Возможно, это самый живописный веломаршрут Минска, но мало кто проезжал его от начала до конца

29 744
01 сентября 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Возможно, это самый живописный веломаршрут Минска, но мало кто проезжал его от начала до конца

Заладили: велодорожка, велодорожка. Далась вам эта велодорожка: народу много, все кругом привычное. Уже утки на реке узнают проезжающих мимо велосипедистов — здороваются. Оставьте на время велодорожку в покое вместе со всеми пешеходами с детьми и дамами с собачками на ней. Мы покажем маршрут, который в плане красоты, в плане пейзажей, свежести, насыщенности зеленью и лазурью ни в чем не уступает, а во многом и превосходит главную столичную веломагистраль. Да, там нет идеального асфальта и белых полос. Зато есть честная, аутентичная дорога, а разве нужно что-то еще?

Маршрут

Наша задумка — проехать вдоль Слепянской водной системы до Чижовского водохранилища. Главная минская велодорожка тянется по берегу Свислочи от Дроздов, там уложено качественное асфальтированное покрытие, нанесена разметка, что, впрочем, не делает этот маршрут зоной, свободной от конфликтов.

Мы поедем там, где такой велодорожки нет. Маршрут не попсовый, но заслуживающий ничуть не меньшего внимания. По сути, это путешествие мы начали чуть раньше, когда обследовали дороги и тропы Зеленого Луга и берега Цнянского водохранилища. Посмотрите, если пропустили.

По-хорошему, стартовать нужно оттуда, с Цнянки. Тогда весь маршрут до «Чижовка-арены», которая нам представляется эффектной конечной точкой, составит порядка 30 км. Мы, чтобы не повторяться, сократим наш путь на десяток километров и начнем крутить педали из парка у Трудовых резервов.

Мамонты на Востоке

Нужно пересечь улицу Калиновского, и дорога сразу уводит в тень деревьев. Дальше двигаемся вдоль канала, причем лучше выбирать левую сторону — справа будут лестницы. Никакой велодорожки здесь нет, а есть лишь уложенные тротуарные плиты разной степени усталости. Потряхивает, но едва ли многие предпочтут для езды по городу шоссейный велосипед (и правильно сделают), а на любом другом будет вполне комфортно. Разгоняться не следует: дорожка узкая, то и дело сбоку, со стороны домов, выскакивают пешеходы.

Но в жаркий день здесь очень хорошо: тень, беззаботно плавающие утки, которые стараются не думать о неизбежном приближении холодного полугодия. Кто должен был подрасти — уже подрос, кто собирался улетать — улетел или вот-вот это сделает. Тихая меланхолия конца лета.

Когда-то Восток считался очень престижным районом: молодым и, как сказали бы сейчас, экологичным. Деревья выросли, зелени, возможно, даже прибавилось. Слепянская водная система подводит свежий воздух прямо в форточки. Кстати, здесь не чувствуется запаха стоячей воды — сказывается, наверное, близость двух просторных водоемов.

Жилищный фонд выглядит уже устаревшим. Из подъездов выходят усталые люди, кто-то ругается у открытого кухонного окна. Примечательно, что в детских садах, коих здесь немало, в последние годы есть свободные места — сюда, к примеру, отправляют людей из густонаселенного Уручья. И это показатель того, что Восток постарел. Жаль. Мало где еще в столице так же уютно, мало какой район так же узнаваем.

С этим выезжаем на солнечную поляну. Там пасутся папа-мамонт, мама-мамонт и мамонт-мамонтенок. Они не могут не вызвать доброй улыбки и купаются во внимании проходящих мимо детей и их родителей.

24", рама 12", горный, подростковый, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 50 мм, трансмиссия 18 скор. (3х6), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 15.5 кг
24", рама 12", горный, подростковый, сталь Hi-ten, вилка амортизационная, трансмиссия 6 скор. (1х6), тормоз ободной механический
24", рама 16", городской, подростковый, сталь Hi-ten, складная рама, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной

Продолжаем не спеша продвигаться по тротуару в направлении улицы Филимонова. Оттуда, кстати, можно сделать крюк вправо и прокатиться по Севастопольскому парку. С тропинками там все в порядке, а вот воды нет, поэтому мы туда не поедем в этот раз. У детской библиотеки сменим сторону и теперь поедем справа от канала. И совсем скоро впереди вдохнем простор: фонтаны, водная гладь, библиотека. Не хватает автовокзала «Московский»: опустевшее место, как огромное разоренное гнездо из бетона, так ничем по-настоящему и не занято.

