Случайный водитель электрокара. Траты — 4 рубля на 100 км, но сама машина пока дорогая

17 августа 2021 в 8:00

Случайный водитель электрокара. Траты — 4 рубля на 100 км, но сама машина пока дорогая

Передо мной стояла нелегкая задача — выключить в себе журналиста и несколько дней побыть просто водителем. Таким водителем, которому в качестве машины на подмену внезапно выдали электромобиль. Одно дело — участвовать в экспериментах электрофанатов, и совсем другое — когда заявляют «На, держи Volkswagen ID.3 и делай с ним что хочешь». А в планах были абсолютно бытовые дела: заехать в строймаркет, всей семьей смотаться в Брест на день рождения родственника, взглянуть на новый домик на даче родителей. Из этих мелочей и складывается стандартный быт человека, в котором автомобиль должен быть помощником — упрощать логистику и делать передвижение комфортным. Было интересно, справится ли с этими задачами электрокар. Одновременно было и тревожно: казалось, нельзя просто взять и поехать, нужно постоянно держать в голове оставшийся запас хода, чтобы случайно не застрять на полпути. Но нужно сразу сказать — примерно на третий день тревоги сменились технопозитивизмом и верой в светлое будущее.

Уйма вопросов

Инструктаж по пользованию аппаратом был максимально коротким: «Это электромобиль. Подошел к двери — она открылась. Сел — она запустилась. Нажал на тормоз, включил Drive и поехал. Селектор — за рулем. Зарядное устройство для обычной сети 220 В — в багажнике. Общественные заправки можно найти с помощью приложения Malanka». Собственно, и все. Поначалу казалось, этой информации катастрофически мало. Однако вскоре стало ясно, что ее вполне достаточно для каждодневной езды. Остальное можно «нащупать» в процессе.

Наиболее смущающим в случае с этой машиной можно назвать постоянное внимание со стороны окружающих. Нужно сильно постараться, чтобы не замечать взглядов и избегать расспросов от знакомых и случайных встречных. Я еще не успел упаковать в багажник вещи для поездки в Брест, как подбежал сосед — похоже, увидел незнакомый автомобиль из окна. Посыпались вопросы, под объемом которых можно было запросто забыть что-нибудь важное при сборах. Поэтому, пожалуй, будет правильным озвучить ответы сразу:

  • да, Volkswagen ID.3 — это электрокар c задним приводом;
  • запас хода этой версии (Pro S) по документам — 550 км. В реальных условиях меньше;
  • да, заряжается от розетки;
  • траты на 100 км — примерно 4 рубля;
  • стоит машина около $53 тыс.

Пятница. Выезд из города

Сам для себя притворился, что не знаю об электрокарах ничего. «Я простой водитель. Мне случайно достался ID.3. Я не знаю, что с ним делать», — повторяя эту мантру, решил начать пользование чудом техники с зарядки. Первое место, которое пришло на ум, — ж/д вокзал. При стабильном домашнем Wi-Fi скачал приложение Malanka, ввел данные о машине и банковской карте, забросил на кошелек 20 рублей. Жена Яра, сын Кирилл, болонка Моника, рюкзаки с вещами — все в автомобиле. Разместились с комфортом, места предостаточно. Можно ехать.

Надо сказать, поездка началась довольно нервно. Я переживал из-за того, что техника даст сбой и в критичный момент я не смогу зарядиться, застряну на трассе М1. Жена переживала из-за самого факта, что приходится ехать «не на своей». Моня нервничает в машине всегда. Только 10-летний Кирилл был полон оптимизма: «Она едет без звука, как космолет!»

На вокзале все места у зарядок были заняты. Все же не зря владельцы электрокаров собирали подписи под петицией, чтобы как-то решить эту проблему. Но нам повезло — «дэвээсник» освободил доступ. Следую инструкции на зарядной станции: выбрать тип разъема (CCS в нашем случае), вставить кабель, считать QR-код... И тут заминка — приложение Malanka вместо камеры запустило черный экран. К счастью, есть альтернативный способ — путем ввода цифро-буквенного кода. Но я просто перезагрузил телефон, и все получилось. На планшете в салоне ID.3 побежали проценты, приложение выдало данные о процессе, лампочка у лючка загорелась зеленым цветом.

