Любой большой карьер по добыче полезных ископаемых — он как крупный город со своими строительными, коммунальными, ремонтными, аварийно-спасательными службами. Карьер, его инфраструктуру и самосвалы, экскаваторы, работающие в нем, надо обслуживать. Видов таких задач огромное множество — в чем-то их даже больше, чем в городе. И все эти задачи, скажем так, очень специфические. Соответственно, и спецтехника для их решения крайне специфическая. Сегодня рассказываем как раз о такой.
БелАЗ — самая популярная марка карьерных самосвалов на постсоветском пространстве. Но не только самосвалов — БелАЗы в лидерах и как основа для экзотической карьерной спецтехники. Некоторые виды карьерных спецмашин проектирует и изготавливает сам БелАЗ. Но далеко не все. На шасси БелАЗов спецтехнику самого разнообразного назначения производят и сторонние предприятия.
Одна из самых серьезных проблем в глубоких карьерах — загазованность. Уже давно ее частично решают с помощью авиационных двигателей, установленных на БелАЗы. Двигатели использовались (и используются до сих пор) как реактивные, так и турбовинтовые. Задача таких машин — создать искусственный ветер. Это почти как домашний вентилятор, только циклопический.
В карьерах, помимо самих самосвалов, всегда работает много другой техники: огромные экскаваторы, буровые установки, бульдозеры. Их нужно заправлять топливом и машинным маслом. Объемы там порой настолько гигантские, что емкости нужны чуть ли не как у авиалайнеров. Посему вполне логично, что шасси БелАЗ являются основой для спецзаправщиков. Сам завод такие не делал, но делал отдельный завод в Белгороде. Сейчас к этой теме подключился Гродненский ОМЗ.
Как и любые автомобили, карьерные самосвалы периодически ломаются, останавливаются посреди дороги и, бывает, попадают в ДТП друг с другом. Чем отбуксировать карьерный самосвал в таком случае? Только специальным эвакуатором, созданным на базе аналогичного по классу самосвала. На базе своих «маленьких» машин БелАЗ делал специальные эвакуаторы еще с позднесоветских времен для собственных внутризаводских нужд. Это как раз внутризаводской экземпляр. Для карьеров такую технику строили в Белгороде и в армянском городе Капан.
В карьерах, как и в городах, есть свои ЛЭП. Провода протягивают вдоль столбов. Фонари тоже есть. Нужна техника высотного доступа. Конечно, вполне подошла бы и обычная автовышка, но в целях унификации всего парка подъемники иногда «перекидывали» с обычных грузовиков на БелАЗы.
Любимая спецмашина всех водителей БелАЗов, которые работали в карьерах, — передвижная столовая. Их серийно изготавливали Капанский АРЗ в Армении и белгородский завод «Авторемгормаш». Внутри утепленного кузова было два десятка посадочных мест и своя кухня площадью 6,4 кв. м. Между прочим, в иных хрущевках кухни были меньше. Работают такие не во всех карьерах, но во многих крупных они есть до сих пор.
А это классический пример легкого буксировщика заводской разработки — БелАЗ-74470 на базе 45-тонника. Их производят не для внутризаводских нужд, а поставляют всем желающим. Таким можно эвакуировать карьерные самосвалы грузоподъемностью 30—55 тонн.
Поливооросительные машины в карьерах используются для борьбы с пылью. Летом в карьерах, особенно угольных, самосвалы поднимают в воздух огромные клубы пыли, которая затрудняет видимость и дыхание. Вот почему технологические дороги постоянно орошают. БелАЗ-7648A — самая маленькая «поливашка» марки БелАЗ, перевозит 32 тонны воды.
БелАЗ-7648A — это уже старая версия. Это, наверное, самый популярный специализированный БелАЗ заводского изготовления. Довольно много таких произведено и поставлено в разные уголки мира — вплоть до Африки. Потому модель постоянно модернизируют. В модификации БелАЗ-76473 сзади и сверху цистерны смонтирована разветвленная система трубопроводов со специальными насадками, распыляющими воду во все стороны. Получается эдакая «я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь». Еще в карьерах такие машины регулярно наполняют резервуары водой, в том числе емкости буровых станков.
Буксировщик БелАЗ-7455B также создан на базе 45-тонника — только другого, следующего поколения, с увеличенным ресурсом. Функционал спецоборудования здесь тоже расширен.
Следующий класс спецбуксировщиков из Жодино — на базе 130-тонных самосвалов. Этот называется БелАЗ-74131. Навесное буксировочное оборудование состоит из неподвижного кронштейна с вертикальными направляющими, по которым с помощью двух гидроцилиндров перемещается подвижный кронштейн с двумя захватами. Часть подвижного кронштейна с нижним захватом поворачивается вокруг вертикальной оси на 45 градусов из крайнего левого в крайнее правое положение. В наиболее богато оснащенных версиях есть еще и дополнительное оборудование для проведения различных ремонтных работ: сварочные установки и тому подобное.
Самая большая поливальная машина, которую делает БелАЗ, называется БелАЗ-76135. Создана она на основе 130-тонника. Объем цистерны здесь составляет 112 кубометров. Вполне себе небольшое озеро! Ширина зоны полива — 60 метров. Если вам нужно осуществить «мероприятия по пылеподавлению в сложных горнотехнических условиях», то эта машина для вас. Поставки таких осуществлялись и на другие континенты, например в Марокко.
Чтобы вы могли лучше представить размеры БелАЗ-76135, вот фото с людьми рядом. Поверьте, «живьем» впечатляет еще сильнее. Когда насосы работают в полную мощность, под струю лучше не попадать.
А «умельцы» из России умудрились построить на базе 130-тонного БелАЗа пожарный автомобиль. Вполне вероятно, что это одна из самых больших пожарных машин в мире. Здесь самосвальный кузов сверху заварен и превращен в эрзац-цистерну.
По аналогии с Царь-пушкой и Царь-колоколом «Царь-эвакуатором» по праву можно назвать тягач-буксировщик БелАЗ-74306, созданный на базе карьерного самосвала БелАЗ-75306 грузоподъемностью 220 тонн. Это самый большой эвакуатор, который завод выпускает по заказам. На верхней палубе такого эвакуатора вполне можно устроить дискотеку с множеством гостей — площади позволяют.
Мы показали лишь малую толику вариантов карьерных спецмашин. Еще бывают взрывотехнические автомобили, перевозчики принадлежностей, названия которых понятны лишь отраслевым специалистам, и многое другое.
Читайте также:
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by