Зато посмотрите, какой красивый Восток летом.

Тарас у библиотеки

Поездка вдоль Слепянской водной системы — жанровый маршрут. Вы наслаждаетесь одним парком, затем переезжаете дорогу, будто перелистывая страницу, и оказываетесь в совсем другом месте, не похожем на предыдущее. Иные декорации, иное настроение. Объединяет это общим сюжетом лишь вода, которая то перетекает уступами, то, петляя, бежит, зовет за собой.

Проткнув проспект у Национальной библиотеки, съезжаем пологой дорожкой к каналу в разбитом здесь парке. Мощеный тротуар рябит под колесом, скамейки в будний день пустуют, а мост все так же увешан замками, оставляемыми здесь по доброй традиции молодоженами.

У воды обнаруживается необычная арка: в сюжете угадывается «Тарас на Парнасе».

28", рама 19", городской, женский, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной
24", рама 16", городской, подростковый, сталь Hi-ten, складная рама, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной

Парк у библиотеки, как, впрочем, многие на этом маршруте, кажется слишком миниатюрным для велосипедиста — не разгонишься. Только нанизывая их как бусины, один следом за другим, получаешь полноценный маршрут через город, который, возможно, с этого ракурса никогда и не видел.

Водопады Большой Слепянки

Переезжаем улицу Франциска Скорины и начинаем новую главу этого путешествия. Парк у Большой Слепянки с ее элитной застройкой кажется просторным и даже несколько пустынным — так здесь немноголюдно. Тротуарную плитку сменяет утрамбованная насыпь, и по ней катить гораздо приятнее.

Хорошо бы здесь перекусить, усевшись на скамейку, да поблизости ничего не купишь, разве что с собой привез какой-никакой провизии — задумайтесь об этом, отправляясь в дорогу.

Выезд на улицу Филимонова сложный, крутой — приходится вести велосипед в руках. И это самый главный недостаток маршрута: не конкретно этот необустроенный косогор, а отсутствие нормальной связи между парками. Не нужна дорожка, но нужны простые и понятные для каждого велопроезды. Не по ступеням, а чуть в подъем или, наоборот, на спуск, не спешиваясь, а проезжая. Иначе велопрогулка превращается в прерывистую езду с препятствиями.

Воркаут на Столетова

Пересекаем улицу Филимонова и спускаемся к водному каналу, оставляя парниково-тепличный комбинат и промышленные кварталы по правую руку. Девушка на самокате натолкнула на мысль, что обустроенная велодорожка здесь все же не помешала бы. Велосипедисту все равно, а вот на самокате такой маршрут проехать будет непросто.

взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 300 Вт, запас хода 45 км, аккумулятор 12.8 А·ч, передний привод, колеса 8.5"/8.5", вес 14.2 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 30 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 6 А·ч, передний привод, колеса 8"/8", вес 11.7 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, передний привод, колеса 8.5"/8.5", вес 12.5 кг

Мы приближаемся к железной дороге, хоть и детской. Нужно заранее позаботиться о том, как ее пересечь. Проще всего это сделать у проезжей части, где обустроен настоящий железнодорожный переезд. После этого снова углубляемся в парк.

На спортивной площадке в районе улицы Столетова всегда оживленно. И это показатель того, насколько удачно можно использовать потенциал Слепянской водной системы. На месте этой воркаут-зоны и этого скейтпарка еще некоторое время назад ничего не было — парк и парк. Сюда приходили гулять мамы с колясками, пенсионеры прогуливались вдоль воды, бегали юные спортсмены, приезжавшие на тренировки в комплекс неподалеку. Сейчас даже в будний день на площадке есть люди. Парни висят на турниках, а могли бы погонять футбольный мяч, да площадка уже занята.

Совсем рядом Ботанический сад, но вход в него с другой стороны, да и на велосипеде там делать нечего. Впрочем, успейте совершить там пешую прогулку — сейчас начнется красивый сезон.