Пока электричество «заливалось в бак», я вдруг осознал, что владелец электрокара становится абсолютно беспомощным, если сядет батарейка смартфона. Volkswagen не утешил — в салоне предусмотрены разъемы (для передних и задних пассажиров) только под Type-C, стандартного USB нет. Без нужного кабеля не подключить ни телефон, ни регистратор. К счастью, среди вещей завалялся пауэр-банк.

Охваченный переживаниями, я решил заранее найти на нашем маршруте зарядную станцию с CCS для следующего визита. Обнаружилась она под Барановичами. Собственно, в этом и заключается основная разница. При поездке на авто с ДВС водитель заезжает на ближайшую заправку, когда видит, что топливо заканчивается. А с «электричкой» место зарядки нужно планировать перед выездом.

В момент, когда был подключен разъем, оставалось чуть менее 40% заряда. Пока копался в смартфоне и выстраивал маршрут, набежало уже более 70%. До Барановичей должно хватить. Выезжая из столицы, осваивал управление. Все элементарно: переключение в положение Drive — двумя пальцами, показания спидометра — на проекции, отличная рулежка, беззвучный и стремительный разгон. От вокзала до М1 проехали полгорода, постояли в пятничных вечерних пробках, потратили пару процентов заряда.

Трасса

Конечно, на трассе с разрешенными 120 км/ч заряд расходуется быстрее (по времени). С непривычки сложно прекратить коситься на показания приборов. Но вскоре становится понятно, что доберемся. В пути развлекался игрой в возможности адаптивного круиз-контроля. Автомобиль сам держит полосу, не дает выехать за ее пределы. Можно установить и оптимальную дистанцию до впереди идущей машины. Настигнув тихохода, ID.3 сам сбавляет скорость, предотвращая попутное столкновение, и продолжает движение с той же скоростью, что и тихоход.

По дороге была опасная ситуация — легковушка перестроилась прямо перед нами. Внутренняя подсветка стала красной, в салоне раздался резкий предупредительный сигнал, автоматически сработало торможение. Возможно, загорелась «аварийка», однако из-за стремительности развития событий я не обратил на это внимания. Главное, что попутного удара удалось избежать. И это при минимальном вмешательстве пилота.

Зарядка на трассе под Барановичами вновь напомнила о страхе перед неизвестным: «А вдруг не получится? Это же не столица». Переживания оказались напрасными. Порядок действий почти такой же: выбрать тип разъема, вставить кабель, нажать «Начать» в приложении Malanka. Единственное отличие — нет QR-кода. Заряжались ровно столько времени, сколько хватило на то, чтобы постоять в очереди в магазинчик на АЗС, съесть френч-дог, маленькую пачку чипсов и запить все чашкой кофе. Ну и захотелось сделать пару кадров на фоне заката.

Вышло чуть менее 13 рублей. Даже с округлением до 15 все равно получается невероятно дешево для пути от Минска до Бреста в 350 км. На моем кроссовере траты выходят не меньше 80 рублей в одну сторону.

По дороге до малой родины немного покопались в настройках машины, осмотрелись в недорогом на вид, но стильном салоне. Оказывается, есть режимы «Эко», «Комфорт», «Спорт». Выяснилось, что можно подключить телефон и посмотреть/послушать свежий ролик Каца на YouTube. Можно настроить подсветку внутри салона, покатать собаку на кресле с помощью электропривода, устроить себе массаж спины. То есть можно много чего, но кто этим пользуется каждый день? Ежедневно водитель лишь регулирует звук и переключает треки. И тут нельзя не сказать про важный минус — сенсорные кнопки на руле. Неловкое движение руки — и кнопка считает, что на нее нажали.

В Бресте были спустя около четырех часов после выезда из столицы. Для нашей семьи это обычное время — мы привыкли останавливаться на перекус. Единственное — с электромобилем пришлось сделать остановку не в «нашем» месте, а там, где есть зарядка. Это на заметку всем руководителям заправочных станций.

