Когда кто-то в очередной раз заявляет о феноменальном развитии инфраструктуры для электромобилей в Беларуси и росте количества ЭЗС, владельцы электрокаров привычно реагируют прохладно. Мол, есть еще куда расти, а пока такой транспорт полезен разве что в городских условиях — по республике особенно не покатаешься. Действительно, далеко не во всех райцентрах можно встретить зарядки, пробелы есть и на севере, и на юге страны. До конца 2021 года обещают построить 600 зарядок (сейчас их 486). И тут возникает вопрос: а как дела с «электрификацией» в Европе? Минчанин Александр выбрался на своем Jaguar I-Pace в тур через половину Старого Света — в Рим. Говорит, туда ехал 10 дней в режиме «враскачку», обратно удалось вернуться за 4. Уверяет, что на все дорожные платы потратил всего €150.
Прежде я уже ездил на электромобиле, он у меня не первый. Поездки по Беларуси стали не просто привычным делом, а чуть ли не хобби. Наш старый электромобиль повидал все, что только можно увидеть в стране. Конечно, бывали проблемы, пару раз пришлось уезжать на эвакуаторе. Временами выручала специальная и довольно недешевая зарядка с заземлением, когда единственной локацией с возможностью «заправиться» был деревенский двор с петухами и курами. На той машине мы проехали 25 тыс. километров за восемь месяцев. В общем, после такого особых страхов перед путешествиями уже не испытывали.
Потому поездка на электромобиле в Рим на свадьбу друзей показалась вполне себе реализуемой затеей. Это около 7,2 тыс. километров туда-обратно через Литву, Польшу, Чехию, Австрию, Словению и по самой Италии. Выезжали по карте поляка.
Ехать предстояло на обновленной версии Jaguar I-Pace — единственном авто в семье. На нем мы также успели покататься по Беларуси, за три месяца проехав около 8 тыс. километров. Запас хода у этой машины составляет 450 километров, зарядок вроде бы много, есть специальные приложения, которые аккумулируют информацию о станциях. Казалось, мы были целиком и полностью готовы к приключениям.
Отправлялись мы отнюдь не налегке: я, жена, ребенок (3 с половиной года) и полный багажник. Чемоданы были тяжеленные, да и в салоне вещей хватало. Каждый раз, когда садишься за руль электромобиля, сразу планируешь, где будешь заряжаться. Я пользовался приложениями, которые позволяют планировать маршрут на EV: к примеру, PlugShare, ABRP. В них отмечены сами станции, есть сведения о мощности и предлагается приблизительный расчет времени, которое придется провести в точке остановки. Но, несмотря на такие, казалось бы, подробные данные, нельзя быть застрахованным от неожиданностей: данные могут быть неточными или устаревшими. В результате я скачивал дополнительные приложения для каждой страны. К концу поездки у меня на смартфоне их оказалось штук 20. В основном информация совпадала, хотя временами и обнаруживались нестыковки.
Обычно в таких приложениях можно делать ранжирование: к примеру, выбирать места зарядки по самому высокому рейтингу, — да и самому ставить станции оценки. Нужно сказать, что в Беларуси такая практика особенно не распространена. Так, на той станции, где я частенько заряжаюсь в Минске, пока есть только мои собственные оценки. А практика хорошая: все же это возможность предупредить водителей о проблемах со станцией (запарковано авто с ДВС, не работает, беда с подключением и так далее). Возможно, все дело в том, что пока у нас все очень неплохо со станциями?
Зачастую крупные приложения дают возможность платить за зарядку — правда, с комиссией. Хотя и тут не все гладко. Временами приходится пользоваться исключительно национальными приложениями в стране пребывания. К примеру, еще полгода назад я заказал карту одной из самых известных профильных польских фирм, в которой есть система RFID, позволяющая пользоваться ею за границей. Хотя тариф там дорогой.
С помощью того же ранжирования можно выбирать только бесплатные зарядки. Они есть практически везде: в Польше, Литве, Чехии, Словении, Австрии. Некоторые торговые сети вроде Lidl размещают бесплатные станции на своих парковках, и не всегда они медленные. К примеру, в Польше и Литве можно встретить зарядки и на 50 кВт (правда, через 40—45 минут они отключаются: мол, сделал покупки — и до свидания). Местные оккупируют их и даже создают чатики, где договариваются об очередности. К примеру, во Вроцлаве после долгого ожидания возможности подключиться нам рассказали, что к зарядке будет сложно пробиться: не вклинимся в расписание из секретного чата. Несмотря на все это, в Литве, Польше и Чехии нам повезло практически везде заряжаться бесплатно, хотя мы и не ставили перед собой такой цели.