Больничный квартал

Неофициально следующий отрезок маршрута можно назвать именно так. По левую руку проплывают больничные корпуса и здание поликлиники. Задерживаться здесь вроде бы незачем, хотя места у воды красивые.

Дальше был тупик, но мы этого не знали

За переулком Козлова и улицей Долгобродской, которые на велосипеде не слишком удобно пересекать, лежит парк им. Александра Герасименко. Живописное место с асфальтированными тротуарами и уютными местами, где загорают те, кто хочет успеть насладиться еще летним солнцем.

Правда, асфальт вскоре заканчивается, а начинается какая-то узковатая тропка в траве. Канал тоже сужается, места дичают.

Мы ожидали, что сможем проехать где-то под мостом с железной дорогой, чтобы продолжить путь вдоль Слепянской водной системы. В реальности же дорога вела в тупик. Едва не соскользнув в воду и поймав ветку в колесо, мы оказались в ловушке: впереди были густые заросли, канал, ставший практически ручьем, исчезал где-то за поворотом, но следовать за ним не было решительно никакой возможности. Выбраться отсюда можно было только двумя путями: вернуться назад, к улице Долгобродской, либо залезть с велосипедом на насыпь и перебраться через железнодорожные пути, что не является безопасным.

24", рама 12", горный, подростковый, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 50 мм, трансмиссия 18 скор. (3х6), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 15.5 кг
29", рама 20", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 18 кг
29", рама 18", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), тормоз дисковый механический

Поэтому мы советуем, как бы не было жаль оставлять в стороне красивый парк, изначально ехать по улице Долгобродской в направлении Тракторного завода, до улицы Клумова, а затем — через сквер к Антоновскому парку. Таким образом вы вернетесь к Слепянской водной системе и объедете неприятный участок с железной дорогой.

Антоновский парк

Так или иначе, но дорога привела нас в Антоновский парк. Это еще одна зеленая драгоценность на карте Минска, где, возможно, вы никогда прежде не бывали. И совершенно напрасно — посмотрите, как здесь красиво.

От Омара Хайяма к Чингизу Айтматову

Пересекаем Партизанский проспект и вплотную приближаемся к Серебрянке. Перед нами сквер имени Омара Хайяма, а за ним, за улицей Ванеева, парк имени Чингиза Айтматова.

Здесь самое время пополнить провизию (благо рядом есть несколько магазинов), а может быть, и перекусить где-то в живописном месте, спрятавшись под тенью раскидистого дерева. Дальше поедем без остановок.

Парк Семейных деревьев

По улице Плеханова стучат трамваи. Жалко их: всегда по одному и тому же маршруту. Вот велосипед — это про свободу: едешь, куда глаза глядят.

Парк Семейных деревьев приятно удивил. Хорошая грунтовка, простор у канала, интересные лавочки. На этом участке Слепянской водной системы, вероятно, совершаются байдарочные заезды, по крайней мере здесь обозначены специальные маршруты.

— Ого, мужики, это ж вы где такую выловили?

— Да здесь!

— Здоровенная, на сколько потянет?

— Килограмм 12 как пить дать!

Финал

В конце пути есть выбор: свернуть на улицу Малинина, к парку имени Грековой, либо по улице Крупской переехать к Ташкентской, откуда рукой подать и до «Чижовка-арены», и до зоопарка. Оба финала обещают красивые пейзажи и радость открытия. Что открыли, спросите? Открыли чудесный велосипедный маршрут, открыли такой город, с которым не удавалось познакомиться прежде: не вылощенную столицу с парадными фасадами и дорогими отелями вдоль главной велодорожки, а город со своими историями и своим настроением, может быть с морщинками, но привлекательный. Найдите эти три часа, поезжайте вслед за нами, пока не пошли бесконечные осенние дожди. Цепляйтесь за солнце, не отпускайте, пусть остается.

Знаете свой район, у вас есть любимые места и маршруты? Пишите, будете провожатым: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

28", рама 52cm, гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.3 кг
28", рама 21", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз дисковый механический
28", рама L, гибридный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 63 мм, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Shimano Alivio/передний Shimano Acera, тормоз дисковый гидравлический

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский