22 659
18 ноября 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

А вы умеете проезжать кривые перекрестки? Разбор с Красновым

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Давайте будем откровенны: в Минске есть кривые перекрестки. И это не только фигура речи, когда чуть не попал на таком в ДТП и сам себе как бы удивился: «Что ж он такой кривой-то?!» Это почти геометрическое описание: они действительно кривые. Нам привычнее, когда две дороги скрещиваются под прямым углом. Или даже не под прямым — это ладно. Но когда дорог несколько, и все они соединяются как-то неестественно, будто новогодние гирлянды в тройниках за шкафом, — вот тут начинаются проблемы. Разобраться нам поможет Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению.

Один или два? Вопрос от читателя

А началось все с письма читателя в редакцию.

«Хочу попросить разобрать в рубрике с Красновым перекресток улиц Седых и Гамарника с Логойским трактом. Это один кривой перекресток или все-таки два Т-образных? Навигатор считает, что два, так как предлагает повернуть направо и налево. Но при повороте налево, со стороны улицы Седых, многие пересекают двойную сплошную линию разметки или вообще не останавливаются у стоп-линии, хорошо еще, если пешеходов пропустят», — написал нам водитель.

Разбираемся по картам и схемам

Логойский тракт и прилегающие улицы, если кто не знал, для Юрия Краснова родные с детства.

— Действительно, иногда нам встречаются сложные перекрестки, причем я бы выделил два основных типа. Первый — когда дорога в месте пересечения имеет изгиб, второй — когда дороги смещены по оси, причем это самый неудобный вариант, — констатирует преподаватель.

Стоит только взглянуть на карту, и проблема становится наглядной. Вот прямой как стрела Логойский тракт, с одной стороны к нему примыкает улица Седых, с другой — улица Гамарника. Но дороги этих улиц находятся не на одной оси, они смещены по отношению друг к другу метров на двадцать.

— Такие перекрестки, а в Минске их хватает, многие так и называют — кривые. Откуда они берутся? Да просто сначала была одна дорога, потом появилась другая. Затем город разрастается, уплотняется, подводят третью дорогу. Нам бы хотелось, чтобы все они соединились под прямым углом в стандартный, всем понятный перекресток. Ну или хотя бы Х-образный — он чуть хуже, но все еще удобный. Но к этому не всегда удается прийти, — продолжает Краснов.

Не будем вдаваться в подробности, когда к Логойскому тракту вывели улицу Седых, а когда — улицу Гамарника. Просто фиксируем факт: их не вывели в одну точку, и этот момент можно считать рождением кривого перекрестка.

— Можно согласиться с тем, что людям, которые пытаются организовать движение на некоторых участках, действительно порой сложно это делать. И они пытаются применять определенные решения, которые иногда срабатывают не в полной мере или не так, как ожидалось, — рассуждает инструктор по вождению.

— Основная опасность конкретно на этом перекрестке, как и на других таких же, в том, что люди не понимают, как им ехать. И чем больше расстояние между осями дорог, тем сложнее водителям разобраться. А на рассматриваемом перекрестке это расстояние значительное.

Так один или два — что скажет Краснов?

Вернемся к вопросу нашего читателя: один кривой перекресток или два Т-образных?

— Если ориентироваться только на понятие границы перекрестка, то можно сказать, что перед нами их два. Формально пересечение Логойского тракта с улицей Седых и такое же пересечение с улицей Гамарника друг на друга не наслаиваются. Вместе с тем с помощью средств организации дорожного движения можно объединить два таких перекрестка в один. И именно это мы и видим.

Констатируем: в этом месте два перекрестка объединили в один с помощью светофорного объекта, — говорит преподаватель.

Навигатор прав: направо, а потом налево

И вместе с тем навигатор, который указывает водителю путь через этот перекресток, совершенно прав.

— Перекресток со стороны улицы Седых или улицы Гамарника многие проезжают по кратчайшей траектории, то есть по прямой, нарушая при этом требования разметки: они едут через двойную сплошную. По правилам же водитель должен выезжать направо и только потом поворачивать налево, — Краснов рисует на доске замысловатую траекторию.

Все дело в двойной сплошной — разметке 1.3. Она разделяет транспортные потоки противоположных направлений, и ее нельзя пересекать.

— Именно из-за двойной сплошной нужно поворачивать сначала направо вместо того, чтобы ехать прямее, — в общем, выбирать сложную траекторию вместо простой. И как показывает практика, стремление сделать все правильно на этом перекрестке часто приводит к тому, что остальные водители вообще не понимают, что именно ты делаешь, — продолжает наш эксперт.

Краснов знает, о чем говорит. На днях он сам оказался в такой ситуации.

— Я пытался с улицы Седых повернуть налево. Ехал как следует, учитывал разметку. В этот момент люди, которые выезжали на перекресток за мной, стали просто по прямой его проезжать, через сплошную. Ну и в результате всё: я налево повернуть уже не могу — они мне мешают. В этот момент со встречного направления выезжает женщина, которой тоже нужно налево. Она видит мою машину и останавливается — у нее ступор. Она могла бы проехать, место было, но я думаю, что она испугалась, потому что не привыкла к такой ситуации на этом перекрестке, там же все едут как им удобно, а не как правильно. В итоге я застрял, она застряла, остальные едут потоком через двойную сплошную, — рассказал он.

— И чем закончилось?

— Когда все проехали, я повернул налево. А женщина так и стояла, пока я с перекрестка не уехал, и только затем двинулась сама — так я ее напугал.

Что не так с этой линией?

Есть один нюанс, который, возможно, объясняет протяженность двойной сплошной на перекрестке. С Логойского тракта поворота налево, на улицу Седых, нет. Предположим, что разметку оставили достаточно длинной для того, чтобы помочь водителям сориентироваться и чтобы они не пытались выполнять запрещенный маневр.

— И тем не менее, если бы двойная сплошная заканчивалась там, где начинается перекресток, было бы меньше недопонимания. Именно она путает людей. Приходится изворачиваться, чтобы не нарушить требования правил дорожного движения, но одновременно ты сталкиваешься с недопониманием большинства водителей, которые едут так, как привыкли, — настаивает преподаватель.

— Возникла ситуация, когда светофорный объект настроен из расчета, что это один перекресток, а двойная сплошная линия нанесена так, будто перекрестка два.

А почему бы не сделать два полноценных перекрестка?

Выезжаем на место, чтобы воочию увидеть, что происходит на перекрестке в Зеленом Луге. По пути рассуждаем над вопросом, который с самого начала вертится на языке.

— Так может, проще было бы сделать там два полноценных перекрестка? 

— Не получилось бы. Если одному направлению включается зеленый, значит, на другом нужно делать красный. Соответственно, и по Седых, и по Гамарника светофор должен показывать одинаковый сигнал. Тогда нужно рисовать на тракте стоп-линию, но там не хватает расстояния, чтобы уместились все поворачивающие машины, — начинает объяснять Краснов и вдруг осекается. — А вот посмотри, мы будем проезжать пересечение улиц Некрасова, Якуба Коласа и Калинина. Это очень похожий участок — с той лишь разницей, что расстояние между улицами Некрасова и Калинина значительно больше. И вот там два полноценных перекрестка со своими светофорными объектами.

Мы едем как раз в нужном направлении: с улицы Некрасова нам необходимо попасть на улицу Калинина, проехав для этого примерно 50-метровый участок по улице Якуба Коласа. Загорается зеленый, мы сворачиваем с Некрасова налево и вскоре останавливаемся: по улице Якуба Коласа горит красный. Но на участке до перекрестка с улицей Калинина помещается всего несколько машин, остальные длинной дугой выстраиваются от улицы Некрасова, перекрывая проезжую часть вместе с трамвайными путями. Когда на улице Якуба Коласа загорается зеленый, весь этот длинный хвост должен завершить маневр и убраться с перекрестка, чтобы освободить его для других авто. И это повторяется во время каждого светофорного цикла.

Теперь представим, что бы творилось на Логойском тракте при аналогичной организации движения, с той лишь оговоркой, что дистанция между осями двух дорог короче раза в два.

Другой вариант организации дорожного движения — пересечение улицы Комсомольской и проспекта Независимости. Левые повороты с проспекта вообще запрещены, а с Комсомольской (если ехать со стороны улицы Интернациональной) можно либо направо, либо налево, но никак не по прямой, поперек проспекта, в сторону стадиона «Динамо».

Разбор на месте. Вроде прав, но как-то неуютно

Мы добрались до пересечения улиц Седых, Гамарника и Логойского тракта. За рулем Краснов.

— Здесь важно понимать границы перекрестка. И учитывать, что, если ты хочешь повернуть налево, ты должен ехать по такой траектории, по какой ты бы ехал по прямой. Ты уступаешь встречным и потом завершаешь свой маневр. Сложность в том, что когда водители подъезжают с двух сторон, они могут друг другу мешать при повороте, потому что и одному хочется подальше уехать, чтобы попасть, и другому тоже, — рассуждает он.

Водители помнят требование пункта 65.1 ПДД: «При повороте налево транспортное средство должно двигаться как можно ближе к центру перекрестка, если дорожными знаками (горизонтальной дорожной разметкой) не предписан иной порядок движения, при этом поворачивающее налево встречное транспортное средство должно находиться справа».

— На кривых перекрестках выполнить это требование бывает невозможно. И 66-й пункт ПДД предусматривает вариант, когда от требования разъезжаться правыми бортами можно отступить. Правда, в автошколах на этом не акцентируют внимание, и люди приезжают на перекресток без понимания того, как его правильно проехать, — отмечает инструктор.

Для начала проезжаем перекресток со стороны улицы Седых.

— Мне нужно повернуть налево, никакого запрета нет. Тот, кто проезжает здесь впервые, может не понимать, что у него впереди. Он видит проезжую часть Логойского тракта, видит, что там есть какая-то разметка, выезжает, а там двойная сплошная — вот те раз! А я поеду так, как мне действительно положено ехать, — говорит преподаватель и выворачивает руль вправо, проезжает вперед и только затем начинает поворот налево. — А вот смотри: автобус по встречке едет!

Ну а как ему не ехать-то? Краснов бешено вертит рулем и успевает «нарисовать» замысловатый зигзаг на перекрестке, а автобусу так просто не выкрутиться.

Похожая ситуация возникает и при движении со стороны улицы Гамарника. Наш водитель поворачивает направо, и его тут же опережают автомобили, которые едут напрямик, через разделительную линию. И действительно возникает ощущение, будто, во-первых, движение здесь организовано не из одной полосы, а сразу из двух или даже из трех, а во-вторых, что мы едем как-то странно, а все остальные — нормально.

— В том-то и весь фокус, что мы едем как положено, но при этом как бы мешаем всем остальным, потому что остальные едут не как положено, а как проще, — замечает ведущий рубрики.

— Выходит, столько водителей здесь каждый раз нарушают ПДД?

— Я не думаю, что они делают это осознанно. Просто мало кто действительно понимает, как здесь нужно ехать.

— Что же делать?

— Стараться помогать друг другу. Водители должны понимать, что есть сложные участки дороги — кривые перекрестки. Да, они неудобны с точки зрения маневрирования. Нужно взаимодействовать, а не как некоторые любят — подъезжать под нос, дескать, давай, сваливай отсюда. Если вы видите, что на перекрестке кто-то мешает, не нужно сразу думать, что он не умеет ездить. Возможно, человек просто попал в сложную ситуацию, — рекомендует Юрий Краснов.

— И не факт даже, что это он нарушает. Может быть, вы сами не по правилам едете, просто потому, что так привыкли и так удобно. Но удобно — не всегда правильно.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by