Цены на авто из США и Европы будут расти. Анализ рынка импорта машин и неутешительные прогнозы

38 221
16 декабря 2021 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский

Цены на авто из США и Европы будут расти. Анализ рынка импорта машин и неутешительные прогнозы

В ноябре мы писали о глобальной нехватке микрочипов, из-за чего все новые автомобили у дилеров могут подорожать. Считайте, что эта статья — вторая часть обзора авторынка «ковидной эпохи». В ней мы расскажем о сегменте свежих поврежденных машин, купленных на международных аукционах, ввезенных и растаможенных в Беларуси, а после восстановленных. В автомобильной среде их называют просто — машины из Америки. Конечно, подразумевают льготную растаможку. Будут ли в следующем году эти сделки выгодными или же и здесь стоит ждать серьезного повышения цен? Специалисты отвечают на оба вопроса положительно: да, такие автомобили подорожают, но все равно останутся достойной альтернативой.

В качестве спикера выступает Дмитрий Больдюсов, руководитель AutoGroup — профильной компании по подбору и информационному сопровождению в вопросе приобретения авто из США и Европы. Для тех, кто предпочитает видеоформат обычному тексту, публикуем ролик с тезисами из беседы.

Половина общего рынка

— По нашим наблюдениям, рынок новых машин и импорт ввезенных авто примерно равны — 50 на 50. Под импортом стоит понимать все ввезенные из Европы и США машины, в том числе и те, что сразу уходят на Россию. Мы исходим из числа в 2 тыс. авто в месяц, или около 25 тыс. в год.

По другим данным, на 10 декабря в Беларусь ввезли с растаможкой более 27,9 тыс. машин. Нужно понимать, что это далеко не точная цифра всех ТС, прошедших растаможку, потому как полный список недоступен либо обновляется со значительной задержкой. В тройке лидеров — Tesla Model 3, Renault Scenic, Renault Megane. Все более популярным становится Chevrolet Equinox.

Последствие дефицита — рост цен

— В 2020-м импорт просел из-за пандемии, а в уходящем году мы видели рост ввоза в РБ. Но не только за счет белорусов, а скорее благодаря активности россиян. И это последствия дефицита новых авто: желание купить машину из салона есть, а самих машин нет. Даже популярные модели со сборкой в РФ не всегда возможно найти в шоуруме в нужной комплектации. Дилеры стали повышать выручку, «навешивая» разные допы. В итоге цены в салонах подросли. Следом подтянулась и стоимость на вторичке — на 20—30%, по нашим наблюдениям. Видя это, покупатели стали чаще обращать внимание на альтернативу — импорт авто с аукционов. Привоз таких моделей из США и Европы от производства не зависит. Тут действует другой закон: сколько тачек в Америке разбили, сколько лизинговых «европеек» попало на аукцион, столько и должно уйти на экспорт.

— Один из последних примеров. Житель Крыма нашел Kia Stinger с мотором 2,0 литра. В родном городе она обошлась бы ему в $30 тыс. В Беларуси же крымчанин смог ее купить за $21 тыс. С тратами на поездку и кнопку ГЛОНАСС вышло примерно $23 тыс. Ради такой разницы можно и две тысячи километров проехать. Выгода от покупки электромобилей именно в РБ еще больше. Но, по нашей информации, их доля — 5—10% от всех ввозимых авто.

Импорт машин из Европы и США увеличивается. Несмотря на удорожание

— Рост импорта продолжается, эта тенденция не сворачивается. Указ о льготной растаможке тоже продолжает действовать. До того как на наш рынок импорта зашли россияне, самой горячей считалась цена около $12 тыс. (со всеми платежами и ремонтом). Разбирали Ford Fusion, Chevrolet Malibu, Ford Escape. Сейчас же средний чек вырос до $25—30 тыс. Сами модели помолодели: раньше покупали трех- и пятилетки, сейчас ищут авто возрастом год-два.

— Итак, на основном рынке новых машин — временные трудности на фоне дефицита в производстве комплектующих. Покупатели стали чаще обращать внимание на альтернативу — импорт авто с аукционов. Спрос вырос и здесь. Однако в США разбивать машины чаще не стали. Аукционных авто осталось такое же количество. Покупателей же стало больше — и, конечно, цены поднялись. Бывает, продавцы повышают начальную ставку (реже); бывает, больше игроков бьются за одну модель, и тогда ставки тоже повышаются. Эта тенденция сохранится. Цена выросла как на вторичке, так и на альтернативных рынках Америки и Европы по причине увеличившегося спроса. Но едва ли это сдерживает или ограничивает потребление. Динамика роста в импорте остается неизменной и, по нашим оценкам, продолжится и в 2022 году.

Прогнозы на 2022-й

— Не исчез и вряд ли исчезнет нюанс, связанный с поставками. В пандемию сильно подорожала доставка по морю в контейнерах. Если в начале года за маршрут Пекин — Клайпеда просили $5 тыс., то сегодня — $16 тыс. Все эти траты закладываются в конечную стоимость товара, в нашем случае — машины. Из-за перекоса в цене контейнеры из США уплыли в Азию, а назад возвращаться не спешат. Потому как там сконцентрированы не закрытые на карантин производства. Люди по месяцу ждут, когда авто отгрузят из американского порта.

— Мы уже говорили о том, что рынок вторички «подтянулся» к общей тенденции. Есть конкретный пример. Знакомый весной выставил на продажу Mazda3, указав в качестве цены $7,7 тыс. Тогда не удалось найти покупателя. А на прошлой неделе сделка состоялась: он получил $9,3 тыс. Разница — всего полгода. Еще один случай: в 2020 году дилер в России продал новый Audi Q8 за $80 тыс., а через год выкупил его обратно за те же деньги. В чем смысл? Машин в салоне не было, решили продать хоть что-то с площадки авто с пробегом. Тут же нашелся клиент с предложением в $85 тыс. Это очередной тренд на будущий год.

При этом нельзя не заметить, что количество объявлений о продаже машин на барахолках сокращается. С одной стороны, это говорит о том, что перекупщики выгребают все, что в живом состоянии. С другой — владельцы не спешат расставаться со своими нынешними моделями, менять их на более свежие. Возможно, из-за неуверенности в стабильности экономики в ближайшем будущем.

— При сохранении повышения цен в России и белорусских льгот тенденция роста импорта аукционных авто из Европы и США сохранится. Они как ехали к нам раньше, так и продолжат ехать. Только стоить будут дороже. А люди продолжат их покупать, потому что необходимость в машинах не пропадет.

По большому счету это не удорожание авто, а удешевление денег — за один и тот же товар одинакового качества приходится отдавать бóльшие суммы.

— Итак, резюмируем прогнозы на 2022-й. Из того, что понятно сегодня, — вопрос с производством комплектующих для новых авто не решен, и едва ли получится решить его в ближайшем будущем. А значит, производство новых машин все еще будет испытывать дефицит. Следовательно, вторичка продолжит рост, а альтернативные рынки (Америки и Европы) будут по-прежнему востребованы. Едва ли стоит ожидать снижения цен на торгах, в то время как стоимость перевозки может увеличиться. Для примера, стоимость транспортировки контейнеров на мировом рынке (из Китая) выросла в 3—4 раза. Америка же на этом фоне выросла весьма незначительно. А значит, не стоит исключать возможности корректировки стоимости доставки и по этому направлению. На фоне повышения цен мы предполагаем стабильный спрос или даже его рост. Нетипичная, а оттого еще более интересная ситуация.

— Уверены в том, что в 2022 году могут открыться новые рынки. Кроме того, можно ожидать и появления новых продуктов на рынке авто с пробегом.


санки, 87x39 см, материал: сталь, до 25 кг, возраст: 1–5 лет
тюбинг (ватрушка), 85x85 см, материал: ПВХ, до 90 кг, возраст: 5 лет
санки-коляска, 105x45 см, материал: сталь, возраст: 1–4 лет
санки, 82x39 см, материал: сталь, до 25 кг, возраст: 1–5 лет
Нет в наличии

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский
Без комментариев