Спецпроект

Высший пилотаж: самые яркие обгоны в истории «Формулы-1»

19 875
01 октября 2022 в 8:00
Источник: Василий Колосов. Фото: открытые источники
Спецпроект

Высший пилотаж: самые яркие обгоны в истории «Формулы-1»

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

Первый сезон «Формулы-1» состоялся в далеком 1950 году. За всю 72-летнюю историю чемпионата было проведено уже более 1000 Гран-при, подаривших болельщикам тысячи обгонных маневров. Выбрать из такого огромного количества топ-10 обгонов, назвав их лучшими за все время существования «Формулы-1», пожалуй, невозможно — это вопрос индивидуальный, да и почти в каждом сезоне случаются красивые и эффектные обгоны, достойные внимания публики. И все же есть среди них такие, которые навсегда останутся в истории «королевских автогонок» — по крайней мере, согласно большинству опросов. Перед стартом Гран-при Сингапура, за которым, как обычно, будем следить на VOKA, вспоминаем самые крутые маневры.

Десятку лучших обгонов мы расположили в хронологическом порядке, а какой из них самый красивый и запоминающийся, решать уже вам.

Жиль Вильнев и Рене Арну (Гран-при Франции 1979)

Французский этап 1979 года запомнился не столько победой француза Жана-Пьера Жабуя за рулем Renault, сколько зрелищной борьбой за второе место между его напарником Рене Арну и Жилем Вильневом на Ferrari. Пожалуй, это была самая напряженная дуэль в истории «Формулы-1», от которой невозможно было оторвать взгляд — на последних кругах гонщики шли колесо в колесо даже в поворотах, поочередно обмениваясь позициями, выдавливая друг друга с трассы. В итоге верх в том противостоянии взял любимец Энцо Феррари и кумир болельщиков «Скудерии», которому посвящен наш отдельный материал, — Вильнев в последнем рывке нырнул внутрь одного из поворотов и промчался мимо француза, «привезя» ему на финише ничтожные четверть секунды.

Алан Джонс и Ален Прост (Гран-при Германии 1981)

В гонке на немецком автодроме Хоккенхаймринг в 1981 году действующий чемпион мира австралиец Алан Джонс на Williams в борьбе за лидерство пытался обойти Алена Проста. На длинных прямых Хоккенхаймринга турбодвигатель Renault позволял Просту ехать быстрее, поэтому австралиец на Williams с менее мощным атмосферным мотором Cosworth пытался атаковать в поворотах. В конце концов на 21-м круге он воспользовался шансом опередить Алена на так называемом «Стадионе» — медленном участке трассы в повороте Sachs. Когда Прост обходил на круг своего напарника по команде Рене Арну, Джонс пошел в смелую атаку, протиснул свой Williams между двумя Renault и вышел в лидеры гонки. Однако выиграть ее Алан так и не смог — из-за перебоев в подаче топлива он финишировал на далеком 11-м месте.

Нельсон Пике и Айртон Сенна (Гран-при Венгрии 1986)

Состоявшийся в 1986 году первый Гран-при за «железным занавесом» также подарил один из лучших обгонов в истории «Формулы-1». За победу в дебютной гонке в Венгрии боролись два бразильца и заклятых соперника — Айртон Сенна на Lotus и Нельсон Пике на Williams.

После позднего пит-стопа Сенна оказался впереди Пике — Lotus тогда был медленнее Williams, но Волшебник не собирался сдаваться без боя, тем более что Хунгароринг и без того не располагает к обгонам. Первая попытка обгона у гонщика Williams не удалась, но на 55-м круге Нельсон снова ринулся в атаку на соотечественника, обойдя его по внешнему радиусу в эффектном заносе с заблокированным правым задним колесом. Итог — победа Пике в первом в истории Гран-при Венгрии.

Найджел Мэнселл и Нельсон Пике (Гран-при Великобритании 1987)

В 1987 году пилоты Williams Найджел Мэнселл и Нельсон Пике выступали в своей лиге, разыграв между собой еще и Гран-при Великобритании в легендарном Сильверстоуне. В гонке все у них шло как по маслу — Нельсон лидировал, опережая своего непримиримого соперника на его родной земле.