Суббота. Город

Родственники, у которых мы остановились, живут в загородном доме. Для электрокара это идеальный вариант. Как и было обещано, в багажнике оказалось нужное зарядное устройство для 220 В. Оставил заряжаться на ночь с 23%. Утро началось не с кофе, а с проверки, как там дела у «электрички». Как выяснилось, не так хорошо, как хотелось бы. За неполные восемь часов — всего плюс 25%. Во сколько обошлась медленная зарядка, сказать сложно — за электричество хозяева дома будут платить только в следующем месяце.

Ближе ко второй половине дня уже вся родня и соседи были познакомлены с «космолетом». Казалось, в регионах интерес к электромобилям меньше, чем в столице. А вот и нет. Единогласный вердикт от брестчан: «Машина супер (как в движении, так и в экономии), но вход в клуб пока слишком дорогой. Подождем, когда ценник на EV с запасом хода в 500 км упадет до $15 тыс.»

Испытал и городской расход. Из пригорода — к брестскому ЦУМу и другим супермаркетам. Типичный будничный городской пробег. Ушло 5% заряда. С таким расходом те самые накопленные за ночь 25% уже не казались мизерными.

Признаюсь, в приложение Malanka в поисках быстрых зарядок в облцентре не заглядывал. Но у одного из рынков, куда мы приехали, нашлась-таки ЭЗС. Более того, место оказалось свободно — при том что рядом все было заставлено. На обход школьного базара ушло 22 минуты. Когда вернулись, со счета списалось почти 7 рублей, а машина была «заправлена» на 70%. Очевидно, что так и должна работать эта система. Приехал за покупками — поставил на зарядку и пошел шопиться. А там уже сколько набежало — столько набежало. Не удивительно, что в воскресенье мы вновь приехали на тот же рынок вместо того, чтобы наведать супермаркет, около которого станции нет.

Уже вечером, когда развозил гостей по домам, случился забавный инцидент. Пассажиры попросили продемонстрировать стремительность разгона на полупустой ночной многополосной ул. Московской. Не вопрос — при переключении светофора на зеленый педаль ушла в пол. И пассажиры с веселыми возгласами дружно вжались в кресла. Когда мы подкатывались к следующему перекрестку, сбоку услышали рев. Ревел универсал BMW в 34-м кузове. Оказалось, мы его и не заметили во время разгона. Но водитель явно обиделся — все же догнал и опередил нас на скорости более 70 км/ч, а потом свернул направо на красный. Наверное, чтобы его слово было последним. И тут я понял смысл фразы «Уже не надо никому ничего доказывать». «Баварец» из 90-х, мы с тобой в разных весовых категориях. И вообще мопед не мой.

Воскресенье. Путь домой

На ночь вновь поставил электрокар на зарядку. С утра убедился, что вчерашний показатель — не случайность. От домашней стандартной сети процесс идет весьма медленно. Тем не менее хватило на поездку типичного выходного дня: в город, магазин, а оттуда на дачу и обратно. Уже на третий день пользования ID.3 я перестал нервничать, что где-то в пути мне не хватит заряда, чтобы добраться до пункта назначения. Просто проверял состояние батареи перед началом каждой поездки. Это как кинуть взгляд на шкалу топливного бака. Если бы значение было малым, просто поехал бы в магазин, рядом с которым есть зарядка.

На обратном пути в столицу я уже не баловался адаптивным круиз-контролем, а пользовался им полноценно. Езда по скоростной трассе с таким помощником превращается в настоящий релакс. Машина не даст съехать с полосы, опасно приблизиться к впереди идущему автомобилю. Водителю остается лишь включать поворотники и перестраиваться для опережения. С одной стороны, невероятно удобно, с другой — сильно расслабляет. Сразу вспоминаешь фото уснувшего за рулем водителя Tesla и гонишь дремоту прочь.

Обнаружил прикол, рассчитанный на порядочность автолюбителей. Не секрет, что у нас с этим делом не все окей. Когда «электричка» едет в правой полосе со скоростью, превышающей скорость машины в левой, круиз-контроль не дает опередить. Наверняка руководствуется ПДД: левый ряд только для опережения, а значит, сейчас неизвестный автомобиль будет перестраиваться обратно в правый, надо уступить. Однако зачастую этого не происходит. Водитель слева «тормозит», тормозит и автопилот. Без «газа» ехать дальше отказывается.

На зарядку остановились на АЗС под Ивацевичами. На станции потратили 40 минут: перекусили, заглянули в ватерклозет, выгуляли собаку, поболтали с парой, заинтересовавшейся электромобилем. Примерно столько же мы тратим на станции при поездке на авто с ДВС. Все это время ID.3 стоял на зарядке. Вдруг приложение отрапортовало — сессия закончена, достигнуто 100%. Вот и пора ехать дальше. Признаться, всегда со скепсисом воспринимал фразу «Созданной инфраструктуры вполне достаточно». Похоже, был не прав. Но это касается только моего собственного маршрута и ситуации в Минске, Бресте и на М1, где я бываю чаще всего. Возможно, в других регионах ситуация похуже — например, на севере страны и на Полесье (судя по карте Malanka). Не знаю, на электромобиле туда не ездил.

Уже по приезде в Минск для чистоты эксперимента попробовал зарядиться от домашней розетки. Сбросил со второго этажа пятиметровый удлинитель, подсоединил кабель. Однако лампочка у разъема загорелась красным — ID.3 не принимает квартирное электричество, и все тут. А почему у частного дома в Бресте приняло? Долго думать не пришлось — в квартире нет заземления. Без него — никак. На минутку представил, что электрокар не нужно возвращать владельцам, а он останется у меня (если честно, махнулся бы ключ на ключ). В таком случае до ближайшей заправки мне пришлось бы топать... (сверился с картой в мобильном приложении) 16 минут. Так себе, конечно. Но, скорее всего, я бы просто ездил за покупками в магазины, у которых установлены ЭЗС.

Бонус. Мнения пассажиров

Яра

— Я была довольно скептически настроена по поводу поездки на электромобиле, особенно на большое расстояние. Это как на увеличенной версии смартфона ехать: что-нибудь обязательно заглючит и зависнет в самый неподходящий момент. Воображение рисовало картину, что машина резко останавливается на трассе как вкопанная, потому что закончилась зарядка, к примеру.

Реальность была другой. Необычной. К примеру, первые полчаса, когда машина разгоняется, появлялось ощущение, точно едешь в лифте. Скорость электромобиль набирает невероятно быстро и бесшумно. Но чем дальше, тем больше чувствуешь прикосновение к будущему: автопилот, который тормозит, соблюдая дистанцию, или подкручивает руль, чтобы авто ехало ровно. Все эти проекции на экран, куча электроники и компьютер, анализирующий все и вся, плавный тихий ход, только шины шуршат — все это очень впечатляет профана вроде меня.

С зарядкой и ее расходом тоже не было никаких проблем: станции есть, это быстро и не напрягает от слова «совсем». А цена на «топливо» неимоверно радует, особенно когда представляешь, как от этой технологии кусают локти нефтяные магнаты. О, теперь я не сомневаюсь, что как только эти авто станут доступнее по цене, пересесть на них захотят все.

Кирилл

— Как только сел в машину, сразу все внимание ушло на то, как плавно она едет. Можно подумать, что ты в самолете. А ночью светится, как космолет. Звуков вообще нет, можно без проблем спать на заднем сиденье, и ничто тебе не помешает. Еще понравилось то, что заряжается она очень быстро: пока ты останавливаешься на заправке перекусить, оно уже зарядило 20% батареи, а разряжается очень медленно. Еще удивило, что она принимает электричество от обычной розетки 220 В. Не представляю, какие электромобили пойдут дальше.

Еще в поездке собака Моника нервничала меньше обычного — улеглась и провалялась на кресле всю дорогу. Обычно она тяжело дышит и поскуливает. Единственный раз стала нервничать, когда услышала писк парктроника — наверное, этот звук ее раздражает.

Благодарим evdrive.by за предоставленный для поездки автомобиль.


С доставкой прямо к миске. Корма для собак – Royal Canin, Brit и еще 120 брендов в Каталоге

сухой корм, для взрослых, порода: мини (до 10 кг)/средняя (от 10 до 25 кг)/крупная (от 25 кг), пакет
сухой корм, для взрослых, порода: средняя (от 10 до 25 кг), пакет

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by