О чем вы думаете, когда садитесь в такси? Может быть, торопитесь на вокзал, в аэропорт? У вас запланирована дружеская встреча? Или все мысли о работе? Вызвав машину, мы не ждем, что нас обманут, — нет, только не в эпоху мобильных приложений, когда и маршрут, и стоимость поездки рассчитаны наперед. А между тем кто-то, похоже, придумал способ обхитрить всех. Следите... нет, не за руками, следите за приложением в своем смартфоне.
Один из наших читателей столкнулся, как ему кажется, с новым способом развода от таксистов. Причем речь идет не о единичном случае: за небольшой промежуток времени трое разных водителей прибегли к одной и той же уловке, позволяющей им извлекать дополнительную прибыль с каждой поездки. Так что же придумали таксисты?
Прежде всего должны быть выполнены определенные условия: заказываем автомобиль через приложение, а в качестве способа оплаты указываем наличные. Машинка будет в течение нескольких минут, стоимость поездки нас устраивает. Приезжает водитель: «Здравствуйте». Все абсолютно как всегда, никаких поводов для подозрений.
Мы не зря спрашивали, о чем вы думаете, когда садитесь в такси. Предположим, что дел у каждого хватает, даже если это созерцание проплывающих пейзажей в окне — позвольте наконец себе расслабиться.
Контролируете ли вы то, что происходит в приложении, которым вы воспользовались для вызова автомобиля? Время поездки, маршрут, стоимость — все это мы знаем с самого начала, вряд ли часто возникает желание что-то там перепроверить. И это второе необходимое условие для того, чтобы трюк удался. Потому что если вы заглянете в приложение во время поездки, как это сделал наш читатель, то можете с удивлением обнаружить, что водитель все еще дожидается вас в точке вызова. Да-да, тот самый водитель, который невозмутимо везет вас по указанному адресу.
— В первый раз, увидев, что моя поездка висит в статусе «Водитель вас ожидает», я не был уверен в том, что именно происходит, поэтому уточнил у своего водителя, в чем может быть проблема. Он меня заверил, что все нормально, — рассказал наш читатель.
Все нормально, глюк программы. «Ой, вы знаете, сегодня у всех мобильники „тупят”, вы у меня не первый», — отговорки могут быть совершенно любые. Главное — усыпить вашу бдительность. Ну мало ли, что там эта программа показывает. Вот машина, вот водитель, приехали куда нужно, и стоимость поездки не изменилась — все же ок? «Вот, возьмите, сдачи не надо».
Правда, потом программа не предложила оценить поездку, а почему-то проинформировала, что «Заказ отменен службой такси». Эх, наверное, снова глюки.
Наш читатель, впрочем, одолеваемый сомнениями, все же написал в службу поддержки, приложив скриншоты. Ответ последовал по существу: водителю больше не дадут выполнять заказы в обход сервиса, следить за ним будут строго.
Выходит, никаких глюков не было?
То, что никаких глюков не было, наш читатель доказал, столкнувшись за неделю еще с двумя таксистами, которые поездку за наличные в приложении не начинали.
Тут же история какая: выходит, услуга не оказывается, раз поездка не начата. Значит, можно ее не оплачивать? Или можно пожаловаться на водителя в службу поддержки и контролирующие органы — те тоже наверняка заинтересуются тем, как человек налоги и отчисления платит.
— Вместо этого, когда мне снова попался такой таксист, я предложил ему заплатить за поездку 7 рублей вместо 9,2, которые показывало приложение. Ну или положенные 9,2, но тогда с квитанцией об оплате. Водитель выбрал первый вариант, — рассказал нам собеседник.
Когда же ему попался третий таксист, забывший начать поездку в приложении, клиент предложил заплатить уже на 3 рубля меньше положенной стоимости, и водитель снова согласился.
Никак комментировать возникшую ситуацию таксисты своему пассажиру не стали, на том и распрощались.
Комментария из первых уст у нас пока нет, но мы в любой момент готовы выслушать мнение любой заинтересованной стороны. Пока лишь предположим, что, выполняя «серые» заказы в обход сервиса, таксист уходит от обязательных отчислений тому самому сервису, а также избегает уже упомянутых налоговых и прочих отчислений — информации о поездке нет, значит, водитель никого не вез и никаких денег не получал.
Для пассажира стоимость поездки в любом случае остается той же, что рассчитана приложением. Нет риска внезапно попасть на 63 рубля или даже на гораздо большую сумму, как в случае с некоторыми водителями, работающими безо всяких приложений, зато с таксометрами и по своим собственным тарифам на абсолютно законных основаниях.
Так может и внимания на все это не обращать? Везут и везут — почему это вообще должно интересовать клиента?
Да все по той же причине: раз информации о поездке нет, то ее, выходит, и не было. Как быть в случае конфликтной ситуации, нарушения прав, в конце концов дорожно-транспортного происшествия? Те же Uber и «Яндекс Go» еще в 2019-м ввели дополнительное страхование жизни и здоровья пассажиров и водителей на сумму до 10 тысяч евро. Но если поездка официально не совершалась, на что сможет рассчитывать пассажир? Ситуация усугубляется тем, что он может даже не знать об этом. Он-то вызывал такси как обычно, используя приложение, и совершенно не обязан в течение поездки контролировать, все ли работает корректно и не решил ли его кто-нибудь обмануть.
Очевидно, что агрегаторы предпринимают масштабные меры для того, чтобы исключить все возможные сценарии обхода программы, но три поездки нашего читателя указывают на то, что бывают и исключительные ситуации. Все детали этой схемы нам пока неизвестны. Почему так долго не меняется статус поездки, а пользователь не получает никакого уведомления? Почему не начинается платный период ожидания клиента, что он также мог бы заметить в приложении? В конце концов, почему пользователь получил уведомление об отмене заказа службой такси, если программа, как можно было бы предположить, считает, что клиент так и не явился к вызванной им машине?
— Таксисты выключают и доступ в интернет, и GPS на своем смартфоне, где установлено приложение, еще до того, как пассажир садится в машину, — сделал предположение наш читатель.
Есть ли другие версии?
Поскольку наш читатель все три раза вызывал автомобиль через приложение «Яндекс Go», мы обратились за комментарием в пресс-службу компании. Знают ли там об этом способе обойти систему, есть ли инструменты влияния на водителей и как правильно вести себя пассажирам?
— Такие случаи единичны. У нас есть специальные алгоритмы, которые определяют подобное поведение. Если система видит, что водитель намеренно злоупотребляет и нарушает правила сервиса, такого водителя отстраняют от заказов сервиса, — отметили в пресс-службе «Яндекс Go».
Знаете, что случилось с тремя таксистами, о которых шла речь выше? Они отстранены от заказов сервиса.
— Пользователям мы рекомендуем сразу сообщать о таких ситуациях в службу поддержки через приложение. Благодаря этому система алгоритмов постоянно дополняется и обновляется, — рассказали в компании.
Знакомы с ситуацией? Расскажите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by