31 285
17 января 2022 в 8:00
Автор: Павел Козловский. Фото: владелец

Больше пробег — лучше состояние: как километраж влияет на состояние батарей электрокаров

У потенциальных покупателей электромобилей есть «хотелки» и «боялки». Хочется очень быструю зарядку и огромный пробег между процессами подключения зарядного кабеля, но извечный вопрос «а как быстро „умрет“ батарея?» у многих со старта отбивает желание связываться с электротранспортом. Причем мифов и слухов в этом секторе гораздо больше, чем можно предположить. Поэтому мы решили обсудить эту проблему с теми, кто и эксплуатирует, и импортирует электрокары в Беларусь, а также имеет реальный опыт «общения» с различными моделями.

Наш герой предпочел остаться инкогнито, поэтому назовем его вымышленным именем — Виталий. Имея довольно большой опыт работы в автомобильном бизнесе и отметки в трудовой книжке о работе у многих автодилеров, полтора года назад мужчина решил заняться электромобилями. Почему? «Я почувствовал, что это новый тренд», — отвечает наш герой. И первый электрокар он привез как раз в первый день, когда льготы на растаможку электротранспорта вступили в силу, — 15 июня.

Только целые

«Некоторое время я занимался услугой подбора авто из России, доставил клиентам порядка 600 моделей, — рассказывает Виталий. — Машины были самых разных классов: от Ford Focus до Porsche Cayenne. Но сам лично я предпочитал Mercedes-Benz B-Class, и моей первой „электричкой“ также стала эта модель. Вообще, я планировал открыть автосалон по продаже электромобилей и привез сразу несколько моделей — Nissan Leaf, BMW i3 REX, Volkswagen e-Golf, Hyundai Ioniq. Покупал их в разных концах света, чтобы наладить логистику. И еще один принципиальный момент — я импортировал только целые электрокары. Что-то приезжало из США (аукцион Manheim), Volkswagen и Nissan доставлялись из Норвегии, а BMW — из Германии. В общей сложности за прошлый год было ввезено порядка 40 электромобилей, и, повторюсь, это были целые авто».

Чего боятся покупатели? Конечно же, деградации батареи

«Главная фобия в отношении электрокаров — это батарея, — комментирует Виталий. — Есть мнение, что „электричка“ дает „кредит“. Мол, первый владелец наслаждается новой машиной, а второму придется ее ремонтировать. Когда-то такое же мнение было и о дизелях — якобы ресурс авто быстро заканчивается, а дальше начинаются бесконечные и дорогостоящие ремонты. Но, основываясь на личном опыте, могу заявить, что все это предрассудки. Я привозил электромобили первых лет выпуска (Nissan Leaf, Hyundai Ioniq) с довольно большими пробегами, более 140—150 тыс. км. И могу сказать, что батареи у них деградируют довольно слабо. Почему я делаю акцент на первых годах выпуска? Потому что автопроизводители тоже постоянно экспериментируют, собирают статистику по эксплуатации и совершенствуют конструкцию. И все компании довольно быстро поняли, что обеспечить надежность можно довольно нехитрым способом — путем „резервирования“ емкости батареи „сверху“ и „снизу“.

Возьмем, к примеру, электрический Volkswagen e-Golf: в характеристиках заявлена емкость 24 кВт·ч, но фактически доступно только около 21. Это сделано для того, чтобы батарея не деградировала — она не любит долгого хранения с полной зарядкой или с полной разрядкой. „Зарезервированная“ емкость позволяет обеспечить оптимальный режим эксплуатации. Именно поэтому для электрокара не столько важен пробег, сколько регулярная эксплуатация.

Я привозил машины с большими пробегами и через специальные приложения изучал, насколько деградировала батарея. Тот же Volkswagen можно „просканировать“ любым диагностическим прибором, и он покажет фактическую емкость. И даже при пробегах свыше ста тысяч километров деградации фактически не наблюдается. К примеру, в привезенных мною e-Golf диагностические приборы показывали порядка 18,6—19 кВт·ч при изначально доступных 21 — несмотря на пробеги от 50 до 150 тысяч километров, и возраст.

Та же история с Hyundai Ioniq. Я привозил довольно много экземпляров из Голландии, где эти электромобили эксплуатируются в качестве такси, наматывая до 200 тыс. км. У них также можно с помощью диагностических приборов „считать“ емкость батареи. Так вот, даже при больших пробегах Ioniq показывают почти стопроцентную доступную емкость. Поэтому бояться пробега в случае с электрокаром не стоит — опаснее, когда машина долго стояла с полной разрядкой или зарядкой».

