Какие автомобили детства вы помните? Наверняка «Жигули», «Москвичи», «Запорожцы» и первые подержанные иномарки, такие как Ford Sierra, VW Passat, Audi 80, Mercedes-Benz W123 и Opel Kadett. Мы тоже решили немножко вспомнить ту эпоху, но поговорить о других иномарках — из соцстран. Таких машин было относительно немного в Беларуси, но все же определенную роль они сыграли.
Вспомним основные модели, которые можно было встретить в белорусских городах в 1990-х — начале нулевых. Как человек, увлеченный автомобилями и имевший сразу два фотоаппарата — мыльницу Polaroid и зеркалку «Зенит-ЕТ», я, конечно, обращал на них внимание. Но цветная пленка была дорогой, поэтому, признаюсь, на фотографиях легковушек я тогда экономил, о чем сейчас жалею. Но кое-что сохранилось. Уже в цифровую эпоху необходимость экономить пленку отпала, но у нас те машины к тому времени почти исчезли. Потому картинки заменим снимками из путешествий по другим экс-социалистическим странам, где такие авто еще бегали.
Автопром послевоенной социалистической Польши начинался с советской лицензии. «Победа» там стала «Варшавой» и обрела такие варианты кузовов, которых не было у советского оригинала, — седан, универсал и пикап.
Седан Warszawa 223 появился в середине 1960-х и выпускался до марта 1973 года. Но еще долгие десятилетия эти машины оставались в эксплуатации. Точно помню, что в 1990-х одна такая машина стояла в Зеленом Луге в одном из дворов по Логойскому тракту в Минске. А в Польше вполне бодрые и ездовые экземпляры встречались даже во втором десятилетии XXI века.
Варшавский завод Fabryka Samochodów Osobowych S. A. выпускал и другой суперхит всея Польши. Речь о семействе Polski Fiat 125p. После истечения срока лицензионного соглашения в 1983 году, автомобиль стал называться FSO 1300, FSO 1500 или FSO 125p. Их у нас не было много, но встречались. Этот кадр сделан в 1999-м в одном из дворов по улице Одинцова в Минске.
В Бресте же эти машины были абсолютно привычным явлением. Еще при СССР поляки приезжали на них в город над Бугом, а в 1990-х такие автомобили стали появляться и на белорусских номерах. Местные жители легко узнают бульвар Шевченко рядом с пересечением с тогда еще улицей Московской (сейчас проспект Машерова). У машины было много прозвищ. В Польше ее называли Kredens (комод) или Bandyta/Bandzior (бандит/головорез). Наиболее распространенным было именование Duży Fiat (большой «Фиат»). Кроме Польши эти автомобили собирали по лицензии еще в Югославии, Египте, Колумбии, Таиланде и Индонезии. Конечно, без приставки Polski.
Семейство FSO Polonez пришло на смену «Большому „Фиату“». Выпускали «Полонезы» долго — с 1978-го по 2002-й. К нам автомобили этого семейства тоже попадали, а в Волковыске Polonez даже работал в милиции. Уже в новом веке внешность освежили, наплодив множество коммерческих версий — пикапов и фургонов. Этот снимок позднего грузового «Полонеза» сделан в Познани в 2007 году.
Еще поздние «Полонезы» в самой Польше, с оригинальными кузовами, активно использовались в службе скорой медицинской помощи. Один раз такую машину я точно видел в Минске, но данный конкретный кадр сделан в Кракове в 2008 году. Завод на излете своей истории стал принадлежать Daewoo, затем был перепродан украинским бизнес-структурам, но в 2011-м прекратил свое существование.
Микролитражка Polski Fiat 126p — еще одна польская легенда и даже герой национального фольклора. Делали их с 1973 по 2000 год на предприятии Fabryka Samochodów Małolitrażowych в городе Тыхы. Модель получила прозвище «Малюх» (малыш) и стала в Польше культовым автомобилем, героем шуток и анекдотов, как «Запорожец» в СССР. В конце 1980-х — начале 1990-х таких машинок в Бресте была просто уйма. С них на вещевых рынках поляки торговали всяким «шмотом», за которым в Брест на толкучку приезжали со всей Беларуси. Попадали машинки и в Минск. Это один из дворов на улице Якубовского, 1999 год.
