Транспортная инспекция приехала к таксистам с вокзала. И какой результат?

02 июня 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Транспортная инспекция приехала к таксистам с вокзала. И какой результат?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Такси сегодня — одна из самых насыщенных и неоднородных сфер деятельности. С одной стороны, давно говорят о том, что таксиcтов-профессионалов осталось мало. За рулем много молодежи и тех, кто не придает этому занятию серьезного значения: поработал немного и забыл. С другой стороны, такси для многих является доступным вариантом заработка. Ситуация в мире меняется, у кого-то рухнул бизнес, кто-то остался без работы, а такси востребовано, им сегодня пользуются куда чаще, чем лет десять назад. Мы много слышали об этой работе: от тех, кто возит, и от тех, кого возят. А сейчас взглянули на нее с другого ракурса. О чем говорят таксисты, когда появляется машина Транспортной инспекции?

Вокзал. Куда все уехали?

У вокзала по утрам людно. Кажется, пятачок для такси снова перекроили — в который уже раз? На пятачке машины: разные, к вам на вызов такие давно не приезжали. Рядом с машинами — мужчины. Смотрят оценивающе, но не подходят. Ты не их человек: уставился в телефон, ходишь-бродишь. А они ждут клиента: того, кто с чемоданами, кому надо срочно. Клиент приходит сам, иногда его выдергивают из толпы, которую всасывает подземка. Мужчины у вокзала суровы. Они наверняка знают себе цену, поэтому не станут ездить целый день по городу, выполняя по тридцать заказов. Но свою кассу, очевидно, имеют.

И тут появляется автомобиль Транспортной инспекции. Со стороны мы наблюдали удивительную картину: в течение полуминуты парковка освободилась полностью. Все вдруг заторопились, вспомнили про неотложные дела и уехали. Девушка с чемоданом так и осталась стоять на бордюре в растерянности — прийти бы ей на минуту раньше.

— Что же вы всех распугали? — спрашиваем инспекторов.

— Разве? Не переживайте, приедут еще.

На самом деле один автомобиль на парковке остался: черный Volkswagen с брестскими номерами. Но в нем никого. Водитель только что убежал в переход — наверное, воды купить. Он вернется позже, когда инспекторы будут заняты другими машинами, и тоже уедет.

Сотрудники инспекции были правы: на пятачке быстро появляются новые такси. Эти не стоят: кого-то привозят, кого-то увозят. Теперь здесь не парковка до востребования, а kiss and fly — зона посадки и высадки. Наша девушка с чемоданом в растерянности. Водители почему-то не хотят ее везти, говорят о каком-то приложении. Один вроде оказался полюбезнее: без слов открыл багажник, загрузил чемодан.

— Девушка, это не ваша машина, это я заказывала, — кричит женщина, бегущая со стороны вокзала.

Любезный таксист в растерянности: он выгружает один чемодан, загружает другой. Девушка так и вовсе готова вернуться к поездам: столица неприветлива, еще и дождь.

Беспредел

В какой-то момент откуда-то с тротуара сваливается грузовичок. Он цепляет знак на въезде, разворачивает его кузовом и, не смущаясь, уходит через встречную в направлении улицы Клары Цеткин.

— Это что такое было?

— Спокойно. Вы же сфотографировали его? Сейчас сообщим в ГАИ — там разберутся.

Такси Taxi

Наконец-то на стоянке появляется кто-то из местных: Hyundai Sonata спокойно въезжает, паркуется. Плафон есть, желтые полосы тоже есть. Улыбаясь, водитель передает инспектору документы по списку. Разумеется, к нему нет особых вопросов, иначе зачем бы ему сюда приезжать? Есть таксометр, кассовый аппарат, курсы водителя такси пройдены, страховка тоже в порядке.

— Наверное, у водителей, которые работают «от борта», с документами всегда все в порядке?

