«Очень нехорошее здесь место». Из-за чего могла произойти трагедия на МКАД?

28 сентября 2021 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

«Очень нехорошее здесь место». Из-за чего могла произойти трагедия на МКАД?

Заправщик на АЗС вынимает из горловины бака пистолет и заявляет: «На кольцевой отсюда и до 14-го километра, до съезда на Бабушкина, постоянно что-то случается. Недавно фура в кювете лежала. А в воскресенье вот это произошло — за миг четыре человека погибло. Это место какое-то нехорошее». Действительно, в районе рыбокомплекса на МКАД постоянно регистрируются ДТП. Отвергая мистические догадки, мы попробовали разобраться, что же случилось в воскресенье? И в целом — каковы предпосылки для происшествий на этом небольшом отрезке кольцевой дороги?

Что известно о самом ДТП и его жертвах

Четыре погибших в одном ДТП — столь масштабной трагедии в Минске не было давно. О механизме развития аварии можно судить по сводке ГАИ: «В средней полосе остановились три автомобиля: Citroеn, Honda и Mercedes. У последнего заклинило колесо, дальше двигаться он не мог».

К этому моменту относятся слова нашего читателя. Он написал: «Проезжал по этому участку кольца и был свидетелем того, как в средней полосе стояли машины (возможно, из-за ДТП). Один из них был тот Mercedes. Знака аварийной остановки не было, все объезжали их буквально в последний момент». В следующую секунду в легковушки врезался грузовик и начался пожар.

Предварительная версия дальнейшего развития событий такова: «49-летний водитель грузового MAN, не успев затормозить, протаранил стоявшие автомобили. От удара Honda вынесло за пределы проезжей части и она врезалась в отбойник. А Citroеn загорелся. Водитель и трое пассажиров в этой машине погибли на месте».

По нашей информации, в Citroеn ехали работники УП «Светоприбор»: кладовщица Алена и ее муж, грузчик Александр. С ними были мать Алены Тамара и подруга семьи, 27-летняя Снежана. В воскресенье они возвращались с дачи в Осиповичском районе, ехали в сторону дома на ул. Тимирязева. После ДТП автомобиль уже не узнать, но это был Citroеn С5 2003 г. в. По нашим данным, на нем не было установлено газовое оборудование. У Снежаны остался 3-летний ребенок, у Александра — 16-летняя дочь от первого брака.

Местные жители (очевидцы): люди не смогли потушить огонь

Через дорогу от места трагедии стоят домики поселка Колядичи. Мы встречаемся здесь с Даниилом. Он был в саду в тот момент, когда случилось ДТП. «Я услышал один глухой выразительный удар, — говорит он. — Потом — звук экстренного торможения большегрузного авто с одновременными ударами, слившимися в один протяжный звук. На том месте действительно случается аномально много аварий. Можно даже сказать, мы привыкли к таким звукам. Поэтому поначалу не придали особого значения. Затем услышали взрывы: один за одним, пять хлопков. Насколько понимаю, это от огня взрывались шины, пятая — запаска».

Даниил вспоминает, что побежал на пригорок, с которого хорошо видна трасса. Мы следуем вместе с ним тем же путем. Действительно, с этой позиции можно наблюдать весь участок кольцевой — тот самый, который заправщик нарек «нехорошим».

Даниил демонстрирует кадры, снятые на телефон: вот автомобиль горит открытым пламенем.

А вот спустя пару минут уже приехали пожарные машины, работают сотрудники МЧС. Мужчина говорит, прибыли довольно быстро. На кадрах видно, как дым из черного превратился в белый. Уже после того, как пламя было сбито, стало очевидно, что спасать, к сожалению, некого.

Соседка Даниила — Евгения, ее дом выходит на улицу Лазурную, откуда можно попасть прямо к месту аварии. Вокруг девушки крутятся детишки, поэтому она поначалу старается избегать подробностей увиденного. Говорит, узнала о ДТП из местной группы в мессенджере: «Мы вначале услышали звук удара, а вскоре в группу стали приходить видео с пожаром. Смотрю — а присылают ролики дети. Мы тут же побежали к месту происшествия: ребенок рядом с огнем, мало ли. Мы и не думали, что в машине кто-то мог быть».