Главная беда в том, что национальные правила, связанные с зарядками, могут очень сильно разниться. К примеру, в Литве практически все зарядки бесплатные, тогда как в Австрии иностранцу на электромобиле нужно очень постараться. Однажды мы застряли в пригороде Вены, но так и не смогли зарядиться: без национальной карты зарядка попросту не запускалась. Заплатить через приложение тоже не вышло. Хорошо, что нашлись знакомые, готовые приютить нас на эту ночь в австрийской столице. Я тянулся обратно в Вену, как черепаха, на скорости 60 км/ч по дороге, где можно ехать 130, и на место прибыл с запасом хода в 4 километра.
Лишь утром я пешком отправился в австрийский аналог белорусских электросетей, где можно получить специальную карту. Ее нельзя пополнить, ей нельзя заплатить. Раз в месяц присылают счет, который там же, то есть в Австрии, и оплачивается. Оформлена она может быть исключительно на австрийский адрес. И иной системы для иностранцев нет. Без знакомых было бы очень проблематично получить такую карту. Но и после получения карты я несколько часов заряжался на медленной платной станции, «потягивая» по 7 кВт·ч, а затем поехал искать Lidl. Только в третьем из супермаркетов удалось полноценно зарядиться: на первой станция была сломана, на второй — занята. Это неудобство, к слову, на руку Tesla: те, кто приезжает на них, просто пользуются своими станциями, которых там хватает. В результате в Австрии мы заряжались на платной станции, два раза в торговом центре.
Временами кажется, что, как только тебе требуется зарядка, в городе начинается восстание машин. Если что-то может пойти не так, оно обязательно идет не так. Станций достаточно, но нет гарантий: она может быть поломана, запаркована, занята или просто не запустится.
К тому же в Европе люди преимущественно используют собственные кабели. У меня был такой от предыдущей машины, но лишь на 7,4 кВт·ч. Там же используют кабели до 22 кВт. В один из дней пришлось несколько часов гулять по Вене, пока не зарядились. Вернувшись в Минск, я первым делом приобрел себе новый мощный шнур — на 22 кВт, хоть авто пока может принимать максимум 11.
На европейских станциях могут быть и странные ограничения. Однажды на платной зарядке у ТЦ мы сначала полчаса ждали, пока зарядится какой-то немец. Несмотря на то что коннекторов было три, запустить зарядку двух машин одновременно было невозможно. В итоге сначала мы ждали немца, потом около часа пытались запустить саму зарядку. Закончилось все тем, что мы плюнули и проехали еще 10 километров до следующей станции.
Правда, и там оказалось, что вольготно себя чувствуют лишь владельцы Tesla. Нам же без супермощного шнура опять пришлось гулять пару часов, пока машина зарядилась настолько, чтобы хватило для дальней поездки.
По моим наблюдениям, чем дальше на юг мы ехали, тем меньше становилась мощность бесплатных зарядок. В Польше и Чехии это 50 кВт, в Австрии — 40, в Словении — 20, а в Италии вообще практически все зарядки медленные, без шнура. И через одну поломанные. Часто мы встречали просто столбик с розеткой, а переходник нужно было иметь с собой.
Плюс ограничения на 22 кВт. Чтобы избежать проблем, лучше иметь с собой целый набор переходников. Мне повезло, я заранее купил трехфазный. Несколько раз мы заряжались в отелях, но это не выход: всего около 2 кВт·ч с мелочью — за ночь выходит не слишком много.
В Италии на западном побережье мы столкнулись с настоящей проблемой. Заряд заканчивался, а все окрестные станции не запускались. Мы еле-еле дотянули до отеля и очень долго пытались объяснить хозяину, чего мы от него хотим (английский знают далеко не все итальянцы). Так мы и остались жить в этом отеле и трое суток заряжались от 220 В.