— Нет, конечно. Но здесь, у вокзала, зачастую так работают одни и те же водители. К некоторым действительно вопросы возникают пореже. В конце концов, не так сложно выполнить все необходимые требования, особенно если давно в профессии и уходить не собираешься. Но мы потом отъедем с вами подальше, к автовокзалу — там увидите тех, кто никаких норм не соблюдает.

И все же многие косо поглядывают на стоянку такси у вокзала. Мы слышали немало историй, как поездка «от борта» стоила пассажиру дорого. Недавний случай: отсюда до метро «Восток» кто-то отвез бабушку за 40 рублей, при том что средняя цена — рублей 10—15. Налоговая проводит собственное разбирательство, хотя случай не уникальный, да и сумма не рекордная.

— Если водитель оказывает услугу как самостоятельный перевозчик, то он вправе формировать собственные тарифы. Другое дело, что пассажир должен об этих тарифах знать: в обязательном порядке соответствующая информация должна располагаться в автомобиле на видном месте. Кроме того, должен работать таксометр, а по окончании поездки водитель обязан выдать чек, — указывают инспекторы.

Совет простой: спрашивать заранее о стоимости поездки и не вестись на фразу «Договоримся», а требовать точные расценки. Случалось, что у водителя в таксометре вбит тариф по 5 рублей за 1 км — вот и посчитаете, хватит ли вам денег на такую поездку? При этом если все требования соблюдены, то и нарушения никакого нет: пункт 159 постановления Совета министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах автоперевозок пассажиров» определяет, что размер платы за посадку устанавливается автомобильным перевозчиком исходя из его затрат, связанных с выполнением посадки и высадки пассажиров, укладки и выгрузки багажа и ручной клади.

Тропа не зарастает

Начитавшись историй о заоблачных ценах на такси, кажется, что никто не захочет так рисковать, тем более что хватает служб и агрегаторов, которые назовут стоимость поездки заранее. Но не была бы стоянка у вокзала занята одними и теми же машинами, если бы на них не было спроса. Хотите проверим?

Инспекторы как раз заняты таксистом, у которого не оказалось при себе водительского удостоверения. Говорит, меняет его на новое, но никакого подтверждения предоставить не может. Проверить это могут сотрудники ГАИ — у них есть доступ к соответствующей базе. Поэтому Транспортная инспекция и этот водитель уезжают на контроль, а мы остаемся на Привокзальной площади, чтобы понаблюдать за обстановкой.

Не прошло и 5 минут с момента отъезда служебного автомобиля, как стоянка такси заполнилась машинами в режиме ожидания. Водители, переговариваясь, привычно занимали свои места, кто-то прямо на месте устанавливал на кузов желтые магниты.

Им, конечно, приходится ждать своего клиента. Но рано или поздно он обязательно находится. Люди подходят и после короткого диалога с водителем садятся в машину. Некоторые даже не спрашивают о цене, только называют конечный адрес. Другие уточняют: «За сколько?» — и верят на слово или готовы ехать по таксометру. В этом нет ничего нового или необычного, еще недавно таким и было такси в городе. Агрегаторы расширили рынок и увели пассажиров, но не оставили без работы тех водителей, кто работает как раньше.

Как должно выглядеть такси?

В соответствии с Правилами автомобильных перевозок пассажиров, такси должно быть окрашено в желтый цвет или иметь по всей длине на боковых поверхностях полосу желтого цвета, а также иметь композицию из квадратов черного цвета, расположенных в шахматном порядке. На крыше должен быть размещен опознавательный фонарь оранжевого цвета. На правую и левую передние двери такого автомобиля наносится краткое наименование (фамилия и инициалы) перевозчика, учетный номер плательщика.

В салоне такси на видном для пассажира месте должна быть размещена информационная табличка, содержащая наименование и телефон диспетчера, а также табличка, на которой указываются все используемые перевозчиком тарифы для данного автомобиля.

«Сегодня я поработал, завтра могу не работать»

Транспортная инспекция прибегает к различным способам контроля, для этого не обязательно стоять на месте и ждать тех, кто не побоится проехать мимо.

