ВелоПетрович

Соседи поневоле: считаем взаимные упреки водителей и велосипедистов

13 720
14 августа 2021 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Тарналицкий, Александр Ружечка
ВелоПетрович

Соседи поневоле: считаем взаимные упреки водителей и велосипедистов

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Тарналицкий, Александр Ружечка

Это милые бранятся — только тешатся. Соседи бранятся совсем иначе: с несбыточными угрозами и застарелыми обидами, поди потом разбери, кто кому палец первым показал. Ну а если это соседи по потоку — пиши пропало. Им всегда будет мало места на дороге, всегда будет в чем друг друга упрекать. Мы начинаем мини-рубрику «Соседи поневоле», посвященную как раз таким конфликтам. И в первом выпуске сосчитаем взаимные упреки водителей и велосипедистов: они нечасто бывают соседями на одной территории и по доброй воле предпочли бы и вовсе никогда не встречаться, но уж когда пересекаются, некоторые дают волю эмоциям.

Соседи поневоле: водители и велосипедисты

«Нечего на проезжей части делать!» 1:0

Во многих случаях велосипедистам и правда запрещено двигаться по проезжей части: если есть тротуар, велодорожка, обочина — хоть что-то (п. 148 ПДД). И большинство это правило неукоснительно соблюдает. Те же, кто не соблюдает, указывают на то, что, по их мнению, асфальтированная дорога куда лучше подходит велосипедам, которые и все эти бордюры переносят так себе, и разгоняться могут до небезопасной для пешеходов скорости. Чаще всего такие разговоры слышны от владельцев шоссейных великов и фиксеров: у них колеса тоненькие, а вот амбиции о-го-го — гоняются ребята.

Плохо? А как же, в большом городе подобное может быть как минимум опасно. Хорошо бы, конечно, в большом городе развивать полноценную сеть магистральных велодорожек, чтобы было куда сгонять всех этих надоедливых людей, ведущих здоровый образ жизни, тем более что в их полку прибывает за счет рекрутов на электросамокатах, моноколесах и прочих гироскутерах. А то ведь не вполне честно: дороги регулярно перекладывают, они ровные (чаще всего) и широкие, а на тротуарах сначала ищешь траекторию, чтобы объехать всех и вся, затем надеешься, что на этой траектории встретиться поменьше люков, выбоин и стыков зачастую раздолбанной тротуарной плитки. И потом все равно тормозишь всем, чем можно, потому что собачка на тонюсеньком таком поводке рванула к деревцу наперерез.

Но факт остается фактом: на дороге чаще всего велосипедистам делать нечего. Водители возмущаются по делу.

«Себе подуди!» 1:1

Другое дело, что возмущающиеся водители свои эмоции при себе не держат, а выражают их довольно шумно, давя на клаксон по поводу и без. Они говорят, что это ради предотвращения дорожно-транспортного происшествия, что отсылает нас к п. 172.2 ПДД. Вот только резкий, неожиданный (как тот челлендж, когда из ведра холодную воду со льдом на голову выливали) сигнал может спровоцировать не меньшую беду, чем та, которую этот сигнал должен предотвратить.

Едешь ты себе, едешь, и вдруг сзади оно: би-бип на всю округу. Дернулся от испуга, хорошо, если руль не выпустил. А если в сторону поведет или вильнешь невпопад?

Чего именно в этом случае добивается посигналивший водитель? Хочет предотвратить аварию? Так для этого лучше притормозить. А если задача перевоспитать или наказать велосипедиста, который, как могло показаться, что-то нарушает — так этим ГАИ занимается. В эти выходные, к примеру, у них рейды обозначенной направленности.

Агрессия на дороге порождает агрессию и больше ничего. Проблему не решить, обсигналив оппонента с головы до ног, тем более было немало тех, кто пытался.