А в самой Польше «Малыши» и по сей день встречаются в транспортном потоке. Сохранилось таких автомобилей много, хозяева их берегут и любят. Завод, где выпускались эти машины, до сих пор существует и входит в международную сеть предприятий концерна Fiat. В кадре — Познань, наши дни.
Nysa 522 — для поляков что-то типа нашего рафика, знаменитый и любимый микроавтобус. Делали их на предприятии Fabryka Samochodów Dostawczych в городе Ныса до 1994 года. Более 50 000 таких «микриков» было поставлено в СССР, так что встречались они во многих городах почти всех советских республик. А в кадре — Минск, улица Бурдейного (на заднем плане хорошо виден МЗВТ), конец 1990-х.
Конечно же, нельзя не вспомнить еще одну польскую марку — Tarpan. Как минимум один раз я видел такую машину в минском дворе, а в Брест они заезжали частенько. «Большая Советская Энциклопедия» трактует термин «тарпан» как «вероятно, предок некоторых пород домашних лошадей» и отмечает, что «тарпан ранее был широко распространен в степях Европейской части СССР и ряда стран Европы. Встречался на Украине до 70-х гг. XIX в. Исчез в результате вытеснения в естественных условиях стадами домашних животных и в незначительной степени истребления человеком. Приручению поддавался с трудом».
Именно словом Tarpan польский инженер Роман Шкварек решил назвать свое детище, представлявшее собой «простой до безобразия» «полупикап-полуджип». История этих машин восходит к началу 1970-х. Под производство автомобилей Tarpan S223 тракторный испытательный центр в Антонике (тогда еще пригороде Познани) перепрофилировали в завод Fabryka Samochodów Rolniczych (дословный перевод — «Завод крестьянских автомобилей»), или сокращенно FSR. В лучшие свои времена предприятие выпускало по 6500 «Тарпанов» в год. Последние сделали в 1991 году, а сам завод теперь принадлежит концерну Volkswagen — там выпускают некогда популярную у нас модель Caddy.
Наверное, самый знаменитый «социалистический» автомобиль в мире — это гэдээровский Trabant с пластиковым кузовом. C 1957 по 1991 год их делали на предприятии Sachsenring Automobilwerke Zwickau. В результате широкого применения пластмассы машина весила всего 620 кг и при правильной эксплуатации была малоуязвима для коррозии. В Германии у этого автомобиля множество поклонников, существует много клубов владельцев, проводятся регулярные слеты. Попадали такие машины и к нам, но данный кадр сделан в Болгарии.
Автомобили марки Wartburg — изделия народного предприятия Automobilwerk Eisenach, а модель Wartburg 353 — самая известная у нас. Делали их с середины 1960-х до 1988 года. Дизайн, между прочим, является разработкой итальянской студии Michelotti, создавшей многие шедевры Ferrari и Maserati. На рубеже 1980—1990 годов значительное количество подержанных машин этой марки было перегнано к нам офицерами Советской армии, служившими в ГДР. Седаны Wartburg в Минске встречались регулярно, но данный конкретный кадр 2007 года — из Словакии, город Дольни-Кубин.
А вот это уже точно Минск, один из дворов по улице Одинцова. Универсалов Wartburg 353 Tourist было меньше, чем седанов, но встречались и они.
Вполне органично Wartburg 353 Tourist смотрится рядом с «восьмеркой» и древним Opel Kadett. В 1999 году на заднем плане улицы Одинцова «красные» дома пока действительно красные (сейчас уже нет), а универсам еще носит историческое наименование «Гродно» (сегодня — «Корона»). Металлическая будка Kodak удивительным образом сохранилась до наших дней: сейчас там продают овощи-фрукты и делают шаурму.
Румынскую марку Dacia сегодня все ассоциируют с моделями Logan, Sandero, Duster и концерном Renault. Но до конца 1990-х она была самостоятельной и имела собственный модельный ряд. Коммерческие Dacia Pick-Up даже пытались продавать в Минске новыми, пару лет в 1990-х существовал дилер. Сколько-то машин продали. Кадра из Беларуси нет, но есть из Болгарии.
Сегодня все это невероятная экзотика, знакомая молодому поколению лишь по картинкам. Но тогда это была вполне себе часть транспортного мира Беларуси, пусть небольшая, но заслуживающая своей строчки в истории постсоветской автомобилизации нашей страны.
Читайте также:
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by