Кадр из видео, снятого детьми

Дети убегают играть вглубь двора, и Евгения продолжает: «Когда мы оказались там, то увидели погибших обгоревших людей внутри смятой и оплавленной машины. Это ужасно — такая трагедия. Когда я только подбегала, видела, что автомобили стояли в обоих направлениях, движение остановилось. При этом люди перелезали через разделительное ограждение со стороны внутреннего кольца к внешнему — возвращались к своим машинам. Уже после, в разговоре с другими очевидцами, я поняла, что именно происходило. Дальше рассказываю с их слов. После серии столкновений все остановились. Люди побежали к искореженному Citroеn. Тут же появился дым. Откуда он шел — непонятно. Кому-то удалось открыть капот, успели даже отсоединить аккумулятор. Но это не помогло, за дымом последовало пламя, и вскоре вся машина полыхала. Люди стали разбегаться подальше от огня. И никого внутри Citroеn спасти не удалось. Прежде чем уйти, я увидела картину, которая врезалась в память: мужчина в возрасте отворачивается от сгоревшего автомобиля и с абсолютно пустым взглядом идет по перекрытой трассе».

На асфальте в месте пожара до сих пор виднеется пятно. На обочине можно заметить расплавившиеся кусочки металла, пластика и стекла. Тут же — и лоскут обгоревшей сумки.

Аварии здесь — обычное дело

И Евгения, и Даниил едины во мнении — дорожные происшествия на этом участке МКАД отнюдь не редкость. Говорят, были и случаи с тяжкими последствиями. В качестве доказательства Даниил показывает фото, сделанные с того самого пригорка. Тот же ракурс, но другое ДТП — с внешней стороны МКАД вылетела фура.

Мы решили «поднять архивы» и пунктирно посмотреть, насколько часто 19-й километр кольцевой появлялся в новостях об авариях.

27 июня 2021. DAF врезался в осветительную мачту и перевернулся. Столкнулось еще три машины. Пассажиры двух легковушек и водитель фуры пострадали.

16 июня 2021. Opel столкнулся с впереди идущим автопоездом. 25-летний водитель легковушки погиб.

Давайте посмотрим более давние публикации.

20 сентября 2017. Peugeot 406 врезался в попутный Audi A6. Последний после столкновения загорелся и полностью выгорел.

А еще раньше?

18 мая 2014. Мотоциклист в момент перестроения упал и был доставлен в больницу. Через полтора часа в том же месте женщина на Toyotа притормозила, чтобы перестроиться в средний ряд, после чего в легковушку врезался автопоезд. В салоне Toyota находились трое детей. Им всем понадобилась помощь медиков.

10 апреля 2013. Микроавтобус Mercedes столкнулся с фурой, после чего первую машину охватил огонь.

11 июля 2011. Водитель Opel Zafira подбил фуру, его машину раскрутило, и он врезался в Volkswagen. 4-летний сын мужчины был доставлен в больницу в тяжелейшем состоянии. Как позже выяснилось, родители, ехавшие спереди, были пьяны.

История Auto.Onliner начинается с 2010 года. И даже в первый год работы нашего раздела напротив рыбокомплекса была зафиксирована авария с тяжелыми последствиями.

Так из-за чего череда трагедий?

Каждый из наших собеседников выдвигает свою теорию, все они далеки от мистицизма. И, как ни странно, можно сказать, что все собеседники правы. Даниил и Евгения, которые смотрят на МКАД с внешней стороны, видят проблему в съезде на ул. Бабушкина. В частности, по утрам съезжающие с кольцевой грузовики выстраиваются в очередь, чтобы попасть в промзону. В итоге поток вынужденно снижает скорость — фактически правая полоса занята. При этом сразу за съездом установлен светофор — просто так на Бабушкина не съедешь. Из-за ожидания зеленого света очередь вырастает еще больше. К тому же насквозь промзону проехать нельзя, она заканчивается кольцом. Альтернативного пути, кроме как через МКАД, попросту нет.

Стоит напомнить: именно здесь в 2018 году образовался провал на кольцевой — лопнула балка путепровода. Особенно жестко беда тупиковой улицы стала ощущаться во время реконструкции моста. Даже была создана петиция с просьбой расширить съезд с МКАД. Ответ из Мингорисполкома: «Проектирование приостановлено в связи с дефицитом средств городского бюджета». Сквозной проезд до Гатово тоже мог бы решить вопрос, но его пока и не думают строить.

