11 июня 2022 в 15:30
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Александр Ружечка, Дмитрий Гладкий

Техника на «БелАгро-2022». Европейцы ушли, российские и белорусские производители пытаются замещать

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Александр Ружечка, Дмитрий Гладкий

Мало кто об этом задумывается, но «БелАгро» на протяжении более чем четверти века — главная техническая выставка нашей страны. По обилию и стоимости представленных экспонатов она обгоняла любой минский международный автосалон с лихвой. Но нынешний год — не такой, как все предыдущие. Изменилось ли что-нибудь в области представленной техники?

Спойлер: изменилось. От былого богатства новенькой сверкающей ультрапередовой импортной сельхозтехники не осталось и следа. Конечно, какие-то единичные машины дилеры привезли. Но это именно единичные образцы, которые чудом остались на складах или были доставлены на выставку из хозяйств, купивших их «в прошлой реальности». На кадре ниже — чуть ли не весь «импортный раздел». А когда-то тракторов, комбайнов и навесных орудий всех ведущих мировых марок на «БелАгро» показывали десятками (если не сотнями) экземпляров.

В 2022 году, например, импортных зерноуборочных комбайнов не показали вообще ни одного. Такого прежде не было никогда. Но кое-что любопытное обнаружить все-таки удалось.

Тракторы

Когда-то «в прошлой жизни», буквально в минувшем году, на «БелАгро» можно было увидеть уйму тяжелых тракторов чуть ли не всех ведущих мировых марок. Сейчас из мировых грандов не было почти никого и бал правил «Ростсельмаш». Он тоже, кстати, вполне себе мировой гранд. Владельцем канадского производителя тракторов Buhler Industries Inc., выпускавшего широкую линейку тракторов под брендом Versatile, «Ростсельмаш» стал еще в 2007 году. Вместе с этим к нему перешли все права на техническую документацию и патенты Versatile — известного в Северной Америке производителя тракторов. Конструкторы «Ростсельмаша» многое изменили и доработали в канадских машинах.

Трактор RSM 2375 стал одним из хитов российского рынка. Конечно, почти во всем это разработка Buhler Industries, но и труд инженеров из Ростова-на-Дону тут тоже есть. Сборка — российская. Все тракторы серии RSM 2000 — это полноприводные шарнирно-сочлененные сельскохозяйственные тягачи, предназначенные для выполнения любых полевых работ. На эти тракторы ставят 6-цилиндровые турбированные двигатели Cummins QSM 11 мощностью 433 л. с., которые заслужили репутацию высоконадежных, выносливых и долговечных. Сейчас, конечно, этим двигателям ищут замену.

Главной же премьерой выставки можно назвать вот эту машину — многофункциональное мобильное энергетическое средство MS450 производства завода «Гомсельмаш». Это нечто среднее между трактором и комбайном, но ближе к трактору. Мощность двигателя — 430 л. с., но какой именно мотор применен, не говорят. Пока это опытный образец.

Главным шоу-стоппером стенда МТЗ был трактор-беспилотник, но интересна и другая новинка. Минское предприятие помимо общеизвестных моделей делает уйму специфических модификаций, не известных широкой публике, — всякие хлопководческие, рисоводческие, крутосклонные и т. п. тракторы. Belarus 920P — как раз рисоводческая версия. А Belarus 920P.4 — высококлиренсная модификация на базе рисоводческой. Предназначена для возделывания высокостебельных культур и работы с прицепными опрыскивателями. Отсюда и необычные колеса.

Такой бизнес, как капремонт старых тракторов и их «восстановление», существует в Беларуси давно. Древней технике меняют все вплоть до кабины. Одна из компаний, которая этим занимается, — «Белагросервис». Этот МТЗ-82.1 2009 года выпуска теперь «как новый», но стоит дешевле нового. Хотя «восемьдесят двойка» и так самая бюджетная и популярная машина в своем сегменте, абсолютная классика МТЗ.

Агроспецтехника

В сельском хозяйстве используется уйма разнообразной спецтехники, непривычной горожанину. Но техника для работы со льном — экзотика и для сельских жителей. Название этого «пепелаца» — «пресс-подборщик лент льна самоходный ПЛС-1». Строит такие республиканское унитарное предприятие «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по механизации сельского хозяйства». Делают их вручную. Почти как Rolls-Royce.

Прежде на «БелАгро» всегда было много интереснейших импортных самоходных опрыскивателей. В этом году — очень мало. Бал в этом сегменте правила российская техника. Самоходные опрыскиватели-разбрасыватели «Туман» производства самарского ООО «Пегас-Агро» — новинка белорусского рынка сельскохозяйственной техники. Их к нам завозят только с прошлого года. Самара, где производятся машины семейства «Туман», — авиастроительный город. И учредители «Пегас-Агро» — люди, связанные с авиацией. История «Пегас-Агро» начиналась как раз с авиахимобработки сельхозугодий. В компании с 1998 года собственными силами создавали оборудование именно для этих целей. Да-да, и летательные аппараты (легкие самолеты и вертолеты) предприятие тоже строило само. Весь учредительский состав — это летчики. Главный конструктор — тоже летчик. Есть несколько серий таких машин. Вероятно, теперь их присутствие на белорусском рынке существенно вырастет.

Неприметный микротрактор

На эту неприметную машину в дальнем углу выставки вряд ли кто-то обращал большое внимание. Но предложение Гомельского мотороремонтного завода по-своему интересно. Речь об «адаптерах управления» к китайским мотокультиваторам.

«Адаптер» — термин довольно размытый и многогранный, поэтому гомельское изделие скорее следовало бы назвать «водительским модулем», чтобы точнее передать смысл механизма. Грубо говоря, это модуль с рулем и сиденьем, который стыкуется с мотокультиватором. Получается некое подобие мини-трактора.

Самых разных китайских мотокультиваторов на белорусском рынке представлено немало. К ним есть вопросы, далеко не во всем они хороши, но относительно дешевы. Именно поэтому у частников их много. Сами китайцы адаптеры к своей технике, как ни странно, не делают. На выставке стоял экземпляр №26. Значит, как минимум четверть сотни таких приспособлений отправились к владельцам.

Дух агрофестиваля

Конечно, в выставке «БелАгро» всегда участвуют почти все белорусские производители любой техники, не только аграрной. Был большой стенд у МАЗа, где показали два автопоезда для перевозки зерна, среднетоннажный городской грузовик с удлиненной колесной базой и школьный автобус среднего класса — давно известный, но уже с «антисанкционным» мотором. В этом году был даже BKM Holding со своим электрогрузовиком. Если можно представить себе машину, максимально далекую от реалий эксплуатации в условиях сельской местности, то это будет как раз Vitovt Truck Electro Prime. А еще чуть ли не всю свою линейку, не только сельскохозяйственную, привез «Амкодор». Таким образом, массовость создать удалось.

А еще «БелАгро» — это тракторный ретрофест под открытым небом. Музейные тракторы привлекают к себе внимание публики не меньше, чем современные.


До былого размаха и богатства представленной техники выставке нынешнего года далеко. Очень далеко. Но как излюбленное место встреч аграриев и своего рода фестиваль сельского хозяйства выставка «БелАгро» по-прежнему хороша. А вот как фестиваль сельхозтехники, увы, теперь далеко не так хороша, как прежде.


зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, евроэтикетка: C/C/70 дБ
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by