Перевозчик: грузовикам из Литвы и Польши приходится объезжать Беларусь. ГТК ссылается на COVID-19

 
UPD
05 октября 2020 в 13:40
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: использовано в качестве иллюстрации
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: использовано в качестве иллюстрации

В середине сентября Лукашенко заявил о «закрытии границы» с запада, что означало охрану границы в усиленном варианте. Однако для многих перевозчиков понятие «закрытая страна» приобретает вполне буквальное значение. По словам одного из бизнесменов, из-за полных досмотров польских и литовских фур теряется столько денег, что проще ехать в объезд Беларуси.

«В эти дни грузовики из Польши и Литвы на границе с Беларусью таможенники отправляют на полный детальный досмотр, — рассказал Onliner Роман, представитель одной из фирм — резидентов РБ. — С этой практикой мы столкнулись вчера, наши водители стоят на границе в ожидании досмотра уже сутки. При этом фуры из Германии или Чехии проезжают свободно, их пропускают, как и раньше. Для нас это немалые потери и помимо штрафных санкций за задержку доставки груза. Дело в том, что сам досмотр тоже стоит денег: товар нужно выгрузить, загрузить обратно — за все это требуют плату. Бесспорно, таможня имеет право требовать предоставить груз для досмотра, однако ранее такой частой, если не сказать повсеместной практики не было. Мы всерьез задумываемся объезжать страну, как уже сделали некоторые другие компании».

То, что Беларусь в последнее время ужесточила требования к работе литовских автоперевозчиков, констатирует и президент Литовской национальной ассоциации автоперевозок Linava. «Часть потока грузов перевозчики стараются направлять через латвийско-российскую границу, в объезд Беларуси, — рассказали представители управления ассоциации в интервью Delfi. В то же время, как пишет издание, начальник отдела превенции службы охраны госграницы Литвы Гедрюс Мишутис в четверг заявлял, что ситуация на литовско-белорусской границе сейчас обычная.

Дополнено

В понедельник, 5 октября, тему обсуждали Александр Лукашенко и Юрий Сенько, председатель ГТК. Последний объяснял усиленный контроль за перемещением дальнобойщиков и провозом товаров коронавирусом:

«Из-за сложной эпидемиологической обстановки и ухудшения ситуации с заболеваемостью коронавирусом в ряде стран ГТК продолжит принимать на границе профилактические меры для исключения завоза инфекции. Таможенная служба выполняет все санитарные нормы, которые требуются в условиях пандемии. Это касается и того, чтобы исключить перемещение товаров, которые могут каким-то образом повлиять на безопасность людей. В связи с этим действуют нормативно-правовые акты, которые дают возможность физлицам перемещать через границу лишь товары, предназначенные для личного пользования. Если они предназначены для коммерческого использования, то нужно либо уплатить таможенную пошлину, либо гражданин возвращает их обратно, сдает на хранение — в зависимости от его решения. Такие более жесткие условия введены во многих странах. В ЕС, например, нельзя ввезти один бутерброд, они заставят его выбросить в специальный контейнер. То есть каждая страна защищает свой импорт, безопасность, порядок. Это обязательное условие. Ограничения касаются в первую очередь продуктов питания — то есть тех товаров, на которых могут перемещаться различные болезни, инфекции. Ведь на границе санобработка каждого товара не проводится».

Также обсуждали перенаправление белорусских грузов с балтийского направления на российский порт Усть-Луга. «Интересует ситуация на границах с Литвой, Латвией, Польшей и Украиной. Особенно что касается двух балтийских государств — Литвы и Латвии,передает слова Лукашенко БЕЛТА. — Как вы мне докладываете, почти 40% грузовиков, которые везут грузы в Беларусь, в этом году идут из Литвы и Латвии. Если мы возьмемся за этот поток, то логистические пункты Литвы недополучат где-то четверть. Беларусь и Россия сейчас обсуждают переориентацию белорусских грузов (нефтепродуктов, калийных удобрений и других товаров) с балтийского направления на порт Усть-Луга. В развитие этого — наши логистические центры. Очень многие услуги, в том числе для наших субъектов хозяйствования и для субъектов стран ЕАЭС, оказываются в той же Литве. Но, насколько я информирован, эти услуги мы можем оказать этим перевозчикам в Беларуси». ГТК также предлагает бизнесу активнее использовать возможности отечественных транспортно-логистических центров: «Расценки в отечественных транспортно-логистических центрах приемлемые, многие виды услуг даже дешевле, чем в странах Европейского союза».

Юрий Сенько, в свою очередь, заметил: «За январь — август белорусскую таможенную границу со странами Балтии, Польши и Украины пересекло 71 млн т товаров. Это на 15% ниже, чем за такой же период прошлого года. На автомобильных пунктах пропуска ситуация на границе практически не отразилась, лишь только в начале пандемии, когда было общее снижение покупательской активности населения как в Европе, так и в странах ЕАЭС. Но уже все потоки восстанавливаются».

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро