ВелоПетрович

Происшествие на велодорожке: велосипедист травмирован, и никаких последствий — почему?

36 378
04 декабря 2021 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner, носят иллюстративный характер
ВелоПетрович

Происшествие на велодорожке: велосипедист травмирован, и никаких последствий — почему?

Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner, носят иллюстративный характер

История Егора, велосипедиста, который сбил появившегося на главной минской велодорожке пешехода, запомнилась многим. Парень ехал на велосипеде там, где и полагается, а в итоге стал обвиняемым по уголовному делу и может предстать перед судом. После той публикации мы получили немало откликов от других читателей: одни поделились своим видением ситуации, другие рассказали о том, что и сами участвовали в серьезных происшествиях. Мы отобрали два случая, которые помогут представить, как обстоят дела на основном столичном веломаршруте.

Плохие случаи на хорошей велодорожке

Немига. Велосипедист и две девушки

Егор сбил пешехода возле Marriott Hotel — это место никогда не считалось особенно напряженным на дорожке. Вместе с тем такие места есть, и одно из первых, которое приходит на ум, — участок набережной в районе станции метро «Немига». Центр города, в теплое время года там всегда много отдыхающих: прогуливаются, любуются. Велосипедистов тоже много, но им любоваться некогда: нужно смотреть в оба, чтобы вдруг кто-то не забежал под колеса.

— Это было в сентябре текущего года. Проезжал Немигу, ехал вдоль реки со стороны моста в направлении Дворца спорта. Там была импровизированная сцена, играли на гитарах, на берегу было много молодежи. Я проезжал там и прежде, причем не один раз и даже не десять. Но в тот вечер ехал, возможно, быстрее, чем было нужно — больше 20 км/ч, — рассказывает Олег.

Олег не велогонщик, у него не шоссейник, а обычный городской велосипед. Больше 20 км/ч — это скорость, с которой ездят многие велосипедисты в городе, скорость, которой легко достигают электросамокаты, в том числе арендные.

— Вдруг с горки в направлении реки, через велодорожку наперерез, побежали две девушки. Лет по 20, как мне показалось, взрослые уже. Они были близко. Я резко ударил по тормозам и пережал передний — полетел через руль, — вспоминает мужчина.

Как правильно тормозить?

Вот здесь обязательно кто-нибудь подумает, дескать, нечего было тормозить передним — тогда бы не перелетел. Тогда бы, вообще-то, не затормозил, так как, и об этом не раз говорилось, передний тормоз гораздо эффективнее заднего. Вот, к примеру, что советовал экс-чемпион Беларуси по маунтинбайку Михаил Бесага: «Плавное движение и небольшое отклонение веса назад. Нельзя лишь блокировать переднее колесо, тормозить им слишком сильно. Замедляться нужно обоими колесами».

У профессионалов это получается автоматически, любителям же нужны тренировки, что-то сродни контраварийному вождению. А в экстренной ситуации мы действуем инстинктивно — не мудрено и пережать тормоз.

Он их не сбил, но пострадал сам

Самое главное — Олег избежал наезда на тех девушек. Сам он, перелетев через велосипед, упал на асфальт, сильно ударившись лицом. В редакции есть снимок последствий — все серьезно. Не публикуем его по этическим соображениям и по просьбе нашего героя.

— Был какой-то минутный нокдаун, состояние полусознательное. Знаете, я когда-то занимался боксом — именно нокдаун, ощущения один в один. Прилично так приложился лицом, шея очень болела — я лишь надеялся, что это мышцы, а не позвоночник. Болели также спина, руки. Те, кто видел, что произошло, подошли, пытались как-то помочь. Помню, спросил, где же эти красавицы, которые выскочили на дорожку, но их и след простыл. Думаю, они даже не останавливались: как сбежали с горки, так и убежали подальше — им-то что? — говорит собеседник.

Придя в себя, мужчина сел на велосипед и с трудом, осторожно направился домой. На следующее утро стал ясен масштаб полученных повреждений: ссадины на лице потемнели, один глаз заплыл кровью, руки были сбиты.

— Я поехал сначала в 6-ю больницу, оттуда меня направили в 5-ю, дескать, их профиль. Сделали КТ, какие-то еще процедуры, взяли анализы. После, в 10-й ГКБ, проверяли глаз — обошлось: диагностика показала, что никакой катастрофы с ним нет, повреждения только внешние, — отметил велосипедист.

Забегая вперед, скажем, что к настоящему моменту мужчина полностью восстановился от полученных повреждений.

Милиция звонит, а потом приезжает

— Как оказалось, из больниц, куда я обращался, информацию передали в РУВД. Мне потом объясняли, что это такое правило: медучреждения обязаны сообщать обо всех подозрительных случаях в милицию. Наверное, внешне мои травмы напоминали побои. В общем, на следующий день после визита в больницу мне позвонили из милиции. От меня потребовали дать объяснения относительно произошедшего, но я ответил, что к ним не поеду, так как пока не в состоянии это сделать. Тогда они сами ко мне приехали, уже через час у подъезда была машина. Поднялись в квартиру, взяли с меня объяснения под запись — все серьезно, — говорит Олег.

В РУВД позднее все же пришлось ехать: вызвали для дачи дополнительных пояснений.

— На мой вопрос, с чем связано такое внимание к этому случаю, мне ответили, что дело не только в том, что проверяются обстоятельства происшествия, но и, поскольку речь о велодорожке, есть правило фиксировать всех участников на случай, если объявятся пострадавшие. Чтобы если кто-то скрылся с места происшествия, его могли вычислить. Возможно, если бы все это случилось не на велодорожке, таких проверок и не было бы, но при данных обстоятельствах схема отработана, — поясняет мужчина.

Возможный сценарий: велосипедист сбивает пешеходов и уезжает, затем обращается за медицинской помощью в больницу. Также в больницу обращаются и сбитые им пешеходы. Фиксация и проверка каждого такого обращения — возможность установить, что произошло и кто в этом виноват.

Велосипедист пострадавшим быть не может?

Но в истории Олега виновных не оказалось.

— Спустя пару месяцев мне пришел ответ из РУВД: в возбуждении уголовного дела было отказано в связи с отсутствием состава преступления. Такое решение, как я понял, было связано с тем, что не был установлен пострадавший — я никого не сбил. А то, что упал, — это сам виноват. Мне написали, что я не выбрал безопасную скорость движения, — говорит велосипедист.

Он и не заводил разговор об уголовном деле, оценивая происшествие критически.

— В этой ситуации я бы разделил вину поровну между мной и теми девушками. Я действительно ехал быстро, нужно было медленнее. Понесло, наверное, — не знаю. А девчонкам не нужно было выскакивать на велодорожку, не глядя по сторонам, — считает Олег. — На велодорожке часто случаются опасные моменты, но, как правило, все заканчивается хорошо. В моем случае так сложились обстоятельства.

А что ПДД?

По Правилам дорожного движения (п. 2.6), велосипедная дорожка — обособленная дорога либо выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенные для движения водителей велосипедов, обозначенный дорожным знаком «Велосипедная дорожка».

Главная велодорожка Минска действительно размечена как полагается, установлены знаки. Вот только пешеходов это зачастую не останавливает. И, как мы видим на двух примерах — Егора и Олега, в случае чего больше вопросов возникнет именно к велосипедисту, который, хоть и находится на своей территории, обязательно что-нибудь не учитывает. Ну хотя бы скорость у него небезопасная. Однако какую скорость считать безопасной на велодорожке, куда внезапно и откуда угодно могут выбежать пешеходы, вряд ли кто-то скажет.

Нарушают ли что-то пешеходы? Пункт 17.1 ПДД обязывает их двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине. И лишь дорожный знак 4.5.1 «Велосипедная дорожка» говорит о том, что разрешается движение только на велосипедах, а при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки — и движение пешеходов, при этом пешеходы не должны создавать препятствий для движения велосипедистов.

Создавать препятствия нельзя, но привлекли ли кого-либо из пешеходов к ответственности за это, даже если, как в случае с Олегом, велосипедист упал и получил повреждения? На данный момент мы не располагаем такой информацией.

Также напомним, что движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов (п. 148 ПДД).

Парк Победы. Велосипед и сегвей

Да что там велосипедисты и пешеходы: существует и стала привычной целая категория участников дорожного движения на так называемых средствах индивидуальной мобильности (сегвеи, электросамокаты, моноколеса и т. д.), права и обязанности которой де-факто отдельно не прописаны в Правилах дорожного движения. Тот же сегвей — это же не велосипед (по ПДД — транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем), верно? Можно ли назвать человека на сегвее или электросамокате пешеходом (по ПДД — физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы)? Так где ему место? И кто будет виноват, если случится что-нибудь плохое?

Историю в тему рассказал другой наш читатель — Дмитрий.

— Это было в позапрошлом году. Я ехал по парку Победы, спускался со стороны стелы. Набрал скорость — там как раз с горочки, ничего не предвещало беды. Сто раз до этого так же ехал — все было нормально. А в тот раз с пешеходной дорожки выехал сегвей, — вспоминает собеседник.

Кто бывал в тех местах, хорошо знает, что в теплое время года в этой части парка действует прокат сегвеев и всяких таких штук. Плюс пешеходы, свадебные фотографы, владельцы собак — еще одно потенциально опасное место для велосипедного движения.

— Там кусты частично перекрывают обзорность. Я ехал на большой скорости, а он вдруг выехал, свернул на меня и остался в моей полосе — на встречной для него по сути. И вот мы лоб в лоб... Метров за 10—15 до него я попытался что-то сделать, стал уходить вправо в надежде, что он выедет на свою полосу. А он как раз тоже стал смещаться в эту же сторону. В общем, столкнулись. Скорость у него была небольшая, а у меня большая. Он отлетел, а я стал кувыркаться, шея раз десять хрустнула. Думал, что сломал ее, — рассказывает Дмитрий.

Кроме шеи повреждения оказались характерны для такого падения на асфальт: ссадины на лице, сбитые руки.

— Самое главное, что не было сотрясения. Я просто знаю, что это такое и насколько серьезным может быть. Но в тот раз пронесло: я остался в сознании. Шею ушиб очень сильно, но обошлось безо всяких смещений. Очень жесткое столкновение было. Подошли люди, хотели помочь, но я тогда почему-то решил, что скорую вызывать не надо, — говорит собеседник.

Договорились на месте

Велосипед тоже оказался сломан: согнуло переднюю вилку. С тех пор он так и стоит у Дмитрия в гараже: мужчина на него больше не садился, забросил поездки.

— С этим парнем на сегвее мы общались тогда на месте происшествия. Он подошел, принес воды, салфетку, пытался как-то помочь. И вину свою признавал, говорил, что не должен был там быть. В общем, решили все на месте, 100 рублей я ему обозначил за сломанный велосипед — он сразу и заплатил, вызвал мне такси, — вспоминает Дмитрий.

В больницу мужчина не поехал. Говорит, был схожий опыт, он знал, что делать, как обрабатывать свои раны. Ну а раз не обращался в больницу, то и милиция, похоже, ни о чем не узнала, до разбирательства дело не дошло.

— Иначе, думаю, тому парню могли бы грозить большие неприятности, причем даже без моего заявления, — считает велосипедист.

Послесловие

И Олег, и Дмитрий, и многие другие велосипедисты и пешеходы, с которыми нам удалось пообщаться, считают велодорожку классным, красивым местом, гордостью столицы. 27 км через весь город, вдоль реки и живописных пейзажей — класс! Но все чаще люди отмечают: чтобы покататься и не попасть в неприятности, нужно быть и очень осторожным, и очень везучим одновременно. Чтобы никто не появился из-за куста, чтобы никто не сбежал с горки прямо под колеса.

Что показательно, никто не предложил установить забор и отделить велодорожку, да это и немыслимо. Не хватает не ограждений, а понимания того, что это за место и как себя нужно там вести. Ясности не хватает в том числе и в Правилах дорожного движения: участники в случае чего обращаются именно к ним и не находят там ответов даже на простые вопросы — кто что должен и кто чего не должен делать? И ведь показательно, что происшествия разбирает не ГАИ, а милиция, хотя в теории и пешеходы, и велосипедисты являются участниками дорожного движения, и те, и другие обязаны выполнять требования ПДД.

«От неприятностей там никто не застрахован», — сказал об этой велодорожке один очень уважаемый в велосипедной среде человек.

А хочется быть застрахованным. Выполнять правила, пусть жесткие, но знать, что именно они в конечном счете защищают тебя от беды.

спортивный, назначение: езда на велосипеде, 19 отверстий, усиленный
спортивный, назначение: езда на велосипеде, размер: M/L
Нет в наличии
спортивный, назначение: езда на велосипеде, размер: L
Нет в наличии
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде, размер: M
Нет в наличии

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by