Велосипедисты — тоже люди, и, как все люди, они любят получать подарки. Но что подарить велосипедисту? Новый велик — так еще нужно выбрать подходящую модель, да и презент получится дорогой. Экипировку — сложно угадать с размером и со стилем. Какой-нибудь модный аксессуар — но как подобрать именно тот, который станет полезной вещью, а не заброшенным хламом? Вот с этим, пожалуй, сможем помочь. Мы изучили Каталог на предмет самых интересных, модных и полезных для каждого велосипедиста штуковин и считаем, что нашли что-то по-настоящему крутое. Что-то, что можно прикупить себе, пока сезон в разгаре, или подарить другому велосипедисту — ручаемся, что он это оценит.
Насос в хозяйстве любого велосипедиста — заядлого или начинающего — вещь абсолютно незаменимая. Неважно, какие шины на велике или как часто вы выезжаете на прогулку: давление в колесах необходимо проверять регулярно, периодически их подкачивая. Так устроен мир: шины — самые топовые или бюджетные — со временем теряют воздух. Это физика и ничего больше: со временем давление стравливается вне зависимости от того, все ли в порядке с клапаном и имел ли место прокол.
Подкачивать колеса надо, вопрос — чем? До недавнего времени считалось, что основных вариантов два: большой напольный велонасос или же маленький насосик, который удобно возить с собой на раме, в сумке, в кармашке веломайки. Компрессоры, то есть электрические устройства, которые нагнетают воздух, широко используются в автомобильном мире, но редко кто-то использует их, чтобы подкачать велошины, — слишком сложно для регулярного использования. Так казалось раньше.
Велокомпрессор — это миниатюрное устройство на аккумуляторе, способное полноценно выполнять функции более габаритных собратьев. Одна из самых продвинутых моделей — Xiaomi Mi Portable Air Pump. При умеренной стоимости производитель обещает, что прибор обеспечит максимальное давление в 10 атмосфер, чего достаточно для большинства ситуаций и типов резины: автомобильной, велосипедной, мото — никакой разницы.
Внешне прибор напоминает эдакий пауэрбэнк — увесистый, в пластиковом корпусе с лаконичным дизайном. По умолчанию шланг имеет насадку под автомобильный клапан (AV Shrader), но в комплекте есть переходник для велоклапана высокого давления (FV Presta) и даже иголка, чтобы мячи накачивать, — очень удобно. Заряжается прибор от USB, кабель в наличии. Приятный бонус — тряпичная сумка для хранения всего этого добра.
Как же это работает? Имеет смысл прочитать инструкцию по эксплуатации, чтобы узнать, что для каждого типа шин (или прочей надувной продукции) существуют свои показатели допустимого давления. Если их не учитывать, есть риск все испортить: шина лопнет, велосипедист огорчится и никуда не поедет — в общем, беда.
Поэтому разработчики устройства по умолчанию выставили усредненные параметры для накачивания велоколес, колес автомобиля, спортивных мячей. Выбор опции осуществляется с помощью кнопок на приборе, информация отображается на дисплее, разобраться во всем не сложнее, чем сладить с ТВ-пультом.
Другое дело, что не всегда усредненные параметры подходят. На этот случай есть возможность вручную задать необходимое значение в psi (единица измерения давления, равная примерно 0,07 bar). Тестировать компрессор Xiaomi мы решили на шоссейном велосипеде: давление в шинах там под 8 атмосфер (8 bar), а это, согласитесь, куда интереснее, чем 3 атмосферы в горнике или даже 2—2,5 атмосферы в колесах вашего автомобиля. Справится ли «китаец»?
Накрутить переходник для Presta — это несложно. Куда труднее выставить правильное давление на компрессоре. Приходится bar переводить в psi, делать скидку на жаркую погоду и раскаленный асфальт — без калькулятора не обойтись. Качать будем примерно до 7,5 бара (102 psi). Кнопка «Пуск» — прибор начинает равномерно жужжать в руках. Щупаем шину — есть контакт, воздух туда явно поступает. Что ж, для чистоты эксперимента даже запускаем секундомер.
Никаких усилий, кроме как прикрутить шланг и нажать кнопки, не потребуется — прибор все сделает сам и отключится, как только требуемое значение будет достигнуто. Для подстраховки можно оставаться рядом, чтобы в случае чего остановить работу компрессора вручную.
Семь с половиной атмосфер с нуля в шоссейное колесо Xiaomi Mi Portable Air Pump «вбил» за три с небольшим минуты. Личный опыт: хороший напольный насос выполнит задачу быстрее, а вот маленьким ручным насосом мучиться придется столько же, и вообще это не самое простое занятие (кто пробовал — знает). Прикол в том, что брендовый напольный насос, так же как и качественный ручной с подходящими показателями по допустимому давлению, не будет стоить дешевле гаджета от Xiaomi. Невольно возникает вопрос: стоит ли напрягаться самому, если вот такая жужжалка справится со всем не хуже?
Даже водители смотрят с завистью и прицениваются: в бардачок приборчик поместится легко и не займет там много места, подключается на раз-два, не требует обслуживания — однозначно топчик.
В общем, будете искать подарок дорогу вам велосипедисту — однозначно присмотритесь к этой штуковине. Если что, скажите, что Onliner порекомендовал.
Продолжим о давлении в шинах. Почему вообще это важно, каким оно должно быть, с помощью чего осуществлять контроль?
Опытные водители знают, что от того, насколько правильно накачаны шины, зависит и скорость, и расход топлива, и устойчивость автомобиля на дороге, не говоря уже о скорости износа самой резины и вероятности ее повреждения или прокола. В случае с велосипедом теория работает точно так же, и последствия ошибки могут быть столь же серьезными.
Тщательнее всех к подготовке резины относятся велосипедисты-шоссейники. Потому что ребята носятся по дорогам на больших скоростях, входят в крутые виражи, иногда соседствуют с трафиком. Им знакома фраза «резина катит» и ненавистно ощущение, когда она не катит. В сложном повороте, отклоняя корпус, они понимают, что их здоровье напрямую зависит от того, как резина держит: соскользнет — пиши пропало. А менять шины раньше времени из-за сверхбыстрого износа или ловить проколы один за другим — кому же это понравится? И все это справедливо для любых велосипедов и для любого стиля катания, просто на шоссейниках проще объяснить.
Именно поэтому очень важно, чтобы по крайней мере основной велонасос в хозяйстве был оснащен манометром — устройством для измерения давления. Накачали, убедились, что все в пределах, указанных производителем на борту каждой шины, — можно ехать. Производители, кстати, указывают довольно широкий диапазон — это те параметры, при которых бренд гарантирует безопасность и эффективность использования своей резины. В каждом частном случае на выбор могут влиять различные факторы, например вес велосипедиста, его личные предпочтения, температура окружающей среды.
Если нет велонасоса с манометром или есть необходимость проверить давление шин в пути (после прокола, например), можно воспользоваться портативным манометром. Стоит такое устройство, как правило, недорого и является крайне простым в эксплуатации: поднес к клапану, надавил — увидел значение.
Манометр Fieldmann нам приглянулся широтой диапазона (до 12 атмосфер). При использовании шоссейного велосипеда это крайне актуально: вы не забыли про 7,5—8 атмосфер в колесах, правда? На рынке есть манометры, которые способны работать с меньшими значениями, и такие модели остаются не менее функциональными при работе с другими типами велосипедов и даже с автомобилями.
FV Presta — это чисто велосипедный клапан, однако встречается он на массовых моделях велосипедов не то чтобы часто. А вот тип клапана AV Shrader — в первую очередь автомобильный, но используется и на многих видах велорезины (для горных великов, городских моделей, гибридов и т. д.). Выходит, одной покупкой можно убить сразу двух зайцев. Но перед этим обязательно убедитесь, что прибор допускает работу с нужным вам типом клапана.
Нужно признать, что смартфон стал для нас просто таки незаменимой штуковиной (почти такой же незаменимой, как велосипед). Крутить педали, имея доступ ко всем функциям, которые нам дарит наш карманный гаджет, — вот мечта. Если согласны с этим утверждением, то наверняка согласитесь и с тем, что велосипедный держатель для смартфона — очень полезная в хозяйстве вещь. Не для того, чтобы ехать «валасы назад» и одновременно набирать кому-то сообщение, — никогда так не делайте. Смартфон нужен велосипедисту совсем для другого.