«Светофоры для кого-то другого придумали?» 2:1

Если кто-то достаточно спокоен и рассудителен, чтобы не пороть сгоряча и не обвинять огульно велосипедистов, которые выехали на проезжую часть, то оправдание безответственному и вызывающему поведению велолюбителей непосредственно на автомобильной дороге найдется вряд ли. Выехал в полосу движения — это полбеды. Но в полосе есть свои законы и правила, и вот их игнорирование — это уж ни в какие ворота.

«Хочешь ехать наравне с автомобилями — соблюдай правила для автомобилей», — скажет кто-то, и с ним трудно будет поспорить.

Проезд на красный сигнал светофора, невыполнение требований дорожных знаков и разметки, непропуск пешеходов — это то, за что водители несут иной раз жесткое, но заслуженное наказание. Велосипедисты, совершающие то же самое, очень часто избегают всякой ответственности, вызывая при этом массу негатива со стороны окружающих.

Как задира-хулиган в старом детском фильме: достал настолько, что сидишь и ждешь, когда ж ему наконец прилетит по заслугам.

«Не ори — надует!» 2:2

Еще один прием в арсенале водителей, которые то и дело пытаются брать на себя функции сотрудников ГАИ — громкий ор из открытого окна или откровенное самоуправство. И то, и другое — недопустимо, бессмысленно и только создает на дороге еще больший хаос. Хотя бы потому, что никому не слышно, что вы там орете: ветер, шум с дороги — не стоит и напрягаться.

А еще гневный крик сам по себе рождает у оппонента стойкое желание ответить чем-то подобным. Ну кто, скажите на милость, услышав нечто злобное в свой адрес, одумается и поспешит исправиться? Будет стоять на своем, да еще и вытворит что-нибудь на адреналине — оно вам надо?

Сдержаннее стоит быть, спокойнее. Многие проблемы тогда отпадут сами собой.

«На переходах надо спешиваться!» 3:2

Возможно, излюбленная претензия городских водителей связана с тем, как велосипедисты и им подобные пересекают проезжую часть. Правила действительно обязывают спешиваться там, где нет выделенного велопереезда (п. 151 ПДД). Требование логичное: велосипедист точно затормозит и перейдет дорогу со скоростью пешехода, а значит, не вылетит вдруг из ниоткуда, а значит, все его успеют заметить.

Так-то оно так, но сложные правила редко работают. И тех, кто не спешивается, много. Настолько много, что, кажется, проектировщики сами все понимают, поэтому рисуют велопереезды повсюду, где это возможно, по крайней мере там, где переход регулируемый.

Вот только некоторых водителей это не устраивает, и они по старой памяти предъявляют все ту же претензию. «Казалось бы, что плохого в правиле спешиваться при переходе? Они ж типа спортсмены, лишний раз ноги размять — ничего страшного», — высказался недавно наш читатель, вызвав этим, к слову, гнев многих велосипедистов. Что ж, тот, кто регулярно и помногу использует этот вид транспорта, наверняка подобных заявлений делать не станет.

Но у водителей своя правда: они несут ответственность и знают об этом, посему стремятся оградить себя от возможных рисков. Быстрого велосипедиста на переходе не видно — это доказано. А кому отвечать в случае чего, вы, наверное, и сами догадываетесь.

«Так и уступать на переходах тоже надо!» 3:3

Другое дело, что не все водители при пересечении как пешеходных переходов, так и велопереездов проявляют достаточную долю осторожности. Правила о чем говорят? О том, что водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу (п. 116 ПДД). На практике же один едет, потому что не видит, другой видит, но все равно едет, хочет проскочить, такой вот он по жизни резкий. И в итоге можно тормозить до скорости пешехода, можно спешиваться и вертеть головой аки филин — а гарантии, что пропустят, все равно нет.

Тут еще вопрос в сезонности. К осени, как правило, все привыкают к тому, что на переходе может появиться велосипедист или не менее быстрый человек на электросамокате. Но впереди полгода зимы — забывается.

«А по центру дороги обязательно ехать?» 4:3

По проезжей части на велосипеде можно по-разному. Одни скромно прижимаются к краю дороги или крутят педали на обочине, когда она есть, другие предпочитают занять побольше пространства, курсируя от центра к краям и назад. Даже во дворе, где, казалось бы, все очевидно, некоторые умудряются ездить на велосипеде так, чтобы не проехал больше никто. Трудно сказать, какой в этом практический смысл, зато очевидно, что такие действия потенциально куда опаснее спокойной езды в сторонке от проезжающих авто, да и негатива со стороны водителей вызывают куда больше. Негатива объяснимого, в отличие от того, чем он вызван.

Кстати, в правилах закреплено, что в случаях, когда движение велосипедистов по проезжей части допускается, они должны ехать в один ряд не далее 1 метра от ее правого края (п. 148 ПДД). Обратите внимание: правого края. Это для тех, кто предпочитает езду навстречу движению.

«А на велодорожке кто стоять разрешил?» 4:4

Вот бы узнать, все ли автомобилисты, которые так ратуют за то, чтобы велосипеды не появлялись на проезжей части, сами никогда не парковались на велодорожке, не въезжали на тротуар или на зеленую зону.

Взять хотя бы экспериментальную велодорожку у Комаровского рынка. Уж сколько лет прошло, а она все такая же экспериментальная. Но не суть: машины там как парковались, так и паркуются, и никто ничего поделать с этим не может, даже ГАИ, потому что пришлось бы организовать там постоянный пост, чтобы мониторить ситуацию. Или повесить камеру фотофиксации наподобие той, что заработала у железнодорожного вокзала. Кто знает, возможно к этому и идет.

Но мы о другом. Велосипедист, который выехал на дорогу, если в нем есть хоть сколько-то адекватности, проезжую часть собой не перекрывает и движение автомобилей не нарушает. То ли дело любой, даже самый компактный автомобиль на велодорожке: он загораживает ее полностью, будто забор, не оставляя ни единого шанса протиснуться. В случае с велодорожкой на Комаровке это приводит к тому, что велосипедисты, для того чтобы объехать припаркованные на велодорожке машины, выезжают на проезжую часть, раздражая тем самым водителей (смотри пункт первый). Ну и на кого в итоге пенять, у кого бревно в глазу застряло?

«Показывать поворот не учили?» 5:4

Велосипедист должен предупреждать окружающих о планируемом маневре — не стоит с этим спорить. Если велосипедист предсказуем, он находится в большей безопасности, а этого мы все и добиваемся. Нет ничего хуже, чем ехать за велосипедистом, который вроде бы прямолинейности движения не нарушает, но затем резко уходит в сторону, прямо на капот автомобиля.

Вытянуть в сторону левую или правую руку, поднять одну из них вверх, предупреждая о торможении, — чаще всего это несложно сделать. Вот только делают отчего-то не все.

Этого не хватает на дороге — желания вести себя уважительно и осмотрительно, чтобы не вызывать гнев окружающих, а быть примером добрососедства. Велосипедисты на проезжей части почти чужеродный элемент — им бы и начать первыми.

«Не прижимайся и не подрезай!» 5:5

За городом обычно велосипедистам разрешается ехать по обочине, потому что за городом прочих вариантов обычно нет. Но и там всегда узнаваемы водители, которых двухколесный транспорт раздражает. Такие норовят проехать поближе, прижаться, испугать. Такие не уступят дорогу, уходя на съезд или выезжая с него. Могут даже подрезать с заездом на обочину — словом, сделать все, чтобы показать, что велосипеду здесь не место.

К счастью, таких автомобилистов меньшинство, и они не должны влиять на формирование мнения обо всех остальных.

Обычный водитель действует по ситуации: едет спокойно в своей полосе, будто не замечая соседа на обочине, — и на том спасибо.

Но есть и особо вежливые: те, кто притормозит и тихо, не сигналя, проследует за велосипедистом, пока он не проедет съезд. Те, кто перестроится на ряд левее, опережая. Такие люди заслуживают слов благодарности — они и делают тот необходимый шаг к взаимопониманию на дороге, шаг к безопасности, они проявляют уважение, которое рождает такое же уважение в ответ. А больше ничего и не нужно.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by