Залог на Renault внезапно всплыл спустя два года после покупки. Минчанка боится остаться без машины и денег

26 апреля 2022 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

Залог на Renault внезапно всплыл спустя два года после покупки. Минчанка боится остаться без машины и денег

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

Первый всплеск продаж залоговых автомобилей был еще в 2017 году. Тогда проблемные машины гнали на продажу в Минск из России. В 2019-м история повторилась, но уже с залогом в наших — белорусских — банках. Схема та же: недобросовестный автовладелец берет кредит в банке, оставляя свою машину под залог, а потом перестает платить по долгам и продает авто ничего не подозревающему человеку. По закону залог переходит на нового хозяина машины. Легальный выбор невелик: или платить по кредиту, или отдавать автомобиль банку. В милиции говорят, что это не мошенничество, в судах — что покупатель мог и должен был проверить чистоту товара. В такой ситуации оказалась наша читательница Людмила. Спустя два года после покупки ей внезапно пришло письмо с требованием вернуть официально купленный и зарегистрированный Renault.

Почти новый «Логан»

Людмила привыкла ездить на авто с АКПП, поэтому искала машину именно с такой трансмиссией. В тот год, когда она задумалась о покупке, дилеры предлагали несколько подходящих ей недорогих седанов. Но, как это нередко бывает, предложения не попадали в бюджет. На кредит Людмила не рассчитывала — наши банки не сильно благосклонны к клиентам в возрасте. Пришлось смотреть на вторичке.

«Я не искала авто ни через знакомых, ни другими окольными путями. Будучи человеком далеким и от автобизнеса, и от торговли, и от юриспруденции, я боялась покупать машину с рук. Хотя первый Renault, купленный таким образом, как раз и отслужил мне верой и правдой десять лет, — говорит автовладелица. — В итоге стала искать в объявлениях. На одном из профильных сайтов попался Renault Logan c „автоматом“. Поехала на Ждановичи, седан стоял на площадке ИП-„автохауса“. Оказалось, пробег составлял всего 13 000 км, еще не закончилась гарантия. Я поинтересовалась, почему владелец продает практически новую машину, на что мне ответили, что он хочет приобрести себе другую, получше. О том, что мне вот так нагло будут продавать кота в мешке, у меня не возникло даже подозрения. При покупке я не имела никаких контактов ни с кем, кроме наемного работника ИП. Отдала 18 000 рублей. Оформление прошло как по маслу, авто зарегистрировали в МРО ГАИ без единого вопроса».

Обязаны вернуть

Два года минчанка с удовольствием каталась на Renault. Но однажды обнаружила в почтовом ящике письмо от юристов банка: «Ваше авто находится в залоге, и вы, как третье лицо, обязаны его вернуть».

Людмила попробовала поспорить с банком, но проиграла. «По логике суда, прежде чем купить машину, я могла проверить ее в реестре залогового имущества, — продолжает женщина. — Об этом реестре я только сейчас и узнала. Складывается ощущение, что мне, помимо своей основной профессии, нужно было изучить юриспруденцию, правила торговли автомобилями, Гражданский процессуальный кодекс и только после этого идти за покупкой. А специализирующийся на торговле машинами сайт, индивидуальный предприниматель, отдел регистрации ГАИ ответственности за чистоту сделки не несут. Понятно, что незнание закона не освобождает от ответственности. А что, если все-таки взвесить меру этой самой ответственности каждого из участников? Неужели я — самый главный виновник в цепочке?»

Итог судов — обратить взыскание на заложенное имущество (Renault Logan 2018 года стоимостью 25 800 рублей, принадлежащий Людмиле) в счет погашения задолженности Николая перед банком, машину — арестовать. Таким образом в истории появляется еще один герой — тот самый Николай, который и провернул продажу залогового авто.

Нет преступления

Узнав данные должника, минчанка отправилась в милицию с заявлением. Просила возбудить дело с признаками мошенничества. Показывает ответы от ОВД: «Поначалу написали, что не могут найти и опросить кредитополучателя. Потом — что между мной и им сложились „гражданско-правовые отношения“. После моего обращения в прокуратуру все же нашли должника. Он рассказал милиционерам, что взял кредит на покупку машины, получил 23 200 рублей, чуть больше 2500 доложил. Но, по его словам, вскоре после покупки ему срочно потребовались деньги для лечения внучки, и Николай без разрешения банка продал автомобиль. При этом при опросах неработающий и не состоящий в центре занятости, не получающий пенсию, не имеющий недвижимости и даже абонентских номеров мужчина заверял, что не отказывается от обязательств, обещал гасить кредит. (Как он вообще с такой анкетой мог его получить?) Правда, согласно документам, он перестал платить уже на третий месяц с момента покупки Renault. И нет данных, что выплаты возобновились».

Среди бумаг находим финал переписки с прокуратурой и ОВД: в возбуждении уголовного дела отказать — отсутствуют признаки состава преступления. Чуть подробнее об аргументах можно прочитать в постановлении пленума Верховного суда от 21 декабря 2001 года №15. Там есть такое объяснение: «При мошенничестве лицо, которому вверено имущество, само добровольно передает имущество виновному под влиянием обмана. Получение имущества под условием выполнения какого-либо обязательства может быть квалифицировано как мошенничество лишь в том случае, когда виновный еще в момент завладения этим имуществом имел цель его присвоения и не намеревался выполнить принятое обязательство». Если не удается доказать, что у человека была такая цель, а он сам в этом не признается, значит, это не мошенничество — такой вывод можно сделать из постановления.

Ситуацию назвали гражданско-правовыми отношениями.

Людмила негодует: «Оказывается, завладение чужими деньгами (сначала банка, затем моими), осознанное нарушение договора залога, умышленное сокрытие перед автохаусом данных о залоге — все это лишь мои „гражданско-правовые отношения“ с человеком, которого я никогда даже не видела».

Читательница продолжает писать в прокуратуру и другие инстанции, намереваясь добиться своей правды. Особых надежд на позитивный исход этой истории, однако, не питает: «Пока езжу на арестованном Renault, но понимаю, что в любой момент — хоть завтра — его могут забрать. А выплаченных комиссионке денег не вернуть. Но в любом случае к этой законодательной бреши надо привлекать внимание. Насколько я знаю, параллельно с моим делом в суде рассматривались еще девять таких же».


зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Сербия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Россия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, евроэтикетка: C/E/72 дБ, страна производства: Россия

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by