Металлургия — это то, чем Советский Союз всегда гордился. По запасам железной руды СССР был первым в мире, а по выплавке в лучшие времена занимал почти четверть в общемировом объеме. С середины 1980-х в стране стали строить металлургические заводы нового типа, где значительная часть транспортных операций перекладывалась «с плеч» железнодорожного подвижного состава на специальные колесные транспортеры. За гигантский транспорт гражданского назначения в Советском Союзе отвечал Белорусский автозавод. Именно ему поручили разработку и освоение нового для страны типа техники.
Строго говоря, сам тип такой техники не был для СССР чем-то сильно уж невиданным. Просто своей такой не было, а потому спецтранспортеры закупали за валюту у иностранных фирм, в том числе и у признанного мирового лидера — немецкой KAMAG Transporttechnik. «Но почему бы не попытаться сделать свое?» — подумали на белорусском предприятии. Попытались. Сделали.
Начали со шлаковозов. Шлак — это побочный продукт или отход от производства металла, образующийся после очистки от остатков ценных компонентов. Жидкая и очень горячая субстанция, которую в специальном ковше нужно побыстрее перевезти от доменной печи к месту утилизации.
Первый опытный шлаковоз на Белорусском автозаводе был построен в середине 1980-х. Опытная его эксплуатация проходила в Молдавской ССР на новом металлургическом комбинате в городе Рыбница. По результатам испытаний той машины примерно в 1988 году появился второй вариант — с тяговым модулем на основе узлов одноосного строительного тягача БелАЗ-531.
Однако к шлаковозам предъявляются особые требования касательно плавности трогания с места и остановки. Одноосник БелАЗ-531 был хорош для своих строительных задач, но для этой подходил не в полной мере. Поэтому в Жодино разработали оригинальный тяговый модуль. Именно в таком виде шлаковоз БелАЗ-7920 стал мелкосерийным изделием в начале 1990-х годов.
Почему у шлаковозов особые требования к старту и остановке? Несколько десятков тонн шлака перевозятся в свободно подвешенном ковше. Это груз не просто горячий, а очень горячий — около 1300 градусов. Если машина резко дернется, то раскаленный шлак расплескается и ничем хорошим это не закончится. Поэтому шлаковоз должен разгоняться и останавливаться очень плавно, но уверенно. Большие скорости, понятно, не допустимы. Средняя транспортная скорость — 15 км/ч. Время полной разгрузки ковша — 1,5 минуты.
За три десятка лет концепция и компоновка белазовского шлаковоза принципиально не менялась. Экспериментировали разве что с заменой двигателей. Если на ранних модификациях БелАЗ-7920 использовались 425-сильные ЯМЗ-8424, то на более поздних версиях БелАЗ-79202 стали применяться импортные моторы Cummins аналогичной мощности. На фото показан именно вариант БелАЗ-79202 с двигателем Cummins. Эта спецмашина, выпущенная в 2015 году, была 20-й по счету среди себе подобных.
Конструктивно шлаковоз, конечно, необычное транспортное средство — сдвоенные передние колеса с каждой стороны тягового модуля, 16 цельнолитых шин технологического модуля и два руля в кабине с непривычки удивляют. Но это только с непривычки. А еще из высоко расположенной кабины шлаковоза открывается шикарный вид на «пейзажи» металлургического производства.
Шлаковозов Белорусский автозавод выпускает по 1—2 штуки в год, причем не каждый год. Но даже при таких объемах это считается серийным производством. Главный заказчик таких машин — Белорусский металлургический завод. Очередной экземпляр был поставлен из Жодино в Жлобин весной нынешнего года.
Скраповозы — это еще один вид спецтранспорта. Они являются частью технологического процесса производства металлопроката и предназначены для транспортировки и загрузки металлического лома в печь. Лом при этом складывается в огромные емкости. Их перемещением и занимаются эти машины. Скраповоз подъезжает под емкость, приподнимается вместе с ней, потом транспортирует ее до места назначения, «приседает» и выезжает из-под нее.
Первый скраповоз на автозаводе в Жодино построили в 1989 году. Машина называлась БелАЗ-7921 и обладала грузоподъемностью в 150 тонн. Колесная формула была весьма экзотической — 12×4. При этом шины использовались разного диаметра и были пневматическими. Этот вариант, судя по всему, остался опытным образцом.
В 1991 году появился другой вариант — БелАЗ-7924 грузоподъемностью 140 тонн с колесной формулой 14×4. Но шины здесь были уже специализированными цельнолитыми. Скорее всего, этот скраповоз построили в единственном экземпляре.
В дальнейшем идеи объединили. Для нового варианта БелАЗ-7921 использовались уже только специализированные цельнолитые шины в количестве 28 штук.
Белорусские скраповозы поставлялись и в Россию. В частности, этот экземпляр сфотографирован в Волгограде на территории АО «Волжский трубный завод». Это вид сзади. Да, у БелАЗ-7921 две кабины, расположенные в разных концах машины. При смене направления движения оператор переходит из одной кабины в другую.
Весной нынешнего года Белорусский автозавод выполнил очередной заказ на скраповоз семейства 7921. Модификация БелАЗ-79211 с 400-сильным двигателем Cummins отправилась на Оскольский электрометаллургический комбинат имени Угарова в Белгородскую область. Отличительная особенность свежей версии — обновленная конфигурация кабины.
На разных металлургических комбинатах технологии и особенности применяемых технологических приспособлений отличаются. Где-то скраповозам нужны две кабины, где-то нет.
Вариант с одной кабиной, расположенной не по центру, а слева, появился в 1999 году. Эта машина называлась БелАЗ-7926.
С тех пор, например, Белорусский металлургический завод предпочитает заказывать именно эту версию. На машине 2015 года вместо двигателя ЯМЗ использовался мотор Cummins, но сама концепция многоопорника не изменилась. Это был экземпляр №13 в своей серии.
Наиболее необычно БелАЗ-7926 выглядит снизу. Сама платформа опирается на 14 колесных модулей, каждый из которых чем-то напоминает стойку шасси самолета с двумя колесами. Стойки первого, второго, пятого, шестого и седьмого рядов поворотные, благодаря чему скраповоз может развернуться на очень ограниченной площади.
В 2021 году Белорусский металлургический завод заказал очередной экземпляр БелАЗ-79261. Для него тоже использовали кабину новой конфигурации — как на машине, заказанной Старым Осколом.
Для работников металлургических производств подобная техника — нечто само собой разумеющееся, а для всех остальных — невероятная экзотика. Для самого же Белорусского автозавода это пусть не главная, но интересная позиция в производственном портфолио.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by