22 июня 2021 в 7:44
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: производители

МАЗ сделает это в 2027 году. А кто сделал раньше и на сколько? Изучаем мусоровозы с низкой кабиной

В марте информационное пространство облетела новость о том, что в 2027 году Минский автозавод представит свой полностью электрический мусоровоз с выдвинутой вперед и низко посаженной кабиной. Только через шесть лет? Отстаем? Не все так просто. Мы решили разобраться и вспомнить историю подобных машин в Европе.

Для начала напомним, что новинку обещал представить не сам автозавод, а Минпром РБ, который и опубликовал эскиз концептуального электрического мусоровоза. Такой спецавтомобиль, как сообщает ведомство, в настоящее время разрабатывается предприятием совместно с Объединенным институтом машиностроения НАНБ. Опытно-конструкторские работы по созданию мусоровоза с автономным тяговым электрическим приводом и пониженным уровнем кабины должны быть завершены к концу 2025 года. Изготовление опытного образца запланировано на IV квартал 2027 года.

Объявлена даже ориентировочная стоимость такого автомобиля — 620 тысяч рублей.

Указанная сумма является ключевым моментом — для техники подобного типа это копейки. Вероятно, в цене и заключается ответ на вопрос, почему белорусы взялись за эту тему много позже европейских фирм.

Почему МАЗ не спешит

Об автомобилях-мусоровозах мало кто (из не связанных с ними профессионально специалистов) часто думает. Для многих удивительным открытием является, например, тот факт, что современный высокотехнологичный мусоровоз — это очень дорогая техника. Да-да! Разница в цене даже между топовым дальнобойным тягачом и не самым навороченным европейским большим мусоровозом примерно как между семейным универсалом Opel и спортивным Bentley.

Но есть особая «каста» грузовиков для вывоза мусора. Это настоящие «Роллс-Ройсы» мусоровозного мира. Разница, правда, в том, что Rolls-Royce дешевле. Речь о специальных шасси с выдвинутой вперед и посаженной низко кабиной. А если такой мусоровоз еще и полностью электрический, то цена возрастает. Именно на такой сегмент и замахнулся МАЗ. Сделай предприятие такую машину раньше, отечественный рынок просто не смог бы ее потребить. Но электрокомпоненты постепенно становятся дешевле, и как раз лет через пять цена на них должна стать более приемлемой.

А как эта тема развивалась в Европе?

«Мусорная» роскошь. Эволюция

О «бедных» водителях мусоровозов еще в начале 1980-х годов задумались такие фирмы, как Volvo и Scania. Именно в Швеции появились первые европейские шасси с выдвинутой вперед и опущенной вниз кабиной. Это были, по сути, кабины от обычных серийных грузовиков, просто перекомпонованные.

В середине 1990-х небольшие узкосегментные производители довели идею работы водителя мусоровоза до максимального по комфорту совершенства, создав грузовики, чьи кабины были специально спроектированы для оптимальной работы по сбору мусора. Такие кабины тоже были вынесены вперед и опущены вниз, но являлись высокими сами по себе. В них можно было стоять в полный рост, гигантское панорамное ветровое стекло обеспечивало отличный обзор. Полностью прозрачная боковая дверь автобусного типа этот обзор только улучшала. А за счет того, что дверь открывалась внутрь, удобно было выходить из кабины и маневрировать даже на очень небольших площадках. Классический пример такого мусоровоза из 1990-х — голландский GINAF B2121-N Ergotruck.

В Германии такие машины впервые были представлены специализированными фирмами. Мусоровоз Georg City Shuttle произвел фурор своим внешним видом (он был построен на шасси MAN с использованием кабины автобуса Neoplan), но остался опытным.

Однако эти автомобили оказались безумно дорогими, объем производства был штучным, сборка — ручной. А можно ли сделать такие же по компоновке машины чуть-чуть доступнее? Можно, если организовать более-менее серийное производство силами крупного изготовителя.

Так решили в Mercedes-Benz и выхватили знамя из рук мелких фирм, разработав такую же по концепции, но собственную модель — Econic. Впервые она была представлена публике в виде полноразмерного макета кабины на выставке Entsorga’1996 в Кельне, а серийное производство стартовало в 1998 году.