Во-первых, он способен полноценно заменить очень навороченный велокомпьютер. Приложений для этого предостаточно, а если дооснастить себя и велосипед необходимыми датчиками (для измерения пульса, каденса, скорости, а самые увлеченные могут добавить и мощемер), то у вас перед глазами будут все те данные, которыми, к примеру, располагают гонщики «Тур де Франс». Но даже без датчиков смартфон сам по себе способен фиксировать вашу скорость, маршрут, выступать в роли навигатора. Правда, чтобы воспользоваться этими благами, нужно хотя бы время от времени бросать взгляд на экран. Соответственно, этот экран должен быть перед глазами.
Во-вторых, некоторые даже во время веселых велопокатушек или изнурительных тренировок предпочитают оставаться на связи. Не пропустить важный звонок, увидеть сообщение, чтобы затем безопасно остановиться и ответить, — для этого тоже нужен держатель.
На рынке представлено множество различных моделей — отдельных и совмещенных с велосумкой, закрытых и открытых. У каждой есть свои преимущества и возможные недостатки, все зависит от того, что нужно именно вам.
Мы остановились на модели Baseus Sukja-01 — это держатель открытого типа с универсальным креплением на руль. Зажимы, которые фиксируют смартфон, регулируются по ширине (4,7—6,5 дюйма), так что вопрос совместимости не стоит. Крепление на руль осуществляется простым способом при помощи болта: в комплекте есть специальные резиновые прокладки, которые, во-первых, позволяют адаптировать крепеж под разную ширину руля, а во-вторых, смягчают контакт — такой держатель не страшно устанавливать даже на карбоновый руль.
Вся конструкция получится достаточно громоздкой, но это определяется в первую очередь размерами смартфона, а не держателя. Защитный чехол не предусмотрен, что, конечно, усложнит ситуацию, если пойдет дождь. Зато, нужно признать, держатели открытого типа выигрывают в другом: смартфон всегда доступен, а экран хорошо просматривается.
Напоследок предостережем: никогда не оставляйте смартфон в держателе, отлучаясь, к примеру, в магазин за водой. Никакой системы защиты нет, смартфон легко установить в крепление и так же легко извлечь — этим могут воспользоваться.
Никто не спорит с тем, что велозамок необходим. Ни одна даже самая навороченная модель не является гарантией того, что с велосипедом ничего не произойдет, но лучшего способа подстраховаться пока не придумали. Можно говорить о том, что никогда и ни при каких обстоятельствах не оставишь велик без присмотра, но потом в городе случается +34, а вода заканчивается. Что делать: бежать в магазин или рисковать здоровьем?
При этом у велозамка есть и одна неприятная особенность: его нужно где-то возить, а модели понадежнее весят ой как немало. Некоторые мотают замок в силиконовой оплетке на раму или подседельный штырь, но силикон при трении портит лакокрасочное покрытие. Поэтому производители пытаются придумать нестандартные решения, и, кажется, мы нашли весьма интересный вариант.
Замок STG TY3873 в сложенном состоянии подвешивается на крепление, которое монтируется на подседельный штырь. В таком виде замок выполняет функцию катафота — все по ПДД. Когда возникает необходимость в прямом назначении этого приспособления, замок снимается и раскручивается, будто клубок. Образуется цепь длиной 80 см — этого достаточно, чтобы пристегнуть раму. Металлические пластины имеют толщину 5 мм: специнструмент с ними справится, но сорвать такой замок без шума и пыли вряд ли кому-то удастся, а значит, он способен очень хорошо выполнить свою функцию.
Штатное расположение под седлом сводит на нет нагрузку от массы велозамка — это гораздо удобнее, чем таскать его в сумке за спиной. К тому же ничего лишний раз не соприкасается с рамой.
В комплекте два ключа (основной и запасной), плюс крепление на подседельный штырь. Сам замок показался нам не менее прочным, чем большинство моделей, которые можно встретить на рынке. При этом он компактнее, оригинальнее и функциональнее аналогов — хорошее приобретение.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by