Конечно, лучше всего заранее поискать информацию на местных форумах. Хотя это и не всегда получается. В той же Италии есть несколько сетей с довольно мощными зарядными станциями, но активировать их можно опять же исключительно специальными картами. Через приложение — дохлый номер. Я потерял уйму времени и €25, которые попросту заблокировали на карте, без особого результата. Лишь на обратном пути мы наткнулись на зарядку, которой пользуются таксисты. Разговорившись с местными, мы выяснили, что просто у нас «не то приложение». Оказалось, есть другое, которое работает. К сожалению, не всегда можно узнать о таких тонкостях заранее.
Пожалуй, самое неприятное — это подключиться к неисправной станции. И нам не повезло столкнуться с такой проблемой на обратном пути в Польше. Зарядка запускалась и тотчас прекращалась, а за каждый новый старт у меня блокировалась сумма на карте. В какой-то момент денег там уже не осталось, несколько сотен незаметно «заморозили». Позже мне, конечно, их вернули, но больше часа мы тщетно сражались со станцией и техподдержкой.
Удивительная история приключилась с нами в Словении по дороге в Италию. У нас в который раз возникла проблема с запуском зарядки. Подошел какой-то парень и со словами «Я просто посмотреть» помог, подключив свою карту. Оказалось, что там опять же была необходима «специальная» карта. Позже выяснилось, что у этого парня есть семейный бизнес — небольшой автоцентр Volkswagen. Раз в месяц он приходит с флешкой к станции и считывает данные о завершенных сессиях, а потом госорганы перечисляют ему деньги. Таким образом в некоторых странах государство субсидирует программы развития электротранспорта. Конечно, на обратном пути мы тоже к нему заехали и зарядились.
Еще один позитив приключился на обратном пути на территории Австрии. Мы случайным образом попали в автоцентр BMW. Там нас не только зарядили, но и напоили кофе, еще и воды с собой дали.
Казалось бы, приехал в красивый старый европейский город — и разглядывай красоты, пока машина пыхтит на зарядке. Но нет. Зачастую в Европе зарядные станции размещают в не самых привлекательных местах. Обычно бывает ровным счетом наоборот: на окраинах и в непонятных закоулках. Например, во Флоренции мы очень долго кружили по центру в надежде найти хоть одну станцию. Любая попытка остановиться, чтобы уточнить маршрут, заканчивалась тем, что нам сигналили машины, даже полицейские.
В том же Вроцлаве в центре города зарядок днем с огнем не сыщешь. Есть одна в каком-то отеле для гостей, и на этом все. Но зато выделено три парковочных места для электромобилей. Мы прямо как короли там стояли.
На нашем пути по дорогам Европы не хватало навигации: знаки не ведут водителя к станции. Лишь оказавшись рядом, можно увидеть знак. Если это очень крупная станция, знаки встречаются, но это скорее исключение, чем правило. На маленькие ЭЗС чаще всего просто натыкаешься случайно: «О, столбик!»
Зарядки на парковках возле торговых центров сильно побуждают к дополнительным тратам. Невозможно оставаться там 30—40 минут и абсолютно ничего не купить. Но все эти бесплатные станции — настоящее спасение, когда не знаешь, что и как, да к тому же возникают проблемы с местными картами. В остальном путешествовать по Европе на электромобиле круто. Можно ехать по выделенной полосе (правда, мы не особенно пользовались этой привилегией).
В Беларуси электричество пока дешевле, чем бензин. Хотя зимой траты могут даже выравниваться: расход заряда становится больше. В Европе же цены практически одинаковые. Только в Польше они сильно разнятся в зависимости от оператора: где-то от 1 злотого на медленной станции за киловатт и выше. В среднем по Европе — от 40 центов за киловатт. Исключением является лишь Австрия — 29 центов. В общем, на 400 километров цена может быть вполне сопоставимой, к тому же к ней еще необходимо прибавить затраты времени на зарядку.
После всех приключений можно представить, с каким удовольствием я заряжался в Бресте: станции есть, и все они работают. В этом отношении у нас определенно пока все очень неплохо.
Если сравнивать наш рынок зарядных станций с европейским, то главное отличие в том, что пока у нас лишь один игрок. Это позволило сделать систему зарядок унифицированной, предсказуемой и дешевой. Если сравнивать с соседями, то у нас это сделано намного удобнее. Но, безусловно, есть серьезные опасения, что со временем отсутствие конкурентов может привести к росту цен.
Ну и главное. По возвращении в Минск я подсчитал расходы. Вышло, что на всю поездку мы потратили около €150. Это исключительно транспортные расходы: на зарядку и платные дороги.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by