К Econic пришел успех. И хоть этот грузовик отнюдь нельзя было назвать бюджетным, за счет того, что прайс был ниже, чем у штучного товара карликовых фирм, рынок его принял. Счет построенным на базе Econic мусоровозам уже идет на тысячи. На этом фото показана версия для Великобритании.

Версию для континентальной Европы легко распознать по «автобусной» двери, расположенной справа. По сути, модели Econic уже больше 20 лет, но она до сих пор в производстве, постоянно модернизируется и стала популярной не только в коммунальной сфере, но и пожарной охране, а также как база для некоторых видов аэродромной техники.

Мусоровозы Econic продают даже за океаном, в США. Правда, под маркой Freightliner. Конкуренция в Америке среди машин подобного типа достаточно высока, и местные производители сильны в этой теме. И все же Econic смог отвоевать некоторую долю рынка.

Естественно, MAN, один из главных конкурентов «трехлучевой звезды» на европейском рынке, не мог спокойно смотреть, как «отгрызается» весьма перспективный кусок рынка, и захотел иметь свою похожую модель. Однако разработка оригинальной машины, сбыт которой заведомо будет невелик (относительно общих объемов производства), — занятие, на которое решится не каждый концерн. Но MAN решился. С одной лишь оговоркой, что разработка не стала на 100% оригинальной. За основу взяли модель малоизвестной в континентальной Европе британской фирмы Dennis Eagle, выпускавшей грузовики в основном для внутреннего рынка Соединенного Королевства. Немцы адаптировали свои агрегаты к шасси, на лицензионной основе взяли у Dennis Eagle кабину, придали ей свой стайлинг и... вуаля! Так появился на свет MAN TGA LowEntry RCV. Дебют машины состоялся на выставке IAA-2004 в Ганновере. Но объемы продаж оказались меньше ожидаемых, и в 2008 году мусоровоз был снят с производства.

А оригинальный Dennis Eagle, на основе которого сделали MAN TGA LowEntry RCV, выпускается до сих пор. В 2018-м была представлена полностью электрическая версия машины. Называется этот вариант Dennis Eagle Elite eCollect. С 2019 года он в серии.

Успешен Dennis Eagle и на лицензионном поприще. С того момента, как MAN перестал строить свой TGA LowEntry RCV, прошло лет пять и... Этим же грузовиком заинтересовался другой монстр «большой евросемерки» — Renault Trucks. По тому же лицензионному принципу в гамме французского производителя появился свой мусоровоз с выдвинутой вперед и низко посаженной кабиной и автобусной дверью. Сегодняшняя модель Renault D Access есть не что иное, как слегка перелицованный Dennis Eagle Elite с железным ромбом на передке кабины.

Шведы, когда-то первыми в Европе придумавшие выдвигать вперед, а также опускать кабины стандартных грузовиков для мусоровозных шасси, и сегодня занимаются тем же. В гамме Scania есть модель L300.

А в гамме Volvo — спецверсия FE. Последняя, к слову, может быть еще и полностью электрической.


Пока электромусоровозы — это дорого, не до конца отработано и с малым опытом эксплуатации. Но раз эту тему у карликовых фирм перехватили крупные автоконцерны, в ближайшие несколько лет такие машины перестанут быть большой экзотикой. Электротяга для мусоровоза и привода его механизмов — очень полезная особенность. Можно спокойно работать по ночам, не боясь разбудить обывателей. Такие грузовики в работе не громче бытового холодильника.

Мусоровозы с выдвинутой вперед и низко посаженной кабиной — элита сферы управления отходами, ее техническая «голубая кровь» и «белая кость». Их уже немало, но в общей массе они абсолютное меньшинство. Более 90% парка в Европе — грузовики традиционных компоновочных схем. Однако автоконцерны и небольшие фирмы выпускают «элитные версии», а значит, есть экономический смысл и достаточного порядка спрос. Получится ли у МАЗа? Увидим в 2027 году.

120 л, крышка открывается вручную, пластик, цвет: серый
19 л, крышка отсутствует, оцинкованная сталь, цвет: черный
50 л, крышка открывается вручную, пластик, цвет: желтый/черный

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: производители
Без комментариев