МАРТ высказался о готовящихся изменениях на рынке такси в стране

 
UPD
13 786
29 июля 2021 в 15:24
Автор: Виталий Петрович

Сегодня, незадолго до окончания общественных обсуждений проекта указа президента Республики Беларусь «О вопросах автомобильных перевозок пассажиров», в Минске состоялась пресс-конференция. В ней приняли участие официальные лица Министерства транспорта и коммуникаций, которое является инициатором изменений, а также Министерства антимонопольного регулирования и торговли, которое наконец высказалось о возможных изменениях — они могут весьма существенно перетряхнуть рынок такси.

МАРТ

Алина Казаченок, начальник управления транспорта, связи и информационных технологий МАРТ, достаточно лаконично выразила позицию министерства: «Министерство антимонопольного регулирования и торговли проводит политику развития конкуренции, ограничения монополизма, контроля за ценообразованием, соблюдения принципов защиты прав потребителей во всех сферах, в том числе в сфере услуг такси, оказания услуг перевозок. Мы рассматривали данный указ, оценивая его с точки зрения наличия норм, которые неким образом вводят ограничения, неравные условия доступа для участников рынка, с точки зрения влияния на изменение цен, на принципы защиты прав потребителей. С учетом анализа всех последствий на данный момент глобальных вопросов по данному указу у МАРТ не имеется».

Минтранс

Со стороны Минтранса выступал Сергей Дубина, заместитель министра транспорта и коммуникаций.

О возможных мерах

«Проектом предусматривается введение в электронном виде соответствующих карт допуска: для транспортного средства, водителя, диспетчера перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и диспетчера такси. Закрепляется норма, что деятельность без получения указанных карт допуска является незаконной и запрещается. За счет невозможности реализации „серых” схем у недобросовестных перевозчиков будет отсутствовать конкурентное преимущество. В случаях несоблюдения законодательства будут приниматься ограничительные меры. Так, приостановка действия карты допуска водителя предусмотрена до 1 месяца; регистрационной карты транспортного средства и карты допуска диспетчера — на срок до 3 месяцев. В случае повторных нарушений действие указанных карт будет прекращаться. Следующее получение карт допуска после прекращения будет возможно только через 6 месяцев», — отметил Сергей Дубина.

Об аренде ТС с экипажем

«Вводится норма о том, что аренда транспортного средства с экипажем будет позволена только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Для физических лиц данная норма будет недоступна, дабы не злоупотребляли отдельные субъекты этой нормой, когда фактически аренда транспортного средства с экипажем подпадает под действие гражданско-правовых отношений и арендных отношений и не относится к перевозке пассажиров. Исключив эту возможность, мы будем говорить о том, что любая перевозка пассажиров по договору будет подпадать под действие Правил перевозок пассажиров и Закон об автомобильном транспорте», — сказал замминистра.

О сроках

«Будет подготовительный период. Мы понимаем, что одномоментно зарегистрировать всех будет сложно, но так как эта норма будет действовать в электронном виде, то предполагается, что будет предоставлена и возможность в электронном виде зарегистрироваться и в дальнейшем прийти в Транспортную инспекцию, по аналогии с тем, как вы сначала подаете в электронном виде на визы заявление, а уже затем приходите и подтверждаете, что вы — это вы», — пояснил спикер.

О трудовых взаимоотношениях

«Фактически водители — это наемные лица, которые работают у перевозчика. И если говорить о профессии и о перевозке автомобилями такси, то это не разовая функция, которую мы приравниваем к договору подряда. Договор подряда по гражданскому кодексу — это разовая услуга, которая оказывается по договоренности, и по завершению этой услуги выплачивается вознаграждение. Здесь же вопрос ставится так, что трудовые взаимоотношения перевозчика и водителя будут гарантировать защиту в том числе и прав самого водителя. Потому что каждый водитель имеет право на оплачиваемый отпуск, должен иметь, наверное. Так же как и на больничный. В договоре подряда ничего этого нет. Водители на сегодняшний день не защищены: если ты не пришел — тебе не заплатили. И в этой части, наоборот, будут создаваться дополнительные условия для защиты как самих водителей, так и пассажиров», — считает Сергей Дубина.

О контроле

«Мы планируем уйти с дороги, мы не хотим контролировать на дороге, мы хотим контролировать базы данных. И сегодня достаточно инструментов для того, чтобы, имея базу данных о транспортных средствах, об их перемещении, о движении денежных потоков через соответствующие отчеты, которые будут предоставляться в Министерство по налогам и сборам (и сейчас предоставляются), сказать, осуществлялась ли перевозка в конкретный момент времени или нет, соблюдались ли требования законодательства или не соблюдались. Задача — уйти с дороги и не контролировать перевозки непосредственно на улице», — говорит заместитель министра.

О тарифах

«В целом, если вы посмотрите на этот указ, мы не планируем каких-то глобальных изменений по тарифам. Тарифы ведь не контролируются государством, они формируются самими перевозчиками. Но вопрос в том, что складывается из стоимости одного километра у конкретного субъекта предпринимательской деятельности. Если вы не платите налоги, вы не платите в ФСЗН, у вас нет по договору найма водителей, у вас в аренде транспортные средства, никаких отчисления вы не делаете — естественно, у вас тарифы могут быть настолько малые, что предприятие, которое добросовестно выполняет все условия, оно попросту не может работать на этом рынке. Здесь вопрос не в том, увеличатся тарифы или не увеличатся. Если все перевозчики будут в равных условиях, то и водителям не надо будет работать по 12—16 часов, чтобы заработать ту зарплату, которую сегодня мы имеем в среднем по городу или по стране. Но в целом на тарифы это никаким образом не влияет», — заявил Сергей Дубина.

Об иностранных диспетчерах

По всей видимости, речь больше не идет о том, что иностранные компании обязаны будут иметь представительство в Беларуси для оказания здесь своих услуг.

«Этой нормы здесь нет. Мы говорим о том, что неважно, субъект ли это Республики Беларусь или субъект Евразийского экономического союза, он должен будет получить карту допуска здесь, в Республике Беларусь. Требование о резидентстве пока не прописывалось. Оно прорабатывалось, но не было поддержано отдельными государственными органами», — отметил замминистра.

Читайте по теме:


Покупайте кофе выгодно в Каталоге Onliner

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Виталий Петрович
Без комментариев