MILEX-2021, конечно, меньше и скромнее MILEX-2019, во многом повторил предыдущую выставку. Впрочем, для любителей военной техники менее интересными многие машины от этого не становятся. Однако мы сосредоточимся только на той технике, которая была представлена впервые.
Про премьеру плавающего бронетранспортера Volat V2 мы уже писали. Это разработка МЗКТ, ориентированная на белорусскую армию. По утверждению разработчиков, это потенциальная замена для БМД-1, БМП-1, БМП-2, БТР-70 и БТР-80 сразу. По классификации машина относится к легким бронетранспортерам, полная масса — 19 900 кг. Очень интересный нюанс — возможность производить демонтаж силового агрегата без слива рабочих жидкостей (благодаря размещению ГМП, двигателя и их систем в одном блоке на едином подрамнике). Таким может похвастаться немногая бронетехника. В дальнейшем на базе Volat V2 планируется создание тяжело бронированного неплавающего БТР средней весовой категории (полной массой 24 т) с дополнительной навесной броней.
Есть в гамме МЗКТ модели, очень похожие внешне на бронетранспортеры, но это не совсем БТР. Это так называемые корпусные шасси. Корпусное шасси — это, грубо говоря, нечто вроде бронетранспортера, только предназначено оно для монтажа вооружений, в основном ракетных. Темой корпусных шасси МЗКТ занимается уже 14 лет и весьма успешно.
Для понимания — кадр с прошлой выставки MILEX-2019. Тогда свою версию модернизированного знаменитого «Бука» на MILEX-2019 представило НПООО «ОКБ ТСП». Производители настолько глубоко провели модернизацию, что от исходного советского зенитно-ракетного комплекса «Бук» почти ничего не осталось. Новая версия называется «Бук-МБ3К». Для монтажа самоходной огневой и пуско-заряжающей установок предприятие разработало совершенно новое четырехосное корпусное шасси МЗКТ-692250.
В нынешнем году семейство дополнено трехосной версией МЗКТ-692251. Это пункт боевого управления для ЗРК «Бук-МБЗК». Называется 9С555 МБ. Отсек размещения экипажа у него бронирован. Гидромеханическая коробка передач и «раздатка» здесь собственного производства МЗКТ, а двигатель российский — ТМЗ-8463.10 мощностью 500 л. с.
Еще один командный пункт управления огнем артиллерийского дивизиона на шасси МЗКТ-500200 — тоже премьера выставки. Кузов изготовлен силами ОАО «Агат — электромеханический завод». Экипаж машины — 5 человек.
Об МЗКТ-550130 мы уже рассказывали. На публике этот грузовик появился впервые. Выражаясь простым языком, МЗКТ-550130 — это МЗКТ-500200, который как бы вырос. Грузоподъемность увеличена с 3200 до 5000 кг, установлены шины увеличенной размерности. Руль — справа, двигатель и коробка передач — китайские. Ориентирована машина на экспорт.
Следующие две машины демонстрируются не впервые, но вот так вот запросто осмотреть их вместе можно, пожалуй, только сейчас. Станцию тропосферной связи Р-432 «Горизонт» на шасси МЗКТ-652730-012 впервые показали на MILEX-2019. Это новая продукция Госкомвоенпрома, но, важный момент, серийная и уже принятая на вооружение белорусской армии. Разрабатывалась станция «в тесном сотрудничестве с предприятиями Китайской Народной Республики». Вторую машину — подвижную узловую станцию спутниковой связи Р-443У «Восход» — показали на прошлогоднем параде 9 мая. Она также уже принята на вооружение. Для понимания: грузовик с лепестковыми антеннами — это «Горизонт», с параболической — «Восход».
На MILEX-2021 состоялась в некотором роде знаковая премьера. Спустя 15 лет после своего предшественника дебютирует новый «спецавтомобиль для перевозки личного состава».
Вспомним историю. Первый вариант был представлен в 2006 году. Его показывали в качестве экспоната на выставке «Человек и безопасность 2006». Мы подробно разбирали тему этих машин, ставших символами эпохи.