Многие водители используют для посадки и высадки пассажиров остановку общественного транспорта, расположенную напротив центральных дверей вокзала. Уж как с этим боролись: и полосу отгораживали, и ГАИ здесь дежурила постоянно — проблема не решалась. Сейчас в выделенной полосе для общественного транспорта работают камеры фотофиксации, висят знаки «Остановка запрещена». Хотя все равно находятся те, кто действует по-своему.

Ближе к торговому центру и автовокзалу действительно видим тех, о ком говорили инспекторы. Автомобили с невнятными обозначениями, часто на транзитных номерах, с включенной «аварийкой» ожидают клиентов у края дороги. При виде машины с проблесковыми маячками они тут же отъезжают, но нет сомнений, что вскоре вернутся. Для кого-то это постоянное рабочее место. Например, старый Mercedes с плафоном и транзитами здесь можно увидеть чуть ли не каждый день.

А вот темный Renault Sandero почему-то никуда от нас не сбегает.

— Водитель, вы знаете, что здесь запрещена остановка? — строго спрашивает инспектор через окно.

— А я такси! — добродушно отвечает мужчина за рулем.

— Ах вот оно что...

Честность, конечно, подкупает, но водителя все равно просят отъехать на расположенную неподалеку стоянку.

— Камеры не пугают? — продолжает опрос инспектор.

— Я же не ехал по полосе, я в ней стоял. Это когда едешь, они фотографируют.

— При чем тут едешь — не едешь? Они фотографируют, когда стоишь долго — здесь это запрещено.

Водитель пожимает плечами, не верит.

В такси он месяц. Работает на своем автомобиле, внешний вид которого, впрочем, не претерпел никаких изменений.

— Вы знаете, как должно быть оформлено такси? Желтые полосы, плафон...

— Да нет! Мне знакомый рассказывал, что можно работать и без этого. Тут такая система, сейчас я вам покажу, — участливо включается водитель.

Он достает смартфон, в котором показывает популярное приложение для работы с пассажирами:

— Видите? За оформление машины дают очки рейтинга. У меня машина не оформлена — очков нет. Жалко, конечно, но пока работаю так.

— При чем тут этот рейтинг? Про законы Республики Беларусь вы слышали?

Оказывается, не слышал. Таксометра тоже нет, хотя водитель не скрывает, что возит и за наличку. Он вообще поразительно честный, этот водитель.

С перевозчиком у него заключен договор подряда. Даже видел работодателя в глаза — не смейтесь, это не всегда бывает. Вот медика и механика таксист перед выходом на смену не видел — это плохо.

— Мне деньги очень нужны — семья. А я как раз недавно уволился. В такси можно хоть что-то заработать.

— Правда? А вот говорят, что сейчас тут вообще ничего не платят, — замечает инспектор.

— Ну раз на раз... Днем так себе, хотя от рейтинга многое зависит. Я себе детское кресло поставил — за это бонусы. Вот в пятницу и выходные что-то можно заработать на повышенном спросе. Днем люди в гости ездят, по вечерам — тусовщики. Самое главное, что у меня график удобный, можно решать какие-то семейные вопросы в течение дня, — делится собеседник.

Он не проходил обязательные курсы водителей такси, а о большинстве требований, похоже, и вправду слышит впервые. Для первого раза все заканчивается предупреждением, но не устным, а письменным, с направлением акта работодателю. Все недочеты должны быть устранены, иначе в следующий раз меры будут строже.

— Часто ловите таких, как я?

— Да через одного.

— Вот-вот, в городе таких миллион. Для людей это подработка: сегодня я поработал, завтра могу не работать, — очень откровенный попался водитель.

«Там люди вчерную работают»

Меняем локацию. У вокзала можно провести весь день, но такси ездят по всему городу, и хочется видеть картину целиком. Улица Интернациональная, где только-только ввели одностороннее движение. Порядка здесь стало больше, а вот пространства — нет. И чтобы высадить пассажира, водителю приходится ой как постараться.

Находим такси: водитель приехал на вызов, ждет клиента. На бортах ничего, хотя плафон есть.

— Вы знаете, как должно быть оформлено такси? — традиционный вопрос инспекторов.

— А у меня есть магниты, я их в багажнике вожу, — успокаивает молодой человек. — Хотите, повешу?

Вешает. Обычно водители не любят это делать на собственных авто: наклейки оставляют следы, а магниты могут поцарапать покрытие, да и при дожде легко потерять их. Но в этом случае Nissan арендный, водитель быстро приводит внешний вид в порядок. Оказывается, это вполне традиционное такси, одно из старейших в Минске.

— Я с агрегаторами не сотрудничаю, там люди вчерную работают, а процент высокий, — говорит парень. — Мне больше нравится работать чисто, чтобы потом не было проблем.

Совсем без проблем не получается: техосмотр у автомобиля не пройден, хотя тут вопросы скорее к владельцу транспортного средства, а не к наемному работнику, поэтому он и получит предписание на устранение.

— Удается в такси что-то заработать?

— Я два года в профессии. В последнее время было сложно, вот только-только люди начали оживать, снова выходить на улицу. Да, многие клиенты ушли к конкуренту — люди смотрят в первую очередь на цену. И да, хороших водителей везде хватает. Но я слышал от людей и другие истории. Думаю, у нас подход все же построже. Никаких переработок: через 8 часов программа у меня отключается — смена закончена. Проверки серьезные. Как-то раз я отказался вести клиента — он был пьяный. На следующий день от него поступила жалоба, и служба меня отключила до выяснения обстоятельств. Звонили, опрашивали, — рассказал собеседник.

Подходит его встревоженный пассажир:

— Ой, у вас все нормально?

— Да-да, просто проверили. Я же могу ехать? — спрашивает у инспекторов.

Ехать может, а техосмотр все-таки нужно пройти. Тем более подход строже.

«Покажите мне ПДД»

Сотрудники инспекции едут по городу, рассматривают автомобили вокруг.

— Впереди две машины и обе такси, хоть и без обозначений, — уверены инспекторы. — Их несложно вычислить: водители явно едут по навигаторам, пассажир сидит сзади. Еще один характерный признак сейчас — пассажир в маске, а водитель без или наоборот.

На улице Кульман тоже всегда оживленно. Останавливаем желтую Skoda с фирменной оклейкой.

— Надо же, желтое такси! Большая редкость по нынешним временам, — улыбается инспектор.

А вот водитель не улыбается. Приоткрывает окно, смотрит напряженно.

— Почему вы не пристегнуты? — спрашивает проверяющий.

— Не люблю.

— А штраф платить любите?

— Легко!

На заднем сиденье двое: женщина с девочкой. Тоже не пристегнуты, удерживающего устройства нет.

— Как будто у вас детей нет и вы их не возите. Что делать, если надо ехать? — нервничает водитель.

— А безопасность? А если ДТП случится?

— А если не случится? Может, мне вообще теперь не ездить — а если ДТП?

Разговор не клеится, а тут еще мужчина заявляет, что не работает в такси. Навигатор — для удобства, машину взял в аренду, а пассажиры — родственники. Все это можно проверить, конечно, любопытно другое. Спросили пассажиров, вызывали ли они такси. Женщина ответила, что не вызывала, а попросила знакомого подвезти ее с дочкой на английский. Не родственника — знакомого.

— А как зовут вашего знакомого? — уточняет инспектор.

— Откуда я знаю? Он мой сосед!

Выходит, женщина с ребенком в будний день обратилась к какому-то соседу, имя которого ей не известно, чтобы тот на случайно арендованном для личных нужд автомобиле отвез ее на английский.

— Что вы хотите, чтобы мы под дождем шли? Мы опаздываем! — нервничает пассажирка.

Она выскакивает из машины, забирает ребенка и уходит куда-то пешком. Кажется, на такси было бы быстрее.

— Правила нужно соблюдать, с этим вы согласны? — спрашивает инспектор.

— Конечно нужно. А что я не соблюдаю?

— Да вот хотя бы ремень не пристегнут.

— Где он не пристегнут? Пристегнут!

Водитель показывает ремень безопасности. Он действительно проведен у мужчины за спиной и защелкнут в замке. Уверены, что вам тоже встречались такие водители. Некоторые предпочитают специальные заглушки — можно найти весьма оригинальные, с надписью «Спаси и сохрани». Возможно, помогает, хотя мы рекомендуем все же использовать ремень как полагается.

— Покажите мне, где в правилах написано, что я обязан пристегиваться? — упорствует водитель.

Это он, конечно, горячится. В пункте 9.5 ПДД указано, что водитель обязан быть пристегнутым и не перевозить пассажиров с непристегнутыми ремнями безопасности при движении в механическом транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности. Для водителей такси при движении в населенном пункте сделано исключение, но мы же помним, что это не такси. Выходит, нужно было пристегиваться.

— Да я 35 лет за рулем, — эмоционально заявил водитель.

Разговор быстро терял всякий смысл. Информация о допущенных им нарушениях была передана в ГАИ.

 — Многие водители такси, особенно если едут за наличку, говорят при проверке, что это не такси, а пассажир — их родственник, брат, сват, сын маминой подруги, — комментируют сотрудники инспекции.

Рекомендации пассажирам

Напоследок Транспортная инспекция дала несколько рекомендаций пассажирам такси.

  1. При вызове такси через приложение или диспетчера всегда сверяйте данные о машине и водителе. Случалось, что изначально был указан один водитель, а приезжал другой. Приложение утверждает, что вас повезет Игорь, а приезжает Руслан — это повод для подозрений. Известны случаи, когда по тому же принципу пассажир ожидал женщину-водителя, а приезжал мужчина.
  2. Если едете за наличные — обязательно требуйте чек. Также необходимо учитывать, что показания таксометра первичны перед данными в мобильном приложении. Если приложение оценивает поездку в 5 рублей, а на таксометре 15 рублей и водитель дает чек — придется платить 15 рублей. А вот если при оплате наличными чека нет, то нет и подтверждения оказанной услуги, соответственно, ее можно не оплачивать. Кстати, у водителей есть возможность вносить в данные таксометра договорную цену, чтобы избежать разницы в расчетах.
  3. Перед началом поездки обязательно ознакомьтесь с действующими тарифами.

Взгляд из окна такси

В конце концов садимся в такси. И у пассажира, конечно же, свой взгляд на многие вещи. Пассажиру зачастую все равно, как выглядит автомобиль, лишь бы он был в хорошем состоянии, а внутри было опрятно. Шашечки, полосы и плафоны — когда-то это было важно, чтобы скорее найти такси на улице, но сегодня норма выглядит устаревшей.

Пассажиру важно, чтобы ему оказывали услугу за оговоренную плату. Отказ от поездки, которая кажется неудобной или невыгодной водителю, это плохо, и не пассажир в ответе за то, сколько зарабатывает водитель.

В то же время как-то не хочется садиться в такси и не знать, сколько с тебя попросят в конечной точке. Все эти «договоримся», «по счетчику», «не обижу» — во-первых, будто из прошлой жизни, а во-вторых, зачастую плохо заканчиваются. И если цену формирует рынок и предприниматели могут сами определять стоимость своих усилий, то почему бы не сделать так, чтобы пассажир знал ее заранее, а уж затем выбирал то предложение, которое кажется ему оптимальным. У каждой уважающей себя службы или сервиса давно есть опция предварительного расчета стоимости поездки. Может, и всех остальных подключить к чему-то подобному?

Пассажир хочет чувствовать себя защищенным. Поэтому как-то тревожно знать, что не у всех водителей оформлена страховка, что кто-то из водителей перерабатывает и может приехать уставшим либо вообще не имеет права работать в такси и ездит по чужому аккаунту.

С пассажирского места кажется, что требования к такси действительно пора пересмотреть и осовременить, чтобы затем добиваться их неукоснительного соблюдения.


Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by