33 884
13 июня 2022 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, коллекция автора, производители

МАЗ для майнинга. Изучаем белорусско-российскую новинку и разбираемся, зачем нужны такие машины

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, коллекция автора, производители

Правильное применение автомобилей-самосвалов — очень непростая наука, требующая больших знаний и учитывающая огромное количество нюансов. Казалось бы, у МАЗа самосвалов — десятки моделей и сотни модификаций, должны быть варианты для всего. Но нет. Такого, как этот, еще не было. Настоящий «майнинг» на шасси МАЗа только-только появился. Машину уже поспешили объявить «конкурентом БелАЗам». Это, конечно, не так. Но менее интересными и сам МАЗ-65262L с кузовом «Бецема Формат Скала», и вообще такая разновидность самосвалов от этого не становятся.

С чем у вас аcсоциируется слово «майнинг»? Уверен, что большинство тут же представит майнинговые фермы, худощавых майнеров в очках за монитором, курс биткоина и все в таком роде. Но вообще-то изначальное значение у слова «майнинг» совсем другое.

Назначение и особенности

Грубо говоря, «майнинг» — это общий международный синоним для названия такой отрасли человеческой деятельности, как горная промышленность, горная добыча и так далее. Причем в тех местах, где ведется горная добыча, совершенно не обязательно должны быть горы. Под горной добычей, или «майнингом», понимается любая деятельность по извлечению из земных недр любых твердых полезных ископаемых — угля, алмазоносной руды, мрамора, известняка и т. д. А в автомобильном деле «майнингами» называют особый подвид самосвалов. И речь не об огромных монстрах а-ля БелАЗ или Caterpillar размером с дом. Они — специальный горно-технологический транспорт, а «майнинги», о которых мы говорим, — родственники обычных дорожных самосвалов, но более «прокачанные».

Каков общий портрет «майнингового» самосвала в дорожном габарите? Такие элементы, как рама, подвеска и мосты, используются в усиленном варианте. Внутрь рамы устанавливаются дополнительные лонжероны, что увеличивает надежность и грузоподъемность конструкции. Используются только шины повышенной износостойкости, а рисунок протектора подбирается в зависимости от особенностей каждого отдельно взятого карьера. Если в карьерах большая запыленность — устанавливают дополнительные системы очистки воздуха.

Если конструктивные компоненты шасси карьерных самосвалов схожи с традиционными, то кузова «майнинговых» автомобилей существенно отличаются от традиционных. Материал — только усиленная сталь. Наиболее популярные сорта — Hardox 450, Domex 700, Quard 450. Неотъемлемый элемент всех самосвальных кузовов для работы в карьерах по добыче скальных пород — защитный козырек, закрывающий всю кабину. Этого требует стандарт безопасности FOPS. На своем жаргоне профессионалы называют подобные машины «скаловозами» или «скальниками». Этот козырек и является верным отличительным внешним признаком.

Соблюдение общих габаритных норм позволяет «майнингам» выезжать на дороги общего пользования. Собственно, это главный момент. «Майнинги в габарите» в абсолютном большинстве случаев и покупают только для задач, где есть необходимость съезда техники с технологических трасс на общие. Унификация по таким узлам, как двигатель и трансмиссия, дают некоторое преимущество. Отремонтировать такой карьерник можно на любой грузовой СТО. Нет необходимости строить отдельный специальный ангар, как в случае с БелАЗами.

Производители и ассортимент

Шасси для «майнингов в габарите» есть в программе всей большой европейской семерки — MAN, Mercedes-Benz, IVECO, DAF, Scania, Volvo и Renault Trucks. Делают их Astra, Tatra, Sisu. Но наиболее сильны и авторитетны, конечно, скандинавы. У Volvo и Scania — наибольший опыт. В некотором роде они — одни из зачинателей жанра. Что касается совсем специфических вариантов шасси с нестандартными колесными формулами (10×4, 10×6, 10×8 и 10×10) и различными конфигурациями управляемых осей, то здесь наибольшим опытом обладают голландцы — фирмы Terberg и GINAF. Первая работает на компонентной базе Volvo, вторая — на компонентной базе DAF. К слову, фирма Terberg настолько прочно связана с Volvo, что огромный концерн даже решился продавать изделия мини-производителя под своей торговой маркой.

Кузова для скаловозов сами автопроизводители, как правило, не делают. Это продукция отдельных специализированных фирм. Наиболее популярный производитель в Европе — немецкий Meiller. Очень сильны в этом «жанре» и позиции польских фирм Wielton и KH-Kipper. В Скандинавии «рулят» местные марки — норвежский Istrail, шведские Sörling-Ilsbo и Zetterbergs.

В России изготовлением таких кузовов занимаются несколько производителей, но большим опытом, конечно, обладает «Бецема» из Красногорска. Именно «Бецема» сделала кузов для первого «майнинга» марки МАЗ.

Made in Belarus

В Беларуси, обладающей сильными и богатыми традициями самосвалостроения, к «майнинговой» теме приближался только МЗКТ. И то эпизодически и далеко не по всем правилам. Например, кузов с огромным козырьком МЗКТ сделал еще в 2004 году, но шасси в основе было отнюдь не дорожное.

Под классическое определение «майнингового шасси» подпадал полноприводный МАЗ-65262L, представленный в самом начале 2020 года. Усиленные мосты собственной разработки, усиленная рама — верные признаки. Двигатель использовали Weichai Power WP12.460E50 (Евро-5) мощностью 460 л. с., а коробку передач предполагали американскую — автоматическую 6-ступенчатую Allison 4500. Но это было еще в досанкционное время. Кузов тогда установили собственного производства, универсального назначения. Разрабатывать собственный «скальный» кузов дорого, да и технологии для этого нужны другие.

Подходящий кузов для этого шасси появился 2,5 года спустя. Красногорский завод «Бецема» делает подобные кузова давно и прежде активно сотрудничал чуть ли не со всеми европейскими производителями грузовиков. Кузова российского производства ставились на Volvo и Scania, некоторые другие европейские грузовики. С МАЗом же по самосвальной линии «Бецема» почти не сотрудничала. Но сейчас, когда европейские шасси ушли с российского рынка, еврокузов приладили к белорусскому шасси.

Любопытно, что на демонстрационном образце, который привозили на выставку СТТ-2022, оставили ту же коробку Allison. Вероятно, в будущем ее заменят на что-то сопоставимое по параметрам из линейки Fast Gear.


Да, такие машины действительно сопоставимы по грузоподъемности с «начальными БелАЗами». Именно поэтому их часто ошибочно считают конкурентами. Описанная нами техника — дополнение к профессиональным карьерникам. Не все «майнинги на дорожных компонентах» выдержат ударные нагрузки от гигантских экскаваторов. Не все поднимут руду на поверхность по крутому уклону. Так что без больших профессиональных карьерников не обойтись, а стихия описанных нами машин — длинные (по самосвальным меркам) плечи доставки полезных ископаемых с (иногда) необходимостью выезда на общие трассы. Отличное дополнение, но не замена.

Читайте также:


для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 103 (875 кг)
для легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 98 (750 кг), евроэтикетка: C/C/70 дБ
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by