Разумеется, такой расклад британца не устраивал — в тот день он вел машину так, словно только что ее угнал, и это позволило ему восемь раз побить рекорд круга. На 63-м круге из 65 «Биг Найдж», разогнавшись на прямой Hangar Straight, приблизился к Пике и сместился влево для атаки. Бразилец тут же перекрыл траекторию, но хитрый Британский Лев только этого и ждал — резко «нырнув» вправо, он пронесся мимо Нельсона по внутренней части трассы перед входом в поворот Stowe. Дело сделано — под восторженное ликование зрителей Мэнселл финишировал первым.

Найджел Мэнселл и Герхард Бергер (Гран-при Мексики 1990)

Еще одно подтверждение мастерства Найджела Мэнселла в проведении обгонов — его дуэль с Герхардом Бергером на последних кругах Гран-при Мексики 1990 года на трассе имени братьев Родригес. Австрийский гонщик McLaren на протяжении нескольких кругов успешно сдерживал натиск британца. Чтобы опередить Бергера, Мэнселл решил рискнуть и вплотную подобрался к нему на прямой перед скоростным 180-градусным поворотом Peraltada, после чего ринулся в атаку по внешнему радиусу. Чудом удержав свой Ferrari на коварной дуге, Найджел вышел на второе место, уступив на финише только своему напарнику Алену Просту.

Айртон Сенна (Гран-при Европы 1993)

Гран-при Европы 1993 года, проходивший на британском автодроме в Донингтоне, запомнился блестящим выступлением Айртона Сенны. Старт был дан на залитой дождем трассе, и бразилец, которого не зря называли Человеком дождя, превратил ту гонку в свой сольный спектакль.

На то, чтобы провести четыре молниеносных обгона и возглавить заезд, у Сенны ушло меньше круга. Обогнав Benetton Михаэля Шумахера, уже в третьем повороте Айртон обошел Sauber Карла Вендлингера, а в седьмом — и Williams Дэймона Хилла, после чего бросился в погоню за Аленом Простом. На мокрой трассе трехкратный чемпион даже на своем всемогущем в том сезоне Williams тоже не мог противостоять Сенне — бразилец опередил француза по внутреннему радиусу в шпильке Melbourne и умчался вперед к победе. В той гонке Прост финишировал третьим, отстав от победителя на круг.

Михаэль Шумахер и Жан Алези (Гран-при Европы 1995)

В этой гонке, проходившей на немецком Нюрбургринге 1 октября 1995 года (тогда трасса принимала Гран-при Европы), зрители увидели, быть может, самый лучший обгон в исполнении Михаэля Шумахера. Немец быстро настигал лидировавшего Жана Алези и за пару кругов до конца гонки обошел французского гонщика Ferrari дерзким и точно просчитанным маневром в шикане Veedol, откуда, казалось бы, целым и невредимым мог выйти только один болид. К радости местных болельщиков Михаэль победил в Гран-при, опередив Алези на 2,68 секунды. К слову, Шумахер в том году выступал за Benetton и выиграл свой второй титул, после чего перешел в Ferrari.

Фернандо Алонсо и Михаэль Шумахер (Гран-при Японии 2005)

Дождевая квалификация накануне воскресной гонки на японской трассе Сузука 2005 года перемешала стартовую решетку — Михаэль Шумахер и Фернандо Алонсо оказались за пределами первой десятки. После старта обоим удалось отыграть множество позиций, а на 19-м круге Алонсо на своем Renault начал прессинговать Шумахера в борьбе за пятую позицию. На выходе из поворота Spoon Фернандо набрал максимально возможную скорость и, воспользовавшись слипстримом, обошел Ferrari семикратного чемпиона по внешнему радиусу в повороте 130R — одном из самых опасных в «Формуле-1».

Мика Хаккинен и Михаэль Шумахер (Гран-при Бельгии 2000)

Трасса Спа-Франкоршам, где проходит Гран-при Бельгии, дарит болельщикам множество потрясающих обгонов, но тот, который в 2000 году совершил «летучий» финн Мика Хаккинен, стоит особняком. Некоторые его и по сей день называют «обгоном века».

На последних кругах финн вплотную приблизился к немцу и попробовал атаковать его на длинной прямой Kemmel, но Шумахер жестко «захлопнул калитку». Однако Хаккинен даже и не думал уступать! На 41-м круге оба лидера на этой же прямой настигли Рикардо Зонту: для обгона отстававшего на круг BAR бразильца Михаэль сместился влево, на внешнюю траекторию, Мика же инстинктивно нырнул вправо, и в поворот Les Combes вошел уже первым, возглавив гонку.

Марк Уэббер и Фернандо Алонсо (Гран-при Бельгии 2011)

Говоря о лучших обгонах в «Формуле-1», нельзя не упомянуть и великолепный маневр Марка Уэббера в той же Бельгии 11 годами позже. Австралийский гонщик Red Bull неудачно стартовал в гонке, потеряв несколько позиций, но благодаря раннему пит-стопу смог вернуться к борьбе за лидерство — за несколько кругов до финиша в повороте Eau Rouge («Красная вода») Уэббер по внешней траектории атаковал Фернандо Алонсо в борьбе за вторую позицию.

При этом не все остались в восторге от такого маневра. Так, бывший австрийский гонщик «Формулы-1» Герхард Бергер назвал его «глупым», ведь это могло привести к трагедии — в нижней точке этой трудной и опасной связки гонщики промчались бок о бок на скорости 290 км/ч, едва не соприкоснувшись колесами.

«Формула-1» вместе с VOKA и Onlíner. Сезон-2022

Проходящий на автодроме в Монце Гран-при Италии является домашним этапом для Ferrari, и, естественно, многочисленные тифози желают только одного — победы своей любимой команды. Но в этот раз настроение им испортил всемогущий Макс Ферстаппен, который в текущем году выступает просто безупречно — три недели назад в Монце его Red Bull финишировал впереди Ferrari Шарля Леклера.

Для Макса это уже 5-я победа подряд и 11-я в этом сезоне. На последних кругах нерасторопные маршалы не смогли быстро эвакуировать с трассы остановившийся из-за проблем с мотором McLaren Даниэля Риккардо — в итоге гонщики финишировали за автомобилем безопасности, что вызвало критику в адрес руководства гонки. А недовольные итальянские болельщики и вовсе освистали Ферстаппена.

Особо стоит отметить успешный дебют в Гран-при Италии голландца Ника де Вриза, который в Williams заменял Алекса Элбона, — на далеко не самом быстром болиде он сразу смог финишировать на 9-м месте, заработав пару очков. Выступление Ника в Монце впечатлило многих в паддоке: прошлогодний чемпион «Формулы E» заинтересовал сразу несколько команд «Формулы-1», так что у него есть все шансы выйти на старт чемпионата в следующем сезоне.

Интриги в чемпионате, по сути, больше нет — Ферстаппен, в пятницу отметивший свое 25-летие, может стать двукратным чемпионом уже в это воскресенье на Гран-при Сингапура, за пять этапов до конца сезона. Леклера он опережает на 116 очков, и чтобы гарантировать титул досрочно, Макс должен выиграть гонку и показать лучший круг. Гонщик Ferrari при этом должен финишировать на 8-м месте, а Серхио Перес (у напарника Ферстаппена все еще есть математические шансы на победу в чемпионате) — не попасть на подиум.

Напоследок отметим, что на прошлой неделе Всемирным советом FIA по автоспорту был утвержден календарь на сезон 2023 года, который будет включать рекордные 24 этапа. Среди них и ночная гонка на городской трассе в Лас-Вегасе, которая состоится в ноябре. Стартует сезон 5 марта в Бахрейне, а последняя гонка пройдет 26 ноября в Абу-Даби.


Партнер проекта — VOKA

VOKA — это видеосервис для жадных до всего интересного: все онлайн-кинотеатры и ТВ-каналы в одной подписке «Все включено». Теперь VOKA активно развивается и в спортивном контенте: благодаря партнерству с Setanta Sports, крупнейшим игроком на рынке прав на спортивные трансляции в СНГ, фанаты имеют возможность посмотреть любую прямую трансляцию любимого вида спорта в отличном качестве на любом устройстве — от смартфона до SMART TV.


И все это в рамках подписки «Все включено» доступно к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 14 дней.


Трансляцию гонок «Формулы-1» можно смотреть на VOKA.


Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by

Источник: Василий Колосов. Фото: открытые источники