Дневник переехавшего. Как белорусу купить и зарегистрировать авто в Польше?

18 марта 2021 в 8:00
Источник: Максим. Фото: автор

Дневник переехавшего. Как белорусу купить и зарегистрировать авто в Польше?

Максим (имя изменено по просьбе автора) со своим «Дневником переехавшего» уже неоднократно появлялся на страницах других разделов сайта. Он подробно рассказал о переезде из Минска в Гданьск, прохождении 10-дневного карантина, сравнил цены на продукты и поделился стоимостью аренды квартиры и «коммуналки». Не так давно Максим с супругой купил в Польше машину, а значит, пора передать ему микрофон и в нашем разделе «Авто». Сегодня мы узнаем, нужен ли вообще автомобиль в Польше, можно ли регистрировать его на себя с белорусским паспортом и как «у них» происходит процесс регистрации транспортного средства.


А нужна ли машина в Польше?

Этим вопросом задаются многие переехавшие. И большинство людей склоняется к тому, что не нужна. В крупных городах (куда обычно и переезжают белорусы) вопрос передвижения закрывают разветвленные трамвайные линии. В более чем 250 польских городах работает каршеринг, позволяющий в том числе передвигаться между населенными пунктами. Здесь отлично развит шеринг самокатов и даже скутеров. Всю страну пронизывают скоростные поезда и пригородные электрички SKM. Как видите, без машины жить можно.

Но мы изначально планировали покупать авто, поэтому после двух месяцев жизни в Гданьске от планов не отказались. К тому же мы специально продавали свою машину в Беларуси, чтобы были деньги на покупку транспорта в Польше. В наших планах — частые путешествия по стране, а после открытия границ — и по Европе. Да и в отдаленные торговые центры, аутлеты и прочие «икеи» проще ездить на своей «ласточке».

В Польше хватает интересных мест, куда без машины добраться очень проблематично. Например, после покупки авто мы уже успели съездить в уютный рыбацкий городок Хел, что на кончике 40-километровой косы чуть севернее Гданьска. Побывали мы и в знаменитом Мальборкском замке, потратив лишь полдня субботы. В ближайших планах — поездка в Торунь, визит в Варшаву и продолжительный автотрип на юг страны. У нас расписаны буквально все выходные весны. Так много путешествовать без машины было бы сложно.

Мальборкский замок. Очень рекомендую побывать. Внутри — целый лабиринт из внутренних двориков, лестниц, садов. Парковка есть прямо возле замка, но стоит недешево — 30 злотых (почти 8 долларов) за два часа. В шаговой доступности можно найти более дешевый паркинг
Город Хел. Фотогеничный населенный пункт, с трех сторон омываемый морем. По карте он в 30 км от Гданьска, но ехать больше часа. А все потому, что автомобили не ездят по воде

Можно ли иностранцу покупать и эксплуатировать авто в Польше?

Да, с белорусским паспортом, действующей визой и подтверждением права нахождения в Польше можно покупать и эксплуатировать машину на территории страны. В перечне необходимых для регистрации авто документов есть выписка о регистрации (Meldunek) с указанием адреса проживания. Стоит она 17 злотых, но ее могут даже не спросить, как и было в нашем случае. О документах поговорим чуть позже.

Нужен бюджетный дизельный универсал

Мы еще не решили, останемся ли жить в Польше, и не исключаем, что через год вернемся в Беларусь. По этой причине мы хотели купить 3-летнюю машину с небольшим объемом двигателя, чтобы в случае чего ее можно было перевезти на родину и растаможить. Нам нужен был недорогой автомобиль — из семейного бюджета готовы были выделить максимум 15 тысяч долларов (а лучше 10 тысяч). У нас постепенно увеличивается количество личных вещей, поэтому одним из пожеланий был кузов универсал.

Бóльшую часть времени наша машина будет ездить по загородным трассам, а значит, было бы неплохо заиметь дизельную модель со скромным «аппетитом». На крайний случай подошел бы небольшой бензиновый турбомотор. Учитывая ограниченный бюджет, мы отбросили такие «хотелки», как камера заднего вида, Apple CarPlay и даже центральный подлокотник. Куда более важным критерием был пробег до 50 тысяч километров. В Беларуси мы ездили на авто с АКП, но в ЕС бюджетных моделей с двумя педалями почти нет — до D-класса включительно здесь 9 из 10 машин на «механике». Так что рассматривали варианты с любым типом коробки передач.

Процесс выбора

Польша — большая страна со множеством крупных городов. И в этом есть определенная трудность. Находясь в Минске, выбирать машину легко — подавляющее большинство вариантов с «Автобарахолки» представлено как раз в столице. А вот жителю Гданьска на досках объявлений приходится изучать не только модели автомобилей, но и географию Польши. И ладно бы все подходящие экземпляры находились в Варшаве, так ведь они разбросаны по всей стране. Ехать в какой-нибудь Краков ради того, чтобы посмотреть одну машину, мы не собирались. Велика честь для куска железа!

На сайте OtoMoto.pl есть возможность указать, в каком радиусе от конкретного города искать варианты. Мы задали 250 км от Гданьска и выставили необходимые фильтры. Среди вариантов было несколько моделей С-класса: Renault Megane, Opel Astra, Peugeot 308. Мы посмотрели несколько автомобилей, но каждый раз натыкались на какое-то «но». То пробег слишком большой, то история у машины мутная, то цена завышена.

Тогда решили понизить ставки и начали рассматривать в том числе автомобили В-класса, а также хетчбэки (а не только универсалы). Среди вариантов были Skoda Fabia, Opel Corsa, Peugeot 208, Volkswagen Polo и Renault Clio. Модели этого сегмента в ЕС сейчас оснащаются в основном 3-цилиндровыми моторами объемом 1 литр. Иногда даже без турбины! Белорус, живущий в моей голове, пока еще не готов к таким малолитражкам. Тем более нам нужна была машина для загородных поездок по скоростным автобанам. В общем, моторы до 1,2 литра мы отмели вместе с 70% объявлений.

И вот в какой-то из вечеров, в 105-й раз открыв сайт с объявлениями, я обнаружил, что появилось новое предложение, отвечающее нашим критериям — универсал Renault Clio с дизельным мотором 1,5 dCi и 5-ступенчатой «механикой». Машина 2018 года выпуска, с пробегом 39 тысяч километров и историей обслуживания у дилера. Цена — 35,6 тысячи злотых. Написали продавцу и на следующий день встретились. После небольшого тест-драйва оставили задаток в 500 злотых и договорились забрать авто через пару дней. Владелец согласился отдать нам его за 35 тысяч злотых (9 тысяч долларов) с комплектом почти новой летней резины. Таким образом, мы стали обладателями дизельного универсала. Усы и кепка имеются.

Процесс покупки

Мы не рассчитывали, что сможем купить машину так дешево. Если смотреть в Польше авто до 2010 года, то цены могут даже шокировать белоруса, привыкшего, что Volkswagen Golf VI — это еще «свежая» модель. Старые модели здесь действительно стоят очень дешево — буквально за одну месячную зарплату можно купить какой-нибудь Ford Mondeo II. А вот когда речь заходит о машинах 2017—2018 годов выпуска, то цены сопоставимы с белорусскими. Дело в том, что в Беларусь везут эти условные «Клио» и «Меганы» с огромными скрученными пробегами и покупают их где-нибудь в Бельгии по самой низкой цене. А когда выбираешь в ЕС машину для себя, то смотришь, как правило, самые дорогие варианты.