Чем новее — тем лучше

«Однако прогресс не стоит на месте, и если вы берете электромобиль для длительной эксплуатации, то лучше выбирать модели примерно с 2017—2018 годов, — советует Виталий. — Производители ведут постоянную работу по усовершенствованию конструкции батарей, и, на мой взгляд, примерно в этот временной период они довели их до совершенства. Подогрев, охлаждение — все это гораздо совершеннее, и в большинстве новых моделей батарея вообще практически не деградирует. Там обеспечены оптимальные условия ее эксплуатации, терморегуляция позволяет не беспокоиться о состоянии элементов.

Однако всегда есть нюансы, о которых стоит знать. И если вы присматриваетесь к электрокару с батареей емкостью свыше 60 кВт·ч (у такой наверняка будет система терморегуляции), то учитывайте, что зимой электроника будет тратить довольно много энергии на подогрев. Это будет особенно заметно, если вы эксплуатируете электромобиль в городе, постоянно перемещаясь на небольшие расстояния. При каждом запуске машина будет тратить энергию на обеспечение оптимального температурного режима.

Но при этом не стоит недооценивать важность системы терморегуляции — в жаркую погоду она спасает батарею. Если взять тот же Nissan Leaf первых лет выпуска, то основная причина деградации его батареи — это „сгоревший“ из-за высокой температуры литий. Жара плюс высокоскоростная зарядка практически гарантируют деградацию. Почему американские Leaf могут приехать с довольно изношенной батареей? Потому что в Калифорнии уже три лета подряд фиксируются температурные рекорды, свыше 40—50 градусов, и если заряжать электрокар в таких условиях, особенно на скоростных зарядках, это наверняка скажется на ресурсе батареи».

Как НЕ нужно эксплуатировать электромобиль

«В нормальных условиях эксплуатации электрокар имеет очень большой ресурс, — поясняет Виталий. — Однако если по каким-то причинам авто эксплуатируется в весьма специфическом режиме, то с ним могут возникнуть неприятности. Самые большие проблемы — это длительное хранение с максимальным зарядом либо максимальным разрядом. Именно по этой причине я не рекомендую электромобили „в возрасте“, но с небольшим пробегом. Такая машина наверняка долго стояла либо полностью заряженной, либо полностью разряженной. Например, сейчас я отговариваю одного из клиентов, который нашел в сети электрокар 2017 года с пробегом всего 6,3 тыс. км. Если бы речь шла об авто с ДВС, это можно было бы считать отличным вариантом, а вот в случае с „электричкой“ стоит подумать — вполне возможно, что деградация батареи будет гораздо выше, чем у экземпляра с пробегом около 100 тыс. км.

Есть ли неудачные электромобили? На моей памяти было буквально пару моделей, о которых имелась негативная информация. В сети довольно часто ругают Mitsubishi i-MiEV и его клонов из-за неудачной конструкции батареи. Есть проблемы у первого Ford Focus и Kia Soul: у них из-за особенностей конструкции системы охлаждения в батарею может попадать конденсат, что очень плохо влияет на ее состояние. В остальном же у электрокаров нет каких-то характерных проблем с батареей.

Как я уже говорил выше, электрокары не любят длительного хранения с полностью заряженной или полностью разряженной батареей. Поэтому если вы понимаете, что электромобиль будет долго стоять, то лучше либо оставить его „на розетке“, либо отключить 12-вольтовый аккумулятор».

Мнение владельца

А что по этому поводу скажет владелец электрокара? Мы позвонили герою нашего недавнего материала Дмитрию, который эксплуатирует Chevrolet Bolt.

«По поводу батареи могу сказать одно — показания очень сильно разнятся в зависимости от температуры, — делится опытом мужчина. — Когда моя машина приехала в Беларусь, из 60 кВт·ч было доступно 59,2. Сейчас в теплую погоду показатель составляет 58,9 кВт·ч, но зимой он снижается до 57,6. Также резко меняется и пробег на одной зарядке. Мой рекорд — порядка 280 км, худший показатель — около 170. Еще по опыту эксплуатации могу сказать, что Bolt не любит медленные зарядки, но при этом и на быстрой он не может взять много энергии, что особенно раздражает в путешествиях, когда приходится очень много времени проводить возле зарядной станции. Кстати, Bolt почему-то не любит зарядные станции „Витязь“. А еще он очень „метеозависим“ — режим зарядки заметно меняется в зависимости от температуры окружающего воздуха».

серый, седан, бензин 2 л, автоматическая, полный привод
20 900$ / 19 799€
серебристый, универсал, дизель 2.2 л, механическая, задний привод
6200$ / 5874€
серый, седан, бензин 2.5 л, механическая, полный привод
7600$ / 7200€
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Павел Козловский. Фото: владелец