«Романтика, чух-чух», «за бабон» или плохое настроение. 5 случаев, когда таксисты отказывались нас везти

20 ноября 2021 в 8:00
Автор: Виталий Петрович

«Романтика, чух-чух», «за бабон» или плохое настроение. 5 случаев, когда таксисты отказывались нас везти

Автор: Виталий Петрович

Все знают, как это работает: клиенту нужно куда-то ехать, и он готов за это платить, а водитель соглашается выполнить услугу — в народе это называется «такси». Теперь моделируем другую ситуацию: клиенту нужно ехать, он готов платить, но водитель везти его не хочет — как это называется? Мы вспомнили самые интересные случаи, когда таксисты отказывались нас везти, и предлагаем определиться, кого бы вы поддержали в каждой конфликтной ситуации: пассажира или водителя?

Топ-5 случаев, когда таксисты отказывались нас везти

«Романтика, чух-чух»

Недавний случай, который наверняка не успел забыться. Минчанин вызывает такси: совершенно нормальное желание, особенно в период коронавируса — меньше контактов, больше комфорта. Поездка из Грушевки на Восток. На вызов через приложение откликается водитель, таксист — человек, который профессионально занимается извозом. То есть не случайную машину остановили и заставили кого-то куда-то везти. Но у таксиста подход к работе нестандартный, избирательный.

«Здравствуйте, идите на метро. Так быстрее доедете», — пишет он клиенту.

Что называется, спасибо за совет. Из диалога с водителем мы узнаем, что подобные заказы он воспринимает строго отрицательно, предпочитает поездки покороче да поприбыльнее, а в случае чего всегда найдет причину не делать то, чего от него ожидают: «У меня пробито колесо».

Хуже всего то, что, нарвавшись на такого водителя, клиент вынужден терять время. Ведь таксист, стремясь сохранить бонусы, не желает отказываться от заказа и принуждает к этому своего, так сказать, пассажира. Хитро, что и говорить.

«На метро тоже классно ехать: романтика, чух-чух, и дешевле», — эта фраза и вовсе претендует на то, чтобы стать мемом уходящего года.

Общались мы и с этим таксистом, и с его коллегами. Вот предоставленная раскладка: «Данная поездка примерно в 11—12 км, стоимость ее составляла бы для клиента около 6,5 рубля. На газ ушло бы примерно 1,5 рубля, комиссия „Яндекса” как у ИП — 27,6%, далее УСН (упрощенная система налогообложения. — Прим. Onlíner) — 5%. Итого из этой поездки мне надо было вычесть 32,6%, а чистая прибыль составила бы 4,4 рубля. Из этой суммы я должен 1—1,5 рубля заложить в амортизацию автомобиля, итого — 3 рубля заработка за 25 минут моего времени и 11—12 км. Вот и вопрос: а может, мне вообще бесплатно возить клиентов? <...> Мне проще проехать 3 км за 3 рубля, чем 12 км за 6,5».

Но проще — не значит лучше. По нашей информации, внутреннюю проверку по данному инциденту проводил «Яндекс», а также, что даже серьезнее, Транспортная инспекция. Речь шла о необоснованном отказе в оказании услуги. Иными словами, раз уж назвался таксистом — вези.

И помимо этого, мы получили письмо от еще одного читателя, также сделавшего простые расчеты. По словам пассажира, поездка стоила не 6,5 рубля, а 9,2. Плюс бонусы от «Яндекса», о которых водитель умолчал, но за которые цепляется, раз не хочет самостоятельно отменять не понравившиеся ему заказы. Как бы не вышло, что чистая прибыль за 20—25 минут поездки от Грушевки до Востока не в час пик составила рублей 5. Но да ладно, считали все равно по 3.

— То есть в районе 7,5 рубля в час. Или 300 рублей за 40-часовую неделю. Да умножаем на месяц работы. Получаются те самые «попятьсот», о которых столько говорят в нашей стране. Чистыми, с вычетом и налогов, и даже издержек на амортизацию. Зарплата, о которой даже люди с высшим образованием иной раз мечтают, работая в серьезных организациях. А речь, напомню, о человеке с водительскими правами — никаких особых навыков от него не требуется, — рассуждает наш читатель, не связанный с описанной ситуацией.

Конечно, это при полной загруженности в рабочее время. Но ведь загруженность куда проще иметь, не отказываясь от клиентов.

На чьей вы стороне в этой ситуации?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Я за таксиста
Я за пассажира

Плохое настроение

В похожей ситуации несколько лет назад оказалась другая наша читательница — Мария. Вызвала такси, приехал водитель, она села в машину. Только тронулись, как он заявляет: «Я вас не повезу, мне не нравится этот маршрут».

— Я, честно говоря, растерялась. Наверное, нужно сказать, что я была совершенно трезвая, ехала домой после 12-часового рабочего дня. Я просто не знала, что в такой ситуации делать. Поэтому стала снимать видео, практически сразу, буквально через минуту после того, как он сказал мне выходить, — рассказывала Мария.

В тот раз водитель столь же подробно свое отношение к работе объяснять не стал. Упомянул о плохом настроении, сказал, что конечная точка его не устраивает. А нужно видеть ту Марию — с чего у таксиста было плохое настроение, не ясно совершенно.

В итоге он девушку из автомобиля выставил. Но для нее все закончилось хорошо: вызвала другую машину, затем от компании-перевозчика последовали извинения. А водителя-отказника на две недели отстранили от работы.

— Если человек не оплатит поездку — можно вызвать милицию, привлечь его к ответственности. А что делать клиенту, как он защищен? Если бы я не включила камеру, водитель бы выкинул меня из машины? Что бы я смогла потом доказать? Странная ситуация, в которой в проигрыше, как всегда, оказывается клиент, — подняла резонные вопросы Мария.

На чьей вы стороне в этой ситуации?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Я за таксиста
Я за пассажира

«Он за бабон тянет Любу твою!»

Даже сейчас мы в редакции регулярно получаем жалобы пассажиров на водителей, которые отказываются везти детей, так как не имеют в автомобиле удерживающего устройства. Но один случай запомнился особенно хорошо. Произошел он в Гомеле. Таксист приехал на поздний заказ, в машину сели женщина с ребенком. Автокресла у водителя не было, и он отказался выполнять поездку. Женщину такой ответ явно не устроил, и она очень эмоционально об этом заявила.

— Я объяснил ей, что не могу выполнять поездку. У меня личная машина, это не такси, по ПДД я не имею права перевозить детей без специальных удерживающих устройств, — рассказал таксист.

По словам водителя, он сотрудничает с сервисом, который позволяет пассажирам заказывать автомобиль для выполнения поездки. При вызове по телефону или через мобильное приложение у пассажира есть возможность указать, что нужна машина с детским креслом, — тогда проблем не возникнет.

В соответствии с Правилами дорожного движения (п. 178), перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка. При этом допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования указанных устройств в автомобиле-такси.

Водители сервисов вроде Uber и «Яндекс.Такси» (и всех остальных, работающих по такому же принципу) нередко отказываются выполнять поездки с детьми, если в машине нет специального удерживающего устройства, объясняя это тем, что их авто не является такси и, соответственно, оговорка в ПДД на них не распространяется. Не всех пассажиров этот аргумент убеждает. Примечательно, что во многих случаях родители в последнюю очередь думают о безопасности своих детей, требуя, чтобы таксист выполнял поездку даже без кресла.

На чьей вы стороне в этой ситуации?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Я за таксиста
Я за пассажира

Не впустил в машину казаха

Помните, когда нас только начинали пугать новости о COVID-19? Ухань, китайцы, страшный вирус. Мы еще не носили маски, а руки с мылом по старой памяти мыли лишь перед едой. Но уже зорко смотрели по сторонам — как бы кто не подкрался и не чихнул.

В этой ситуации непредвиденные сложности возникли у нашего читателя Нурсултана, который прибыл в Минск из Казахстана. Он вызвал такси, но попасть в машину не смог: водитель приехал, через заблокированную дверь осмотрел пассажира, отрицательно помотал головой и умчался прочь. Как это понимать?

— Трубку водитель не снял, но написал мне в ответ SMS. Он посчитал, что я китаец, и добавил, что не видит смысла рисковать за 3 рубля. Вероятно, испугался коронавируса, — рассказал Нурсултан.

Позитивный момент в том, что сегодня в Минске такая ситуация вряд ли бы повторилась. Ни китайцы, ни казахи водителей больше не пугают, таксистов иной раз приходится уговаривать надеть маску, а они в ответ могут рассказать много ценного о мировом заговоре и риске стать чипированным.

На чьей вы стороне в этой ситуации?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Я за таксиста
Я за пассажира

Некультурное общение

Многих конфликтов можно избежать, сохраняя спокойный тон и уважительную манеру общения. Не верите? Вот конкретный пример. Год назад минский таксист отказался везти, как ему показалось, нетрезвого пассажира. Поступок, за который не каждый и упрекнет. Но мало того что водитель не пожелал разобраться в ситуации и принял поспешное решение, так и уведомил он о нем в не самых приятных выражениях.

— Мой друг поскользнулся и неудачно упал: без серьезного рассечения, но на макушке было кровотечение. Я предложила вызвать скорую, но друг отказался. Кровотечение мы остановили, однако решили не рисковать и довезти друга домой на такси, — рассказала читательница.

Не спешите никого подозревать: в те дни в Минске действительно была жуткая гололедица — в ночные часы подмораживало, и тротуары быстро покрывались наледью, обрабатывать их не успевали.

Итак, девушка вызвала такси, чтобы отвезти травмированного друга домой.

— Мы взяли нашего знакомого под руки (учитывая его самочувствие после падения), повели к машине, но водитель отъехал метров на 100. Мы снова пошли — он опять отъехал. Тогда я уже взяла в руки телефон и увидела сообщение от таксиста, — рассказала читательница.

Попытка девушки прояснить ситуацию ни к чему не привела. Она позвонила — водитель не взял трубку. Вместо этого он потребовал, чтобы клиентка отменила заказ. Получив отказ, таксист отменил его сам, но только спустя несколько минут. То есть выходило, что это не он отказался везти клиента, а клиент опоздал, что дало водителю право без последствий для себя отказаться от поездки и уехать.

Реакция «Яндекса» после публикации была однозначной.

— Считаем, что людям, склонным к хамству, не место в сфере услуг. Служба поддержки провела проверку и связалась с парком-партнером. Водителю ограничили доступ к сервису, — сообщили тогда в компании.

На чьей вы стороне в этой ситуации?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Я за водителя
Я за пассажира

P. S.

Отметим, что работа таксиста в действительности трудна и сопряжена с риском. И в этом материале мы не говорили о случаях, когда водители обоснованно и разумно отказываются от выполнения заказа — к примеру, когда клиент действительно находится в состоянии сильного алкогольного опьянения или ведет себя агрессивно. Таксист должен и имеет полное право защищать себя от таких пассажиров, ведь собственная безопасность является безусловным приоритетом.


Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by