Для приобретения нам нужно было лишь подписать договор купли-продажи. Сделали мы это прямо у машины и, забрав все необходимые документы, отправились кататься по вечернему Гданьску. Купив авто у физлица, в течение двух недель нужно заплатить налог в размере 2% от стоимости транспортного средства (доступно онлайн) и переоформить на себя действующую страховку, для чего необходимо лишь позвонить в страховую.

Процесс регистрации авто в Польше

Для регистрации машины в Польше необходимы следующие документы:

  • Договор купли-продажи между вами и предыдущим владельцем авто.
  • Техпаспорт с фамилией предыдущего владельца. Если в договоре купли-продажи и техпаспорте разные фамилии, то нужны дополнительные договоры купли-продажи — цепочка должна вести к тому человеку, чья фамилия указана в техпаспорте.
  • Karta Pojazdu. Это важный документ (красная книжка), в котором хранится информация обо всех предыдущих владельцах авто. Что-то типа «трудовой книжки» машины.
  • Страховка. Она переходит от предыдущего владельца. В нашем случае страховка действует до конца июня, как и техосмотр. Потом нужно будет продлить, и, судя по отзывам других белорусов, стоить это будет долларов 300—400 за год (потому что у нас нет страховой истории в Польше).
  • Номера. Их нужно снять и принести в окошко регистрации, даже если они остаются от старого владельца. На номера размещают маленький стикер (фото ниже).
  • Документ, подтверждающий личность. Если это белорусский паспорт — там должна быть виза D (подойдет и «Карта побыту»). В новом техпаспорте будет указано, до какого месяца вы можете легально находиться в Польше. После истечения этого срока техпаспорт продолжает быть актуальным, но у полиции, проверяющей документы, могут возникнуть дополнительные вопросы по поводу вашего прибывания в стране.
  • Выписка о регистрации. У нас этот документ не спросили и просто записали адрес проживания с наших слов.
  • Подтверждение оплаты регистрации. Нам это стоило 81 злотый — самый доступный тариф, потому что мы оставили старые номера. Оплачивать можно онлайн. Чек необходимо либо распечатать, либо отправить на е-mail ужонда (попросят прямо во время регистрации).

Записываться на регистрацию нужно в местный ужонд (не тот, где получаешь Meldunek). Во избежание скопления людей (коронавирус же) запись производится онлайн на конкретное время. Приехал со всеми документами и номерами под мышкой в назначенное время и через 15 минут уже едешь домой со временным техпаспортом на руках.

Даже VIN-номер не сверяли — как я понял, его сверят потом на техосмотре. Через месяц нужно будет забрать постоянный техпаспорт — о его готовности сообщат по SMS. Цивилизация! Вся процедура регистрации авто заняла у нас минут 50 с учетом дороги от дома до ужонда. После этого регистрация машины в Ждановичах кажется сущим адом. Здание ужонда выглядит как современный бизнес-центр. Внутри — приятный на вид ремонт. Само помещение чем-то напоминает не худшее отделение банка. Решать в подобном месте такой бюрократический вопрос, как регистрация транспортного средства, было, мягко говоря, непривычно. А где очереди? Где «приходите в окошко номер 2 после обеда»? Я привык, что регистрация автомобиля — это день, когда нужно отпрашиваться с работы.

Так выглядит «МРЭО» по-польски

Белорусские права в Польше

Пока я не изучал углубленно этот вопрос, но по той информации, что нашел, первые полгода в Польше можно ездить с белорусским водительским удостоверением. Потом придется его заменить (без экзамена). Многие эмигранты приезжают в Польшу на своих машинах с белорусскими номерами. Проблем с этим нет — главное, продлять страховку. Я так планирую привезти из Беларуси свой мотоцикл.

серый, универсал, дизель 1.5 л, механическая, передний привод
8500$ / 7113€
синий, хетчбэк, дизель 1.5 л, механическая, передний привод
2550$ / 2134€
зеленый, хетчбэк, бензин 1.6 л, автоматическая, передний привод
2200$ / 1841€
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Максим. Фото: автор
Без комментариев