Еще один житель Колядичей — Николай — обращает внимание на другую транспортную проблему, свойственную уже внутреннему кольцу: «Каждый день нужно отводить детей в школу. В соседних Мачулищах мест нет. Приходится возить в город — например, в микрорайон Лошица. Чтобы попасть на остановку, нужно пересечь МКАД по подземному переходу и на выходе из него перейти ул. Стебенева. Так вот, тротуар там есть, а „зебры“ нет. Как и нет ее даже в зоне видимости. То есть каждый раз, переходя улицу, человек нарушает. О каких безопасных маршрутах до школы может идти речь?»

Идем через подземный переход и наблюдаем за описанной Николаем картиной. Действительно, дорожка от тоннеля ведет прямо к проезжей части. Как раз к тому месту, где машины съезжают с МКАД на ул. Стебенева. Переход в этом месте — опасный квест для любого человека, не только ребенка. Последствия те же: поворачивающий поток снижает скорость, очередь «выползает» на кольцевую. Возникает опасная ситуация, когда правый ряд едет медленно, а левый мчит 90—100 км/ч.

Прямо на выезде с ул. Стебенева, с внутренней стороны МКАД, расположилась СТО. Ее сотрудники слышали об аварии, однако к месту ДТП не подходили — работали. Один из мастеров — Алексей — указал на еще одну проблему: «Полоса разгона на выезде со Стебенева — одно название. Она не только короткая, но еще и узкая, как будто для мотоциклистов. На стандартной легковушке вписаться в нее по ширине невозможно, приходится заезжать левыми колесами на крайний правый ряд скоростной трассы. Плюс сразу за полосой разгона — автобусная остановка».

И вновь мы слышим о последствиях: поток тормозит, успевают не все, случаются «паровозы». Алексей говорит, что буквально на прошлой неделе его коллеги по СТО ломом вскрывали заклинившую из-за попутного столкновения дверь машины. А в воскресенье в «паровоз» въехала фура — и оборвалось сразу четыре жизни. Плотность грузового транспорта в южной части кольца, надо сказать, тоже не последний фактор.

Мы всегда говорили, что к аварии приводит целый комплекс причин: от поведения автомобилистов до организации дорожного движения. При этом уже привыкли к формулировке «водитель не справился с управлением, выбрал небезопасную скорость».

Кружками отмечены все упомянутые проблемные места

Что поможет избежать повторения?

С таким вопросом мы обратились к Денису Капскому, декану автотракторного факультета БНТУ, доктору технических наук, доценту. Он объяснил, почему все наши собеседники правы в своих теориях о причинах происшествия. А также озвучил мнение: пока МКАД существует в таком виде, как сейчас, подобные ДТП будут случаться.

— Похожие аварии, к сожалению, неизбежны на участках около съездов и заездов на МКАД в нынешнем ее виде. Потому что режимы движения совершенно различны. В крайней левой полосе едут с высокой скоростью, а заезжают на трассу с низкой. Кто-то не успел в этом смешанном потоке — и все, ДТП. По сути кольцевая сейчас — не скоростная дорога. Там можно встретить тихоходов, низкоскоростные грузовики и быстрые легковушки в одном месте. Ситуация с разными скоростями приводит к постоянным перестроениям. И все это происходит на 90 км/ч, если не больше. Конечно, в таких условиях времени на реакцию хватает не всегда, цена ошибки резко возрастает. Плюс ко всему — маленькое расстояние между съездами на Игуменский тракт, ул. Стебенева и ул. Кижеватова.

— Анонсированные еще 10 лет назад электронные табло, предупреждающие о заторах или ДТП впереди, действительно могли бы предотвратить похожие аварии, но лишь часть из них. В любом случае экраны так и не появились. Эти табло стоит рассматривать лишь как один из элементов будущей инфраструктуры, в которую должен входить большой комплекс мер. В том числе и сюрвейерская служба: быстро приехали, зафиксировали положение машин и тут же согнали их с проезжей части. Сейчас же автомобили стоят на скоростной дороге в ожидании ГАИ не один десяток минут, водители и пассажиры далеко не всегда выходят из машин, а ждут внутри, посреди трассы.

— В свое время МКАД проектировалась как загородная дорога, а не как городская магистраль безостановочного движения. Ее просто нужно полностью перестраивать под нынешние реалии. Но это финансы. У нас же принято считать реальные деньги — например, на табло. А «виртуальные» средства, которые город может сэкономить, предотвратив аварии, в расчет не берутся. (Подробнее об этом — в статье «Инвестиции в дороги ничего не решат»).

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка
Без комментариев