16 февраля 2022 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Влад Борисевич

BKM Holding сделал электрогрузовик Vitovt II Truck. Подробности о новинке

Одним производителем грузовиков в Беларуси стало больше. BKM Holding (бывший «Белкоммунмаш») теперь изготавливает не только троллейбусы, электробусы и трамваи, но и грузовики. Естественно, полностью электрические. Официально новый электрогрузовик Vitovt II Truck electro prime презентуют сегодня. Мы же познакомились с ним накануне.

BKM Holding анонсировал новинку еще в прошлом году. Презентация сдвинулась на полтора месяца — вероятно, из-за осложненной международной логистики и дефицита полупроводников. А сам по себе грузовик получился весьма необычным, а от того еще более интересным.

Электробусы и троллейбусы Vitovt известны минчанам в двух вариантах дизайна. Вот так выглядит третий. Партию троллейбусов с увеличенным автономным ходом именно в таком дизайне завод сейчас делает для столицы Боснии и Герцеговины — города Сараево. Такая же внешность и у электрогрузовика.

Но конструктивно грузовик заметно отличается. У него другие агрегаты и иной каркас кабины. Плюс у электробуса нет таких распашных дверей.

Vitovt II Truck electro prime — коммерческое наименование машины. Официальное же «имя по паспорту» звучит куда более прозаично — «модель С45100».

О конструктивных особенностях новинки рассказал Олег Быцко, генеральный директор BKM Holding. Руководитель предприятия — абсолютный технарь, прошлая его должность — главный конструктор.

— Сколько времени ушло на создание Vitovt II Truck?

— Идея появилась практически сразу после того, как мы внедрили в производство первые электробусы. Когда стало понятно, что ничего страшного в их эксплуатации нет, мы только уверились в этой мысли. Это был 2017 год. Потом мы долго пытались найти финансирование и в конце 2020 года таки его нашли. В течение 2021 года проект был реализован.

— Что общего у грузовика и электробусов/троллейбусов?

— Мы одно из немногих предприятий, которое для своей техники делает и кузов, и электрическую начинку. Мы сами разрабатываем инверторы, конвертеры-преобразователи постоянного тока, электрические блоки защиты цепей, управления цепями, программное обеспечение. Электронные начинки грузовика и пассажирских машин очень похожи с точки зрения идеи. Исполнение и компоновка, конечно, отличаются.

— Почему водительское место решили разместить по центру кабины?

— Есть несколько причин. Одна из основных — совместное предприятие в Великобритании, которое мы открыли несколько лет назад. Для продвижения своей продукции на рынок стран Британского содружества нужно праворульное исполнение техники. Такая компоновка была выбрана и для того, чтобы получить универсальную машину и для праворульных, и для традиционных стран. Это мировой тренд. У схожих машин Tesla и Volta руль тоже по центру. Но если заказчик пожелает, сможем сделать традиционную компоновку, технологических препятствий нет. Сам же «пульт водителя» (приборная панель вместе с рулем) взят от электробуса серии Olgerd.

— Что собой представляют механика и габаритные узлы?

— К сожалению, отечественных мостов с дисковыми тормозами не существует. Поэтому конкретно на этом образце использованы мосты китайского производства. Задний мост — классический, с карданной передачей. Двигатель — российский, от Егоршинского радиозавода, хорошо обкатанный нами на троллейбусах и электробусах. Выбрали его, чтобы конечное изделие вписалось в конкурентную цену. Но, в принципе, у нас есть как минимум шесть вариантов подходящих электродвигателей: белорусский, российский, украинский и китайский. Инвертор у нас собственного производства, так что любой из этих моторов мы можем настроить под свои нужды. Комплектацию машины можно менять.

— А что известно о батареях?

— Уже скоро два года, как батареи мы делаем сами. Понятно, что это сложное устройство, которое состоит из нескольких компонентов. Основной — энергетические ячейки. Их мы покупаем у узкоспециализированных производителей, как и большинство компаний, которые производят батареи. Не секрет, что главный поставщик энергетических ячеек — Китай. Из них мы у себя компонуем любую батарею нужной нам емкости. Для грузовика последовательно соединены 156 таких ячеек. Можем компоновать разную емкость для разного пробега.

— Для кого подойдут эти машины?

— Потенциальные потребители — ретейлеры, торговые сети. Задача машины — доставка товаров от логистического центра до гипермаркетов. Помимо двухосного фургона могут быть и другие варианты Vitovt II Truck electro prime. Можно построить и седельный тягач, и трехосный грузовик.

Матчасть

В данной комплектации габариты электрогрузовика Vitovt II Truck составляют 10 500×2600×4000 мм, объем кузова-фургона — 44 м3 (его сделал завод «МАЗ-Купава»). Грузоподъемность — 7800 кг, максимальная скорость — 90 км/ч, максимальная мощность двигателя — 180 кВт.

Тип батареи — LiFePO4, емкость — 273 кВт⋅ч. Пробег на одном заряде — до 200 км. В режиме внутригородской эксплуатации средний расход электроэнергии составляет 1,1 кВт⋅ч. По требованию заказчика пробег может быть изменен. Для обеспечения быстрой зарядки грузовой электромобиль оснащен двумя зарядными розетками CCS Combo 2. При использовании двух розеток одновременно зарядная сессия длится около 90 минут, при использовании одной — в два раза дольше.

Рабочее место водителя оборудовано жидкокристаллическими дисплеями, сенсорной панелью управления и мультимедийной системой.

Сиденье водителя — с пневмоподвеской, подголовником, поясничной поддержкой, подогревом и с восемью различными регулировками. В кабине также установлены два пассажирских сиденья.

Есть даже откидное спальное место. Само собой, кондиционер тоже есть.

В данной комплектации электрогрузовик оборудован бесключевым доступом в кабину. Система непрямого обзора включает в себя цифровые зеркала и противотуманные фары с функцией подсветки поворота.

В машине предусмотрена система беспилотного управления ADAS Lv.1. с функциями адаптивного круиз-контроля и автоматического экстренного торможения. Уточним: беспилотность Level 1 подразумевает уровень автономности, когда водителю нужно держать руки на руле, но его работе помогают электронные системы. Такие системы — уже привычное явление на многих современных европейских грузовиках, не только электрических. Говорят, в новинку от BKM Holding изначально заложена возможность установки беспилотных систем более высоких уровней.

Кроме того, в списке оснащения — электронно-управляемая пневматическая подвеска ЕLC с возможностью регулировки уровня погрузочной площадки, электронно-управляемая тормозная система и система помощи при въезде на уклон Hill holder.


Рынок подобных машин, даже по сравнению с электробусами, во всем мире находится пока еще на начальном этапе своего развития. Эксплуатанты такой техники еще только учатся понимать, что именно им нужно. Очевидно, что Vitovt II Truck electro prime после консультаций с потенциальными заказчиками изменится. Какие-то системы добавятся, что-то уберут. Серийная машина будет чуть другой. Цена вопроса? Опытный образец, конечно, дорогой. Обещают, что в серии постараются уложиться в $150 тысяч, что для техники такого типа довольно бюджетно. Весной новинке предстоят полигонные испытания.

0-7.2 кВт, 1 разъём, SAE J1772, монтаж настенный, IP54
44 кВт, 2 разъёма, IEC 62196-2 Type 2 (Mennekes)/SAE J1772, монтаж настенный/напольный, IP65
Нет в наличии
11-44 кВт, 2 разъёма, IEC 62196-2 Type 2 (Mennekes), монтаж напольный, IP56

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Влад Борисевич