скорее прислать экипаж ГАИ, чтобы хоть как-то обезопасить перекресток, пока светофор не будет развернут. Сам не полез это делать, так как с вероятностью 99% меня объявили бы в розыск за вандализм. Первый звонок был в 19:38. После этого я поехал домой, — говорит Артем.

Ну раз сообщил, значит, все будет хорошо?

— Сидел дома, душа была не на месте, так как сам оказался в ситуации, которая потенциально могла привести к фатальным последствиям. В итоге прыгнул в машину и поехал посмотреть, решили проблему со светофором или нет. Было это около 20:30. Увидел, что вопрос так и не решен. Более того, на моих глазах человек поехал на красный, полагая, что ему горит зеленый, — отметил собеседник.

Поскольку звонки на линию «102» не приводили к результату, водитель решил объехать квартал и поискать экипаж ГАИ.

— Хотел рассказать и показать, что происходит. Ну мало ли, может, не передали им информацию. Возможно, я излишне проявлял свои эмоции, вызванные опасениями, — рассуждает собеседник.

Навернув кругов пять по району, Артем решился на неординарный шаг.

— Я никого не нашел и не придумал ничего лучше, чем снова позвонить в милицию. Но теперь я звонил уже с твердым намерением добиться того, чтобы сотрудники ГАИ приехали и разобрались с проблемой. Не знаю, как именно: отключили светофор, развернули его, поставили регулировщика — что угодно, — рассказал наш читатель. — Но уже понимая, как наша ГАИ реагирует на простые вызовы, я вызвал их на самого себя.

«Алло! Вероятно, по улице Мельникайте сейчас движется пьяный водитель — прошу проверить», — сказал по телефону Артем и назвал собственный автомобиль.

Скорость реакции

Водитель выехал на проспект Победителей, включил «аварийку» и продолжил движение со скоростью 15 км/ч, ожидая, что будет дальше.

— Надо отдать должное сотрудникам ГАИ: на этот раз практически мгновенно прилетели два экипажа. Это было несколько неожиданно для меня: прежде я дважды сам помогал задерживать пьяных водителей, но всегда приезжал один экипаж. У меня и в мыслях не было отвлекать столько человек от работы, — пояснил мужчина.

Можно представить реакцию инспекторов, прибывших на задержание нетрезвого водителя: автомобилист рассказывает историю о каком-то светофоре и уверяет, что совершенно трезв и в милицию позвонил сам.

— Я, к слову, вообще не пью и даже не курю. Я вышел из машины и попытался им все объяснить, рассказал, что есть перекресток, на котором в любой момент может случиться беда. Просил их поехать со мной, чтобы я мог все показать. Думаете, они поехали? — вопрос в данном случае является риторическим.

Освидетельствование, протокол

Сотрудники, можно сказать, поехали с Артемом, но не туда, куда хотел он, а на медицинское освидетельствование.

— Я даже не знал, как проходит эта процедура. Меня привезли в медицинское учреждение, провели исследование. Оно, разумеется, ничего не показало. Тогда на меня составили протокол за ложный вызов, предупредив, что теперь я уплачу штраф — не менее 4 базовых величин. К сотрудникам у меня вопросов нет: я все понимаю, так работает система. Инспекторы молодцы, на информацию о пьяном они отреагировали мгновенно, — рассказывает наш читатель.

Водителя доставили в отдел милиции.

По всей вероятности, речь идет о нарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.6 Кодекса об административных правонарушениях («Заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами»).

Предусмотренное наказание — штраф в размере от 4 до 15 базовых величин (от 108 до 405 рублей).

— Участковый, мой тезка, — добрейшей души человек. Но система… Сначала они все подумали, что я реально неадекват. Кто в здравом уме вызовет на себя ГАИ? Я объяснил ситуацию, да и в целом после общения им стало понятно, что перед ними адекватный и здравомыслящий человек. Только вот метод привлечения внимания они не одобрили, но я их и не осуждаю, — повторил водитель.

Постановление о привлечении к ответственности ему пока не выдали, сообщив, что вызовут для этого позже. На этом вечер добрых дел был окончен.

Ну а что светофоры?

— Из милиции я поехал домой, но по дороге решил проехать через тот же перекресток и посмотреть, решена ли проблема со светофорами, — рассказал Артем.

И больше всего обидно за то, что система нашла время и ресурсы отвезти меня сначала в отдел милиции, затем на освидетельствование, потом снова в отдел, составить протокол, чтобы привлечь меня к ответственности за ложный вызов (на это ушло два или два с половиной часа), но при этом на то, чтобы устранить реальную проблему, ни времени, ни ресурсов, ни людей найдено не было.

Инцидент случился в четверг, 23 июля. Но и в пятницу, 24-го числа, по крайней мере в первой половине дня ситуация со светофорами на перекрестке Романовской Слободы и улицы Мельникайте оставалась прежней. Изменилось ли что-то сейчас? Пишите в комментариях, если знаете ответ.

Дополним, что это не единственный перекресток, где светофоры могут путать водителей. Похожая ситуация сложилась и неподалеку — на пересечении улиц Кальварийской и Тимирязева.

Безусловно, никто не собирается снимать ответственность с водителей: они обязаны знать и соблюдать Правила дорожного движения, быть предельно сконцентрированными за рулем. Но каждый автомобилист ожидает, что дорожное движение будет организовано максимально понятным и удобным способом, а светофоры, как и знаки и разметка, не будут вводить в заблуждение.

Осадочек остался

Артем разочарован тем, что его инициатива, попытка сделать город чуть лучше и безопаснее сначала, по сути, осталась без внимания, а затем и вовсе привела к неприятным для него самого последствиям.

— Я хочу спросить: а если на этом перекрестке не дай бог произойдет авария или кого-нибудь там собьют, кто в этом случае будет отвечать, водитель? А тот, кто так поставил этот светофор, — он совсем не при делах? А опасения со стороны граждан о потенциальной проблеме — это причина для наказания? — рассуждает минчанин.

Почему мы решаем проблему, а не причину ее появления? Почему нельзя устранить недочет сейчас, чтобы потом не разбираться с последствиями?

Мужчина подводит итог своей попытке сделать доброе дело.

— Что я имею в сухом остатке: два часа потраченного времени, вероятно, штраф минимум в 4 базовые величины, потрепанные нервы и никакой благодарности за то, что хоть как-то пытался предотвратить возможные последствия, — перечислил водитель.

Спасибо, но с этого дня я больше не участвую в жизни государства. Как-то хватило.

Согласен, что вызвать экипаж якобы на пьяного водителя было неправильным поступком. Но в тот момент я думал совершенно о другом. Приношу сотрудникам ГАИ свои извинения и одновременно благодарю за оперативное реагирование.

Дополнено. Комментарий ГАИ

Ситуацию Onliner прокомментировала начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ Минска Александра Попова.

— После получения информации от заявителя она была сразу же передана в эксплуатирующую организацию КУП «СМЭП Мингорисполкома», и в 20:45 неполадка (изменение ориентации светофорного объекта «ул. Романовская Слобода — ул. Мельникайте» по улице Мельникайте со стороны улицы Раковской) была устранена. Мы благодарим гражданина за активную гражданскую позицию и, несомненно, к каждому обращению относимся с должным вниманием. Стоит не забывать также, что ни в коем случае нельзя дезинформировать сотрудников о причине необходимости оперативного выбытия на место — за это предусмотрена административная ответственность, — подчеркнула Александра Попова.

Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by.

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка