ВелоПетрович

Самокат не может стоить дорого? Сравнили цены на кикшеринг и такси

12 мая 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
ВелоПетрович

Самокат не может стоить дорого? Сравнили цены на кикшеринг и такси

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Разумеется, вы уже знаете, что такое кикшеринг. Задумка отличная: берешь электросамокат и катишь на нем с ветерком, хоть на работу, хоть в кафе-мороженое. Погода отличная! Видели, сколько этих самокатов в городе? Ездят все, ведь это удобно, модно и наверняка недорого. Ну сколько в самом деле может стоить прокатиться на этом двухколесном чуде? Вот мы взяли и прокатились, сравнив расценки с такси — еще одним удобным и в каком-то смысле индивидуальным способом перемещения по городу. Результаты нас удивили.

Короткая поездка до метро

Начнем с самого простого. Обычно дорога до метро из «спальника» где-нибудь на окраине города занимает некоторое время. Пешком идти полчаса, а заполненный утром транспорт ждать не хочется. Воспользуемся самокатом. Если повезет, то можно найти его совсем близко к дому, в худшем случае придется идти минут 15. Как бы там ни было, лучше начинать поиски загодя, не оставляя все на последний момент, когда для альтернативных вариантов станет уже слишком поздно.

Нам повезло: в 5 минутах ходьбы от подъезда обнаружился заряженный Eleven. Компания на рынке давно, ее работа не вызывала нареканий. Какое-то время назад они представили электросамокаты собственной разработки: с беспроводной зарядкой мобильника, но без спидометра. Выглядит такой самокат немного громоздким, но в действии не уступает моделям конкурентов — это субъективное мнение. В любом случае когда торопишься, не до рассуждений об эстетике: самокат готов, он поблизости — отлично.

К слову, возникли проблемы с привязкой карты одного из крупных банков. Сейчас времена сложные, проследите, чтобы все работало корректно.

Чтобы начать поездку, самокат нужно активировать через приложение. Затем все работает фактически по движению указательного пальца: рычаг газа приводит самокат в движение и разгоняет до допустимой скорости, под левой рукой рычаг тормоза. Если вы умеете ездить на велосипеде, у вас наверняка не возникнет проблем с равновесием. В общем, нам не кажется, что для управления этой штуковиной нужны дополнительные уроки.

Мы выезжали из «Новой Боровой». Соответственно, ближайшая станция метро — «Уручье». Маршрут простой: выездов не так много, блуждать негде, бóльшая часть пути — велодорожки лучшего или худшего качества. Добрались за 10 с половиной минут, аккуратно объезжая спешащих школьников и таких же спешащих взрослых.

Мы пользовались хронометражом от стороннего производителя. Если верить полученным по GPS данным, максимальная скорость на самокате Eleven составила 30,4 км/ч. Был на пути затяжной спуск: если где и можно было разогнаться — то там. А вот средняя скорость куда ниже — всего 16,9 км/ч. И для городского потока это вполне нормально.

Стоимость поездки — 4,15 рубля. Много это или мало?

За аналогичную поездку популярный сервис такси хочет 4,1 рубля при тарифе «Эконом» и без коэффициента. Время подачи машины — 2 минуты, прогнозируемое время в пути — 8 минут. Что же получается, кикшеринг и такси равны по цене?

Что дешевле: самокат или такси?
Самокат:

время поиска — 5 минут,
время в пути — 10,5 минуты,
расстояние — 2,92 километра,
стоимость — 4,15 рубля.

Такси:

время ожидания — 2 минуты,
время в пути — 8 минут,
расстояние — 2,97 километра,
стоимость — 4,1 рубля.

Длинная поездка по городу

А что, если не комбинировать разные виды транспорта, а использовать кикшеринг как основное средство передвижения? Задумка простая: находим самокат поближе к дому и мчимся на нем по основному маршруту буднего дня: в центр города на работу, в универ на пары — кому куда. Едва ли очень длительная поездка себя оправдает (иначе на работу придется вставать слишком рано), поэтому остановимся на чем-то среднем, до 1 часа, при условии, что самокат еще нужно разыскать.

Нам хорошо, у нас в распоряжении сразу четыре разных кикшеринга, что значительно облегчает поиск транспорта в шаговой доступности. Лояльность к какому-то одному сервису может обернуться тем, что в нужный момент двухколесного друга поблизости просто не окажется.

Изучив все варианты в «Новой Боровой», находим в 10 минутах ходьбы пару симпатичных оранжевых BusyFly, бронируем один и направляемся к нему. Сразу же можно изучить возможные тарифы: их несколько в зависимости от доступной скорости движения, также можно сделать ставку на время в пути или на расстояние либо сразу арендовать самокат на час.

Предыдущий опыт показал, что предельная для городских самокатов скорость в районе 25 км/ч совсем не кажется чрезмерной, да и мы же не на променад выезжаем, нам бы побыстрее — от этого и пляшем. Часа у нас уже тоже нет, а есть минут 50 от силы. За это время хочется доехать куда-нибудь поближе к центру, и в качестве места назначения выбираем главный корпус политеха: привет, студенты! Осталось определиться с тем, за что будем платить: за время или за расстояние. Взвесив все за и против, выбираем тариф с оплачиваемым пробегом, а в конце посчитаем, насколько это было выгодным.

Самокаты у BusyFly — это в большей степени базовая модель без излишеств, зато и смотрится более компактной, даже минималистичной. Смартфон крепить негде, но информация о скорости движения и уровне заряда батареи транспортного средства выводится на базовый экран на руле. Стартует модель, по субъективным ощущениям, бодрее конкурента, быстро набирая крейсерскую скорость — 25 км/ч. На секунду спидометр вроде бы показал 26, но это мы летели с горки, а может, и вовсе показалось.

Чувствуется, что потенциал электродвигателя сдерживается программно: самокат разгоняется слишком быстро, слишком хорошо тянет в подъем — он точно мог бы ехать быстрее, но нельзя. Оно и понятно: езда на большей скорости — это риск. К тому же система торможения — явно не сильнейшая сторона этого чуда техники: центр тяжести высоковат, колеса маловаты. В общем, едем.

Поскольку время (а в нашем случае расстояние) — это деньги, важно сразу продумать оптимальный маршрут движения. Существует не так много вариантов, чтобы выехать из Уручья на проспект, и самый очевидный никак нельзя назвать самым удобным: на развязке Независимости и МКАД нет пешеходных переходов, скорость автомобилей там высокая, поэтому перейти дорогу — всегда огромный стресс. Мы поедем по улице Всехсвятской, свернем на Калиновского, а оттуда — на проспект в районе станции метро «Восток». Да, чуть дольше, зато безопаснее.

Самокат безупречно катится по гладкой велодорожке, а вот на повидавшем виды тротуаре нас начинает штормить. Каждый стык, каждая выбоина чувствительно отдается в запястьях. Стараемся чуть согнуть колени, чтобы не пробивало и в них. Колеса-малютки просто не способны отрабатывать неровности, и чем выше скорость, тем больше дискомфорта.

На узком тротуаре обнаруживается еще одна проблема: пешеходы. В любом случае приходится сбавлять скорость, иногда голосом просить уступить дорогу, иногда самому съезжать в сторону: а там ухабы, кочки — в общем, ужас. Добрый совет: старайтесь прокладывать маршрут по проспектам и улицам с широким тротуаром — ехать будет проще и приятнее.

По дороге подмечаем еще один нюанс. Знаете перекресток проспекта и улицы Волгоградской, в районе станции метро «Московская»? Там подземный пешеходный переход. С самокатом это очень неудобно. Во-первых, не везде есть пандус, во-вторых, самокат тяжеловат, и катить его сложновато. Подгазовывать при этом опасно: он норовит уехать сам по себе — шустрый какой! Короче, двинули мы на наземный переход на Волгоградской — невелико промедление, а все же проблемой меньше.

Мало помалу, объезжая пешеходов и нетерпеливо ожидая на светофорах, мы добрались-таки до точки назначения. Недалеко от политеха, кстати, увидели много самокатов — значит, все правильно рассчитали, среди студенчества транспорт популярный. Что там на часах? 40 минут — рекордов мы не устанавливали. Итого к оплате: 9 рублей 45 копеек за проделанные 9,22 километра. Можно было смело выбирать часовой тариф — он всего на полрубля дороже. Выходит, прокололись, сделав ставку на расстояние? При выборе минутного тарифа (41 минута по 23 копейки каждая) отдали бы 9,43 рубля — те же яйца, только в профиль. Получается, чуть больше 9 рублей — это нормальная цена за такой маршрут?

Для справки: мониторинг, который мы вели с помощью стороннего приложения и GPS, показал, что максимальная скорость за эту поездку составила 26,9 км/ч в моменте. А вот средняя — меньше 14 км/ч: это все наши промедления из-за пешеходов, неидеальной дороги и светофоров.

Момент истины: а сколько бы вышло на такси? Популярное приложение готово предоставить автомобиль с водителем всего за 6,7 рубля по тарифу «Эконом». Это без коэффициента. На ожидание машины просят 3 минуты, на саму поездку — 14. Согласны, маршрут такси был прямее, но всего на полкилометра. Да, роль пассажира куда пассивнее, в машине может быть душно или неприятная музыка. Но самокат оказывается дороже полноценного такси примерно на 30% — есть о чем задуматься.

Что дешевле: самокат или такси?
Самокат:

время поиска — 10 минут,
время в пути — 41 минута,
расстояние — 9,22 километра,
стоимость — 9,45 рубля.

Такси:

время ожидания — 3 минуты,
время в пути — 14 минут,
расстояние — 8,8 километра,
стоимость — 6,7 рубля.

По делам

Ладно, у кикшеринга есть свои сильные стороны. Что, если у нас есть дела в одной части города и мы не хотим терять время на пешие прогулки, а транспорта ждать долго? Скажем, наш условный студент задумал съездить в магазин возле Комаровки, затем внести плату за телефон, купленный в кредит (отделение банка расположено неподалеку, на улице Сурганова), а после этого перекусить в «Маке» на площади Бангалор просто потому, что «Мак» у нас еще есть. Что может быть лучше самоката, чтобы за короткое время осуществить этот план?

Пару слов о поисках самоката. Обычно все просто: вы видите точку на карте в приложении, идете туда и находите то, что искали. Но случается, что карта и точка есть, но «сокровища» в конце пути нет. То ли карта просроченная, то ли уставшие глаза не видят самоката, стоящего посреди улицы, то ли кто-то постарался его спрятать — бывали в прошлом такие «приколисты». Для примера: приложение на полном серьезе уверяло нас, что забронированный самокат находится прямо здесь, напротив кинотеатра «Октябрь». Обыскав все, мы пришли к выводу, что он спрятался от солнечных лучей в клумбе — больше ему деваться было некуда. Проверять не рискнули.

Но случается, что самокат и искать не надо: только подумаешь, а он уже тут как тут. И условный студент из нашей легенды был рад наткнуться на целый двухколесный парк у ворот универа — выбирай, что хочешь. Хотим разнообразия, поэтому начинаем поездку на синем Jet. Сервис в Минске второй год, вот и посмотрим, как освоился.

Снова нам дают несколько возможных тарифов на выбор, но мы пока не собираемся становиться постоянными пользователями, да и на длительную поездку не нацеливаемся. Поэтому выбираем поминутную тарификацию и отправляемся в путь. Задумка в том, чтобы, отправляясь в магазин, банк или ресторан, не менять самокат всякий раз, а ставить свое транспортное средство на паузу, гарантируя, что его никто не перехватит.

Из плюсов: это действительно работает. Передвижение на самокате в таком режиме, пожалуй, быстрее любого другого очевидного варианта. В считанные минуты доезжаем до Комаровки и той самой велодорожки на проезжей части. Еще несколько мгновений, и мы на месте: самокат ожидает, пока мы сходим за покупками, после чего поездка возобновляется. Перемещаемся на улицу Сурганова, идем в банк. С сочувствием наблюдаем за водителями, которые отчаянно пытаются найти место на парковке. Несуществующая проблема для тех, кто на самокате. Еще несколько минут, и мы уже идем за бургерами, завершив поездку.

Минусы, увы, тоже есть. Передвижение по тесным тротуарам в оживленное время — это своего рода мучение. Разогнаться не удается, пешеходы не торопятся уступить дорогу ни при звуке сигнала, ни после озвученной просьбы. Многие и вовсе пугаются без особой причины, но от хаотичных движений беспорядка только прибавляется. И еще одно больное место для любого самокатчика — бордюры. Если они занижены, можно штурмовать их не слезая с самоката, но тряхнет ощутимо — имейте в виду. Если бордюр высокий, не думайте брать его с наскока: посмотрите на малюсенькие колеса своего транспорта и не будьте опрометчивы. Приходится останавливаться и затаскивать самокат на бордюр. Именно затаскивать: он слишком тяжелый, чтобы легко его поднять, и слишком приземистый, чтобы спокойно заскочить на препятствие — днище обязательно ударится, будет неприятно. Ну и наконец, уходя в магазин, имейте в виду, что без рюкзака много вы с собой не увезете. Объемный пакет сильно затрудняет управление электросамокатом — это чрезмерный риск.

У Jet стандартные самокаты, мы не нашли существенных отличий от тех, которые используют конкуренты из BusyFly. Тот же бодрый разгон и «ступор» на отметке 24 км/ч. Медленно. Безопасно.

Давайте подбивать кассу. В общей сложности поездка заняла у нас почти 28 минут с учетом времени на паузе. При этом расстояние — 3,89 километра. Страшно подумать, сколько бы мы провозились, рискнув обойти все пешком. Плата за сэкономленное время — 8,84 рубля.

С такси расчеты будут сложнее, к тому же они не смогут претендовать на полное соответствие условиям. Вы можете попросить таксиста, чтобы он подождал вас у магазина или банка, но в центре города это сделать затруднительно при всем желании: стоянка или запрещена, или для нее просто нет свободного места. В общем, надежнее вызывать такси и завершать поездку всякий раз, когда удаляетесь по делам. Недешево, но что поделать. Давайте считать: 3,9 рубля за дорогу от главного корпуса БНТУ до магазина на улице Веры Хоружей (4 минуты на ожидание и столько же на поездку), затем банк на Сурганова — еще 3,9 рубля (около 10 минут на ожидание и дорогу), после чего заезд в ресторан и снова 3,9 рубля (около 7 минут). Три поездки по минимальному тарифу — 11,7 рубля, и вряд ли на все уйдет меньше 25 минут. Такси проигрывает этот раунд!

Что дешевле: самокат или такси?
Самокат:

время поиска — 1 минута,
время в пути — 28 минут,
расстояние — 3,89 километра,
стоимость — 8,84 рубля.

Такси:

время ожидания (общее) — 12 минут,
время в пути (общее) — 13 минут,
расстояние (общее) — 4,5 километра,
стоимость (общая) — 11,7 рубля.

А вечером — в кино

Чтобы разобраться, планируем еще одну поездку. Допустим, наш студент после плотного обеда решил съездить в кино — ну а куда же еще? Что сейчас показывают из новинок? Отправляемся в большой комплекс, расположенный у станции метро «Восток». И для этого прибегаем к услугам «Колобайка»: сервис работает в столице давно, начинал когда-то с велосипедов, но имеет в парке и электросамокаты. Они отличаются от тех, на которых мы ездили прежде, — интересно попробовать. Тем более вариант нашелся совсем рядом с нашей локацией, всего в двух минутах ходьбы.

Самая заметная особенность в функционале приложения — возможность самому определять диапазон скорости своего самоката: от низкой до высокой. Хотелось верить, что на максималках полетим по-настоящему быстро. Но и здесь совершенно справедливо во главу угла были поставлены соображения безопасности, и сколько бы там этот самокат ни выдавал в действительности, в быстром режиме поедет он все с той же скоростью около 25 км/ч. Опытным путем проверили другие режимы: средний — это где-то 16 км/ч, низкий — не более 13 км/ч. Наверное, если берете самокат для развлечения ребенка, снижение скорости будет иметь смысл.

Но мы хотели проверить, насколько быстро и насколько выгодно сможем добраться до пункта назначения, поэтому ехали так быстро, как могли, соблюдая все меры предосторожности. На этот раз никаких компромиссных маршрутов: выезжаем на проспект и дальше мчимся по широкому тротуару, где пешеходы даже в пиковое время не создают больших помех.

С нашим субъективизмом не удалось отыскать существенных различий в ходовых качествах самокатов всех четырех сервисов. Они в одинаковой степени хорошо разгоняются, в одинаковой степени сдерживаются на отметке 25 км/ч, на них одинаково некомфортно на неровностях дорожного полотна. Технических проблем также не возникло: самокаты исправны, они едут, они тормозят — видно, что за ними следят.

В итоге на маршрут от площади Бангалор до «Востока» мы потратили немногим более 20 минут. И едва ли кто-то на этом самокате проедет заметно быстрее. Что по деньгам? Приложение снимает с банковского счета 6,28 рубля. Можно было бы сходить в кино, но мы ведь не за этим сюда приехали. Чем ответит такси? 5,7 рубля за тот же маршрут!

Что дешевле: самокат или такси?
Самокат:

время поиска — 2 минуты,
время в пути — 21,35 минуты,
расстояние — 5,44 километра,
стоимость — 6,28 рубля.

Такси:

время ожидания — 2 минуты,
время в пути — 14 минут,
расстояние — 5,51 километра,
стоимость — 5,7 рубля.


Для нас было сюрпризом обнаружить, что в большинстве случаев такси в Минске окажется выгоднее кикшеринга. Подчеркиваем: мы моделировали ситуации, когда самокат использовался именно как транспортное средство. Когда решим оценить его развлекательную функцию, будем сравнивать кикшеринг с аттракционами.

Кажется, сейчас на уме у всех один и тот же вопрос. Таксисты формулируют его по-своему: не слишком ли дешево оценивается их работа? Все остальные спрашивают: не слишком ли дорого в Минске прокатиться на самокате?


Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, передний привод, колеса 8.5"/8.5", вес 12.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 130 кг), до 40 км/ч, мощность 500 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 10 А·ч, задний привод, колеса 12"/12", вес 21 кг
взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 35 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, передний привод, колеса 8"/8", вес 12 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 65 км, аккумулятор 15.3 А·ч, задний привод, колеса 10"/10", вес 19.1 кг

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by