Но старые варианты износились, их списывают и продают дороже, чем в прошлом году. Нужна была замена. Ею стал автомобиль грузовой для перевозки личного состава (многофункциональный) АТМ-Д (шифр «Дозор») на шасси МАЗ-6317. Производитель у спецгрузовика новый, прежде не занимавшийся этой темой. От «МАЗа-Купавы» тема перешла к ОАО «Агат — электромеханический завод». Новый вариант машины оснащен кондиционером и автономным отопителем, светодиодным освещением, панелью розеток, приточно-вытяжными вентиляторами. В изделии предусмотрен санитарно-бытовой отсек, оборудованный электроплитой, чайником, холодильником, микроволновой печью, санузлом (туалет и умывальник), системой водообеспечения. Есть и спальные места.
Представители производителя дважды отказали нам в возможности сфотографировать салон. Тем не менее фото нам прислали читатели. Вроде бы никаких секретных космических технологий или решений там нет.
Сравните с салоном «образца 2006 года».
Уверяют, новый автомобиль позволяет решать задачи удаленного патрулирования либо несения дежурства в особых условиях и, при наличии необходимых запасов воды и провизии, поддерживать на протяжении 4—7 дней жизнедеятельность находящихся на борту сотрудников. Подробностей о поставках таких машин в силовые структуры не разглашают.
Работает белорусский Госкомвоенпром и с российскими грузовиками марки «Урал». Несколько новых образцов есть на выставке.
Это, например, радиоприборный комплекс управления артиллерийским зенитным огнем «Ваза-МБ». Представило его ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения» из Борисова.
А это изделие ОАО «ВолатАвто» — новая боевая машина РСЗО калибра 122 мм «Шквал». Грузовик оснащен трубами для пакета направляющих собственного производства, средствами связи, системой автоматизированного наведения и управления, включая метеостанцию, и способен самостоятельно решать задачи по подготовке стрельбы по назначенным целям.
Целая отдельная тема MILEX-2021 — легкий коммерческий транспорт с очень специфическим оборудованием.
Например, ОАО «КБ Радар» завершило разработку и изготовление «Грозы-Z1» — мобильной системы защиты объектов от беспилотных летательных аппаратов. Смонтировали ее на базе пикапа Toyota HiLux. В результате воздействия «Грозы-Z1» квадрокоптеры и прочие небольшие дроны либо падают, либо осуществляют вынужденную посадку, либо улетают «домой». Дальность обнаружения дронов — до 2 км. Дальность подавления каналов управления и передачи данных — не менее 500 м, дальность подавления навигации — не менее 2 км, дальность постановки дезинформирующих помех навигации — до 10 км. Работа по противодействию может вестись как во время стоянки, так и при движении.
Радиолокационная станция «Родник», размещенная тем же ОАО «КБ Радар» на базе фургона Ford Transit, отслеживает и более серьезные беспилотники. Может и истребитель засечь, и даже бомбардировщик. Сопровождает цель, анализирует ее параметры и передает «куда надо».
А вот эта машина не борется с беспилотниками, а управляет ими. На базе Volkswagen Crafter РУП «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» создало мобильный наземный пункт управления беспилотниками наблюдения. Есть система резервного и автономного электроснабжения.
Столичное ОАО «МНИПИ» разработало подвижной информационный комплекс на базе Volkswagen Crafter.
Утверждается, ПО компьютеров этой машины позволяет «осуществлять мониторинг деструктивных и фейковых информационных волн, а также в целом определяет медийные тренды в информационном пространстве определенного региона. Система обеспечивает автоматизированный сбор открытых данных в сети Internet с заданных информационных порталов, мессенджеров, форумов, блогов, социальных сетей и видеохостингов. Система позволяет провести анализ активности и вовлеченности информационных ресурсов в информационную повестку. Вся собранная информация сохраняется в информационном хранилище, доступном для последующего анализа по каналам защищенной связи. Система является полностью белорусской разработкой».
Но это только одна из задач. Помимо «анализа информационной повестки», эта машина может использоваться и как современная кинопередвижка, и как полевая типография. Внутри есть мощный принтер. В комплекте к микроавтобусу идет и быстро развертываемая большая палатка. На месте ЧС машину можно использовать и как пункт психологической помощи, и как средство информирования населения о происходящем.
Сегодня MILEX-2021 открывается для публики. Про иные, не автомобильные, экспонаты выставки, можно почитать в нашем материале «Дроны, ракеты и много другой техники».
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by