Жара! Показываем лучший веломаршрут на Цнянку

33 045
25 августа 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Жара! Показываем лучший веломаршрут на Цнянку

Двадцать лет назад деревья были меньше. Семья пробиралась вдоль канала к Цнянке. Тащили сумки с покрывалами, нарезанной и всегда плавившейся на жаре салями, заранее вымытыми помидорами и огурцами. У ребенка в кармане шелестели оберткой «Черемушки»: шоколад там, конечно, тоже таял, но вкус от этого не менялся, только пачкались они сильно (родители сразу видели, кто залез в карман за сладким, еще даже не пообедав). Вот наконец пляж! Там всегда многолюдно, хотя взрослые каждый раз громко удивлялись этому. Приходилось шагать вдоль воды, пока не находилось какое-то подходящее, а на самом деле самое обыкновенное место, где людей вроде как поменьше. С этого момента наступал почти курортный отдых: можно было бежать в воду, на ходу скидывая одежду, и плескаться там, пока мама не разглядит синие губы и не загонит на берег. Но это ладно — на берегу ждал обед, включающий ту самую расплавленную салями. Двадцать лет назад на Цнянку ездили на автобусе. Сегодня, в удушливую августовскую жару, мы отправляемся туда на велосипеде по, возможно, самому красивому и при этом непопсовому городскому маршруту.

Уручье — Зеленый Луг

Поездку мы начнем из Уручья, с перекрестка улиц Гинтовта и Городецкой. Здесь можно удобно проехать под МКАД и выехать на улицу Всехсвятскую, ведущую как раз в направлении микрорайонов Восток и Зеленый Луг, с которыми накрепко ассоциируется Слепянская водная система, главная рекреационная зона и средоточие наикрасивейших мест этой части города. Начинать можно откуда угодно, но ехать нужно непременно к ней, продвигаясь затем на север, к Цнянскому водохранилищу. Возможно, это лучший городской маршрут, объединяющий сразу несколько районов. Вот бы где еще хорошо смотрелась магистральная велодорожка через всю столицу. Впрочем, не будем торопиться с выводами и посмотрим сначала, что мы имеем сегодня.

К слову, старт из Уручья как бы становится логическим продолжением нашего заезда по этому микрорайону: если не накатались, сворачивайте вслед за нами — поедем отдыхать на пляж. Жара ведь стоит, пекло! Но мы знаем места, где дышится легко.

Через лес или по набережной

На улице Всехсвятской выбираем правую сторону движения. Обозначенной велодорожки здесь нет, но это не создает проблем — движение не слишком интенсивное. За путепроводом дорога уходит наверх, в пролесок, откуда открывается симпатичный вид на храм и высотки по улице Калиновского.

Пролесок-то на самом деле — это целый лесопарк Зеленый Луг, который облюбовали для прогулок местные жители и активно используют для разминок спортсмены (совсем рядом — Трудовые резервы, или, если правильно, база РЦОП по легкой атлетике). Короче, бегают тут славно, не каждого на велосипеде в лесу догонишь, поэтому с уважением прижимаемся к краю дороги — пусть бегут.

На спуске хорошо видна тропинка, уводящая вправо. Это альтернативный маршрут как раз на случай жаркого дня, такого как сегодня. Съезжаем под тень деревьев, откуда веет свежестью и прохладой.

Дорожки здесь хорошие, то и дело встречаются кое-как оборудованные поляны и зоны для тренировок. Нервирует плакат-предупреждение о возможном присутствии клещей. Правда, еще через метров 300 обнаруживается такой же плакат с информацией, что с клещами все-таки борются. Думали, чуть дальше найдем и плакат о том, что клещей победили, но не тут-то было. Значит, пока не победили — в заросли ни ногой.

Лесная дорога выводит нас с тыльной стороны спорткомплекса, к пересечению улиц Тикоцкого и Карбышева, откуда мы продолжим путь вдоль водных каналов. Участок подойдет для любого велосипеда, тропы утрамбованы, а в конце маршрута и вовсе ждет отрезок по лыжероллерной трассе. Поездка приятная, недлинная (всего пару километров) — в общем, то, что нужно для жаркого дня.

28", рама 52cm, гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.3 кг
28", рама 21", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз дисковый механический
28", рама L, гибридный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 63 мм, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Shimano Alivio/передний Shimano Acera, тормоз дисковый гидравлический

Альтернативный вариант (может испробовать его на обратном пути) — ехать по улице Всехсвятской и сворачивать в парк Трудовых резервов. Дорожки здесь обновили свежей плиткой, а с водоема поддувает свежестью: он здесь довольно широкий, поэтому вода не стухает даже в такую погоду. Есть скамеечки, где можно отдохнуть, есть пункт проката катамаранов — близкий транспорт любому велосипедисту, согласитесь.

Вместе с тем парку не хватает обжитости. Ни тебе водички попить, ни мороженого купить. Оно вроде бы и тянет остаться пусть даже на солнцепеке, но не хватает повода, что ли. В итоге едем дальше, сделав обязательные фотографии на память.

Белый шум

Вы не доедете просто так до улицы Карбышева: обязательно задержитесь на набережной у водопада. На другой стороне выглядывает треугольный «Агат» — несомненно, много раз видели его на снимках этих мест. Кругом зелень, прорезаемая голубой лентой воды, сверху на консоли целуются парочки. В общем, хрестоматия.

Под водопадом можно и нужно пройти. Здесь низковато, многим приходится нагибаться, но едва ли где-то поблизости есть похожее место для того, чтобы оглохнуть от рокота падающей воды или зависнуть, глядя на ее бесконечный бег.

Места здесь — с открытки, и в хорошую погоду людей тут бывает немало. Многие с грустью замечают, что построенному почти полвека назад чуду советской ландшафтной архитектуры не хватает свежести и лоска. Бетон «подустал», тротуарную плитку кое-где обновляют, но это «кое-где» слишком уж бросается в глаза своей неоднородностью. Там бы подчистить, здесь бы подкрасить.

В этом есть своя правда, и внимательный глаз найдет немало подтверждений на всей протяженности Слепянской водной системы. И все же признаем, что по крайней мере участок от Трудовых резервов до Цнянки не выглядит неопрятным или заброшенным. Он классный, он красивый, у него своя харизма и свое настроение. Да, возраст, да, «устал». Но вы подумайте, как эти места будут смотреться по осени, когда начнет опадать листва!

Каскад

Переехав улицу Карбышева, продолжаем движение вдоль водной системы. После простора у Трудовых резервов здесь Слепянка становится узким каналом, змеей изгибающимся то в одну, то в другую сторону. А начинается все с островка, похожего на надкушенное яблоко. Еще 10 лет назад Darriuss писал, что здесь стоило открыть первый минский «Эппл Стор». Однако идеей не воспользовались!

«Эппл Стора» нет, зато есть свадебная фотосессия. Мешать не будем, но сразу скажем, что дорога через Полоцкий парк (а этот зеленый уголок называется именно так) во многих смыслах связана с этим торжественным событием.

Удивительно, но давным-давно выложенная вдоль водоема плитка, посеревшая от времени, покрытая щербинами, при движении на велосипеде оказывается приятнее многих современных тротуаров, разукрашенных белыми полосами. Здесь будет одинаково приятно ехать и на городском велосипеде, и на гибриде, и на горнике с «зубастой» резиной, хотя последний все же будет избыточен. Маршрут вдоль Слепянской водной системы, конечно, не молодеет, но он проезжий, он аккуратный. Здесь негде увязать в песке, здесь не придется объезжать выбоины. Да, не разгонишься, но и не нужно! Сбавьте ход, езжайте неслышно и наблюдайте. Вот утка нырнула, а затем громко вынырнула, отряхиваясь и поправляя перья, — прихорашивается. Чуть дальше ива касается воды, а в ветвях галдят воробьи-проказники. На другой стороне журчит вода — это аутентичные конструкции, не то фонтаны, не то водопады. Поехали посмотрим.

А еще чуть погодя выезжаем к свету. Деревьев становится меньше, солнце ярко освещает монументальный каскад, с которого низвергается вода. Издали это действительно напоминает скалу, хаотичное нагромождение камней еще на заре мироздания. Трудно даже представить весь объем работы, проделанный ради создания и этого каскада, и всей Слепянской водной системы в целом. Невероятно, исходя из сегодняшних расценок и приоритетов. Романтизм в архитектуре, полученный нами в наследство.

Напротив — ЗАГС Первомайского района, а чуть в сторонке — еще и Советского. Ну-ка признавайтесь, у кого из вас есть свадебные фотографии с этого каскада?

28", рама 19", городской, женский, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной
24", рама 16", городской, подростковый, сталь Hi-ten, складная рама, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной

А вот это вы зря!

У советских романтиков-архитекторов была красивая задумка: Минск пронизывал коридор зеленой массы и свежего воздуха вдоль всей Слепянской водной системы. Получилось, но потом наступили другие времена. На Логойском тракте посреди коридора поставили шкаф — офисное здание с магазинами на первом этаже. Удобно, но здание могло стоять где-то еще, чтобы не мешать здесь проходу воздуха и целостности восприятия ландшафта.

Впрочем, и Слепянка здесь прячется под землю для того, чтобы появиться уже за улицей Мирошниченко, на ближних подступах к Цнянскому водохранилищу. И так было задумано изначально. То ли зеленое пространство освобождали для спортивных площадок, то ли была в том другая идея, но приходится ехать вдоль проезжей части, а не вдоль воды. У которой, к слову, воздух все равно приятнее, даже с учетом того, что в Минске каналы быстро зацветают жарким летом.

Цнянка

А за церковью начинается та самая Цнянка, с детства знакомая многим минчанам. Мало кто отважился бы на такой путь пешком, но на велосипеде ведь другое дело. В былые годы сюда приезжали на автобусе с других концов города — искупаться да полежать на пляже. Магазин справа от первого водоема никуда не делся, и, подозреваем, там все еще можно купить салями, которая станет тут же плавиться на жаре, да набить карманы «Черемушками».

К Цнянке можно ехать по обеим сторонам канала, хотя велосипедистам вроде как правильнее слева — там есть размеченная дорожка. Двадцать лет назад дорожки не было, а люди, спустившись по лестнице от улицы Мирошниченко, точно так же шли купаться. Они привыкли и не хотят переучиваться. Здесь все слишком расслабленны, поэтому велосипедист или кто-то на электросамокате, истерично ломающий звоночек на руле, вызывает легкое удивление.

Волей-неволей задумываешься, а нужны ли обозначенные дорожки в рекреационных зонах и на оживленных тротуарах? Нужны, если они действительно создают упорядоченность и способствуют безопасности движения. И не нужны, если только провоцируют конфликты и заставляют одних чувствовать себя чуть больше «вправе» по отношению к другим. Это не трек, здесь не с кем и не для чего гоняться. Здесь все чуть медлительные, здесь все расслабленно глазеют по сторонам, здесь хочется отдыхать, а не думать, куда убегать от негодующего велосипедиста, который куда-то спешит и готов ехать по ногам, если потребуется.

У самого водохранилища проще: там есть дорожки, где удобнее идти пешком, а в стороне имеется обозначенная велодорожка для тех, кому нужно побыстрее. Она не прилеплена к тротуару и не отрывала у него кусок, она сама по себе и принадлежит только велосипедистам. Пешеходы на ней редкость, но не потому, что нельзя, а потому, что незачем, — и вот это уже гарантия.

24", рама 12", горный, подростковый, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 50 мм, трансмиссия 18 скор. (3х6), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 15.5 кг
29", рама 20", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 18 кг
29", рама 18", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), тормоз дисковый механический

Пляж

Здесь хорошо. Особняки и замки на другом берегу все-таки достроили за столько-то лет — надо же. Вода плещется как и раньше, и как и раньше с одного берега туда прыгают и дети, и их любимые собаки, с которыми те неразлучны. Оказывается, с салями приходить теперь не модно, но это ничего, повсюду готовы угостить шашлыком, шаурмой или чем-то еще шипящим, шелестящим и «вам поострее?» рублей за 10—15. Девушки загорают, мужчины загорают, детвора, загнанная на берег мамками, орет и пинает мяч. И есть в этом всем что-то такое здешнее, простое, но милое, которое всегда оставалось здесь и поэтому беззаботнее и моложе.

Короче, пляж.

Эпилог

Ничего не стоит объехать Цнянку по кругу, а затем навернуть еще один круг, чтобы проехать по острову с его экологической тропой и базой МЧС. Асфальтированная дорожка быстро заканчивается, но это ничего: грунтовка тут хорошая и вполне проезжая даже для шоссейника, так что и вы на своем велосипеде, каким бы он ни был, не растеряетесь.

Уезжайте отсюда вечером, увидев, как солнце укатывается спать за высокие ели на другом берегу. Слепянка тоже готовится ко сну. Утки жмутся на берегу, вода, и без того едва слышная, почти замерла. Разве что все так же гремит водопад у «Агата», на консоли которого все так же, вот уже почти полвека, целуются влюбленные парочки.

Знаете свой район, у вас есть любимые места и маршруты? Пишите, будете провожатым: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский