14 626
15 сентября 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

Давно вы были у бабушки в деревне? Лучший веломаршрут осени

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Заметили, что аисты уже улетели? Верный признак наступающей осени, которая в этом году до неприличия пунктуальна. Что ж, чем сетовать на погоду, лучше поднажмем, чтобы успеть как можно больше до той поры, когда хлынут бесконечные дожди. Мы утеплились и снова крутим педали. На этот раз нашли удивительный маршрут, который совершенно точно станет у вас одним из любимейших. Спокойная езда, убранные поля и солнечный горизонт, который понемногу окрашивает листву золотом. В стороне от большой дороги шум стихает. Здесь тот же воздух, тот же скрипучий мосток перекинут через речушку, те же лягушки так же квакают в зарослях. Здесь родные края, где, вот чудо, все так же спокойно и размеренно тянется та же счастливая жизнь, которая отказалась ехать с нами по большой дороге и осталась у бабушки в деревне на все лето, навсегда.

Минск — Птичь — Строчицы

Недавно мы обкатали Юго-Запад и Малиновку, отсюда и стартуем сегодня, теперь за город. Проспект Дзержинского за кольцевой становится дзержинской трассой, и вдоль нее, по правую руку, тянется велодорожка до реки Птичь и Волковичского водохранилища. По ней сначала и двинем. На Птичи полюбуемся видами, отдохнем на пляже, откуда осенняя прохлада, как накатившая волна, разогнала отдыхающих, а затем свернем в деревни: настоящую и открыточную — обе невероятно красивые под сентябрьским солнцем. Весь маршрут туда и обратно составит 30 км или часа 3—4 прогулочным темпом — небольшое, но полноценное путешествие выходного дня, которое осилит любой взрослый человек, знакомый с велосипедом.

Широкой дорогой за МКАД. 7 км до Птичи

Одна из задач, которые всегда приходится решать, путешествуя из Минска, — как пересечь кольцевую. Иногда приходится делать изрядный крюк, чтобы маршрут был безопасным. Но на выезде с проспекта Дзержинского все обстоит проще: на съездах и выездах на двухуровневую развязку нарисованы «зебры», водители притормаживают, понимая, что обязаны пропускать. Играем в переглядки: да — нет? Пропускает — можно ехать.

Такие переходы, для сравнения, так и не рискнули нарисовать на развязке МКАД и проспекта Независимости, так что Уручье в этом отношении по сути отрезано дугой улицы с непрерывным движением.

Тротуар доводит до границы города, а затем начинается та самая велодорожка. Она асфальтовая и слегка «подуставшая». Нанесена разметка, хотя ремонт был бы здесь актуальнее. Впрочем, это все занудство из-за езды на шоссейном велосипеде. По правде говоря, у этой дороги есть два необходимых качества, чтобы считать ее безоговорочно хорошей: она здесь есть и по ней можно красиво ехать в красивые места. На любом велосипеде: от шоссейного до фэт-байка.

29", рама 17.5", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический
29", рама 20", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 18 кг
29", рама 21.5", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический

Рельеф к юго-западу от столицы ровный, никаких затруднений на маршруте не возникнет. Слева шумит магистраль, справа проплывают убранные уже поля либо какие-то логистические центры. На некоторых участках дороги, когда деревья обступают с обеих сторон, отгораживая всю суету, вы наверняка притормозите, чтобы сделать селфи. И правильно — оно того стоит.

Велодорожка на Птичь легко и безопасно уводит из большого города — это главный ее плюс. Главный минус — она очень короткая для того, чтобы считаться самодостаточным веломаршрутом, и с большой натяжкой можно сказать, что у нее есть какая-то конечная точка, некое место притяжения. Дорога обрывается на съезде у разветвления трассы Р1. Здесь симпатичный вид на Птичь, можно взять кофе или перекусить в кафе, но в целом в 7 км от Минска эту локацию можно счесть скорее небольшим привалом, откуда скоро захочется продолжать путь, а не возвращаться назад.

Тем более что автострада красиво ныряет за горизонт, маня за собой. В идеальном мире туда же — за горизонт — убегают велосипедные дороги, оплетая страну, сливаясь и пересекаясь, уводя во всех направлениях. Маршрут отсюда можно рисовать хоть до Беловежской пущи, до которой, с перерывами и отдыхом где-нибудь в симпатичных агроусадьбах, оказывается, рукой подать. Лето становится все жарче, согласились бы променять комфорт автомобиля на честную крутежку педалей?

Все на пляж!

Когда допьете свой кофе, не спешите разворачиваться. Отсюда можно поехать вдоль правого берега до вейк-клуба и водной базы, где люди вытворяют сумасшедшие вещи на воде. Но мы поедем вдоль левого берега. Отправляйтесь с нами, не пожалеете!

Нужно проехать совсем немного в том же направлении, в котором мы уже ехали. Велодорожки больше нет, но можно ехать по грунтовой обочине в стороне от автомобильной дороги. На первом же перекрестке сворачиваем направо и оказываемся на почти идеальной дороге для велосипедиста-шоссейника. Тихая, уютная, красивая. С хорошим асфальтом и относительно малой интенсивностью движения. Сюда бы еще широкую асфальтированную обочину — ехал бы и ехал. К большому сожалению, таких дорог не так много в окрестностях. Все чаще или асфальт никуда не годится, или движение как в твоем городе в час пик. Был отличный маршрут по Р80 между Курганом Славы и Раубичами, но и его испортили: бетонку уложили, а про обочину забыли — теперь там делать нечего.

28", рама 56cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 22 скор. (2х11), переключатели: задний Shimano 105/передний Shimano 105, тормоз дисковый гидравлический, вес 9.7 кг
28", рама 48cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз клещевой
28", рама 54cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая, трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический

Не переживайте, долго по этой дороге ехать не придется. Пропускаем первые два поворота направо (один из них ведет к спасательной станции), а затем, как только увидим в лесу подходящую тропинку, съезжаем туда. Тропинка выведет вас на пляж, где в сезон яблоку негде упасть. Поговаривают, что все, кто подустал от попсовости Минского моря и загруженности пляжей на Цнянке, приезжают сюда.

Прохладным сентябрьским днем здесь пусто. Но это даже к лучшему: когда еще удастся вот так полюбоваться синей гладью под таким же синим небом? Рыбаки — в числе немногих, кто разгадал всю прелесть такого уединения: замерли, медитируют.

Нас уже просили делиться треками наших маршрутов, и мы охотно это делаем — скачивайте на здоровье. Заодно напоминаем, что совсем не обязательно иметь дорогой велокомпьютер для того, чтобы рисовать карту своих велопутешествий, а заодно отслеживать функциональные показатели, в первую очередь пульс. Все это умеют делать умные часы — гаджет не настолько функциональный именно для велосипедиста, но куда более практичный в повседневной жизни. В результате в мобильном приложении вы получаете информацию наподобие той, которую выдавал бы профессиональный велокомпьютер.

гибридные умные часы, поддержка Android/iOS, экран OLED, шагомер, пульсометр, время работы: 2 недели, корпус: пластик, браслет: силикон
гибридные умные часы, поддержка Android/iOS, экран AMOLED, шагомер, пульсометр, время работы: 1 неделя, корпус: алюминий, браслет: нейлон
гибридные умные часы, поддержка Android/iOS, экран OLED, шагомер, пульсометр, время работы: 4 недели 2 суток, корпус: сталь, браслет: фторэластомер

На лето к бабушке

Уезжаем с пляжа, сворачиваем по указателю на Строчицы и оказываемся в деревне. Это еще не музейный комплекс, а обычная деревня недалеко от Минска. Здесь не очень хорошие дороги, по которым лениво расхаживают куры. Петух явно чувствует себя хозяином здешних мест, а может, просто выпендривается перед дамами — не хочет сходить с пути. Ладно, у него грудь колесом и хохолок аж пульсирует, а мы и правда не трамвай — объедем.

Здесь симпатичные дома, из небольших окон которых виден сад. У дороги примостилась аутентичная BMW. Без умолку стрекочут кузнечики или их соплеменники.

Здрасьте: а это что такое? Большущая жаба обленилась настолько, что даже не собирается прятаться. Она вяло прикидывается булыжником: авось не заметят, а заметят — ну и пофиг. Им, городским, лишь бы рот на что-нибудь поразевать, а у нее послеобеденный сон на солнышке.

Спускаемся с пригорка, и оно подступает со всех сторон, это чувство. Да, точно: и горка такая же, только велик был куда меньше, и заросли крапивы справа — ох, ноги помнят, как она жжется! Впереди чуть слышно катит воды речушка, а вот и старый мосток из скрипучих досок. Наверняка местные могут рассказать, как в этой речушке когда-то потонул трактор. В любой речушке, большой и малой, когда-нибудь тонул трактор — и ты тоже помнишь это с детства.

Может, солнце засветило так же, или запах травы навеял воспоминания. Давно уже ты не оставался у бабушки на лето, давно не стоял так беззаботно на скрипучем мосту, глядя в воду. Люди стареют, и места стареют, лето уходит. И все же что-то остается, что-то, что однажды всплывает в памяти, окликает внезапно стрекотом кузнечиков в траве, накатывает вдруг, как непрозрачная вода исчезающей в зарослях речушки: вглядывайся — не вглядывайся, а ничего не разглядишь. Что-то, что навсегда осталось на лето у бабушки, не захотело уезжать. И лето осталось с ним.

Строчицы. Деревня с открытки

Солнце указывает на тропинку, ведущую куда-то вверх. Взбираемся одним рывком и оказываемся в другой деревне, ухоженной и красивой, будто на открытке. Огромная, как башня, мельница встречает у входа. Это Строчицы — музей народной архитектуры и быта.

Здесь можно зависнуть надолго, гуляя по деревенским улицам от одной уникальной постройки до другой, вглядываясь в детали, угадывая образы, вспоминая поэтичные обрывки из школьного курса литературы. Во все эти дома можно входить. Найдите также длинноволосого человека в национальном костюме и попросите провести экскурсию — он расскажет много интересного об этих местах и о крае, который — и только его — мы имеем полное право называть своим.

Как нагуляетесь — зайдите в местную корчму. Когда еще удастся в настоящей хате поесть зацiркi (ну или солянки на худой конец) да яечнi з каўбаскамі. Знаем, бабушка готовила вкуснее. Но если вам охота поговорить на эту тему, значит вы не очень-то проголодались. Неужели слишком лениво крутили педали? В следующий раз трудитесь усерднее.

А как поедите, выходите во двор, к людям.

— Што, хiба ты нашага кацейкі спужаўся, а? — смеются женщины на скамейке у хаты.

Кот удивленно смотрит, а затем возвращается к своему занятию — умывается.

Присядьте на другую скамью, вдохните поглубже все это: смех женщин, шелест травы, мяуканье кота. Память подсказывает, что где-то должна промычать корова, а сердитый дед прикрикнет на пса, который вечно лезет под ноги. Это есть в каждом из нас, даже в тех, кто думает, что никогда такого не видел. Это вшито в ДНК, это биологический паспорт и прописка: мы отсюда, из этих мест, с этой земли. Мы знаем, что такое зацiрка и какая колбаса должна быть в яечнi, да и не колбаса вовсе в конце лета, а шкваркi. Мы помним бабушку, которая сидела на такой же скамье у хаты, и как коты всегда терлись о ее ноги, выпрашивая сметаны. А потом эти пройдохи точно так же умывались, сидя на солнце, и удивленно разглядывали чудаковатых прохожих.

Отчего-то память все равно возвращает эти образы, все равно возвращает нас в то лето у бабушки, которое, вопреки всему, так и не закончилось.

Выбор покупателей
28", рама 21", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз дисковый механический
28", рама XS, гибридный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 63 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический
Выбор покупателей
28", рама 18", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano, тормоз дисковый механический, вес 16 кг

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by