Вот уже четвертый день, как в Беларуси отменен дорожный сбор. Вместо него введен транспортный налог, который привязан не к прохождению техосмотра, как раньше, а к факту наличия авто. Как ожидается, это подтолкнет автовладельцев, не проходивших техосмотр из-за нежелания платить сбор, наконец приехать на диагностическую станцию. Что скажете, уже запланировали такую поездку?
По данным «Белтехосмотра», с 2014 года, когда ввели уплату дорожного сбора, количество выданных разрешений стало ежегодно падать на 10 процентов. Такая тенденция сохранялась до 2020 года. Сравните: в 2013 году проходить техосмотр приехало 1,9 млн машин (по нашим данным), в 2015-м — 1,7 млн, за 11 месяцев 2020 года — только 0,67 млн.
Официальные лица открыто говорили о половине всего транспорта страны, катающегося без ТО. Изменения напрашивались давно, но решение откладывалось раз за разом. До конца 2020 года, когда было объявлено об отмене госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и введении вместо нее транспортного налога.
По данным предприятия «Белтехосмотр», из общего количества представленных на государственный технический осмотр транспортных средств за 11 месяцев 2020 года почти треть (27%, или почти 200 тыс.) имели различного рода неисправности и к участию в дорожном движении были допущены только после их устранения.
Основные неполадки:
В «Белтехосмотре» также отметили, что более 3 тыс. транспортных средств, признанных неисправными при первичной проверке их технического состояния, не вернулось на повторный государственный технический осмотр (из них почти все с неисправностями тормозной системы (2952 несоответствия) и внешних световых приборов (2069 несоответствий)).
Напомним, что обязанность проведения государственного технического осмотра транспортных средств, самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету, закреплена статьей 33 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении».
А в соответствии с п. 10.3 Правил дорожного движения, водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, не прошедшем государственный технический осмотр и процедуру выдачи разрешения на его допуск к участию в дорожном движении.
Ответственность за управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо которое не зарегистрировано в установленном порядке, предусмотрена ч. 5 ст. 18.12 КоАП — предупреждение или штраф в размере от 1 до 3 базовых величин (после увеличения размера базовой величины, сумма штрафа составляет от 29 до 87 рублей).
С 1 января 2021 года в Беларуси введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как раньше, а к факту наличия авто. Это означает, что налог платят все владельцы автомобилей, даже те, у которых авто весь год стоит в гараже. Исключений немного: электромобили, угнанные автомобили, а также авто, выпущенные до 1991 года включительно. Последний пункт вызвал споры, но сейчас не об этом.
Остальным автовладельцам, в том числе и юрлицам, раз в календарный год придется платить по ставкам, установленным в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства. Впрочем, сумма транспортного налога ниже суммы дорожного сбора.
Так выглядят ставки транспортного налога для физических лиц. В правой графе указаны суммы в рублях, которые владельцам авто придется ежегодно вносить в бюджет.
Для сравнения напомним размер госпошлины из уже ушедшего 2020-го, а также пересчитаем, сколько бы он составил при базовой величине, равной 29 рублям.
Тип и масса транспортного средства | Размер пошлины | Б. в. — 27 рублей | Б. в. — 29 рублей |
Легковой автомобиль, до 1,5 т | 3 б. в. | 81 рубль | 87 рублей |
Легковой автомобиль, от 1,5 до 2 т | 6 б. в. | 162 рубля | 174 рубля |
Легковой автомобиль, от 2 до 3 т | 8 б. в. | 216 рублей | 232 рубля |
Легковой автомобиль, более 3 т | 11 б. в. | 297 рублей | 319 рублей |
Мотоцикл | 2 б. в. | 54 рубля | 58 рублей |
Грузовой автомобиль, до 2,5 т | 8 б. в. | 216 рублей | 232 рубля |
Грузовой автомобиль, от 2,5 до 3,5 т | 17 б. в. | 459 рублей | 493 рубля |
Грузовой автомобиль, от 3,5 до 12 т | 22 б. в. | 594 рубля | 638 рублей |
Грузовой автомобиль, более 12 т | 25 б. в. | 675 рублей | 725 рублей |
Для ветеранов, пенсионеров и инвалидов предусмотрены налоговые льготы. Что уже повлекло за собой разговоры о «переоформлении авто на пожилых родственников».
Нынешний год станет переходным между системами налогообложения, поэтому от транспортного налога будут освобождены автовладельцы, которые до 1 июля 2021 года снимут автомобиль с учета.
В воскресенье, 3 января, на некоторых диагностических станциях были замечены очереди из желающих пройти техосмотр. Вот фото, которые прислал нам читатель со станции по адресу: улица Гурского, 17.
Сегодня мы отправились по станциям, чтобы оценить ситуацию. Подтверждаем: оживление есть, хоть об очередях говорить пока сложно (возможно, сказывается график рабочего дня).
На диагностической станции №21 (проспект Дзержинского, 3) в дневное время насчитали шесть машин. В первой половине дня было поменьше — три-четыре авто.
Станция №85 по адресу: улица Харьковская, 16 — десять автомобилей.
Понемногу число машин на диагностических станциях увеличивается. К примеру, на станции №207 по улице Ольшевского, 20 мы застали уже 15 автомобилей.
А на станции №4 (улица Тимирязева, 46) в очереди стоит 16 машин.
На диагностической станции №230 (улица Гурского, 17) сегодня после обеда мы насчитали уже 20 машин. Определенно, после 1 января диагностические станции пользуются большей популярностью у автовладельцев.
В «Белтехосмотре» корреспонденту Onliner подтвердили, что автовладельцы в первые дни нового года активно приезжают на диагностические станции.
— Все станции открыты, работа ведется в штатном режиме, все делается для удобства водителей, — подчеркнули в «Белтехосмотре».
Опрос анонимный, поэтому, мы надеемся, честный: собираетесь ли вы пройти в этом году техосмотр? Отмена дорожного сбора станет решающим фактором, и статистика наконец начнет улучшаться, или же в корне ничего не изменится? Начинаем перекличку.
Если накипело и желаете высказаться о ситуации в целом, рассказать, почему проходите или не проходите и как собираетесь жить дальше, пишите нам: pv@onliner.by.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро