Как выйти из заноса на переднем и на заднем приводе? Краснов рассказывает и показывает

02 декабря 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Александр Ружечка

Как выйти из заноса на переднем и на заднем приводе? Краснов рассказывает и показывает

Календарная зима только наступила, но всеми прелестями вождения по снегу мы уже наелись с середины ноября. День жестянщика, кажется, растянулся в этот раз недели на две. Что ни день, то заносы: намеренные и ненамеренные. Что ни видео, обязательно кого-то разворачивает, отбрасывает, сносит куда-то. Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению, тоже мастер дать угла. Но делает он это исключительно в учебных целях: чтобы объяснить, как выйти из заноса, нужно ведь сначала в него войти, прочувствовать все от начала и до конца. Сегодня этим и займемся.

Что происходило на дорогах в последнее время?

Дорога под Минском, скорость автомобиля — 56 км/ч. Что вдруг пошло не так?

Между Полоцком и Новополоцком Renault занесло прямо во встречный Seat. Чудом никто не пострадал.

Причем место-то на этой дороге нехорошее: то и дело кого-то разворачивает. «Все из-за крутого обрыва обочины, к тому же сама обочина со временем разбивается. Машина попадает колесом на неасфальтированное покрытие, укрытое снегом, и отправляется в занос. Аварии в прошлом году случались по несколько раз в день», — рассказывал наш читатель.

Или вот еще одно видео, теперь с гомельской трассы. Едет себе микроавтобус с прицепом. Проходит секунда, и он уже не едет, а скользит куда-то в сторону, через встречную полосу, и опрокидывается. Следом заносит и автора видео.

Шины, автомобиль, навыки водителя — это основа всего

Любой хороший урок начинается с теории у классной доски.

— Я выделяю три основных фактора, которые оказывают непосредственное влияние на безопасность вождения зимой. Во-первых, это шины и их состояние. Многое зависит от того, насколько изначально качественная резина установлена на авто. В этом вопросе экономить нельзя. Это не значит, что обязательно нужно купить покрышки самого дорогого бренда, но даже бюджетные шины должны быть в хорошем состоянии. Следите за износом, не допускайте того, чтобы оказаться в такую погоду с лысыми шинами — это огромный риск, — рекомендует Юрий Краснов.

Некоторые практикуют такой прием: покрышки получше ставят на ведущие колеса, а то, что осталось, — на остальные. Большинство машин на дорогах — с передним приводом, в результате если сзади резина изношенная, то автомобиль очень легко может занести даже в безобидной ситуации.

— Как-то приезжает ко мне зимой знакомая из Бреста. Рассказывает: пока ехали по М1, трижды в кювет улетали. Два раза тихонько, без последствий, а на третий машину пришлось из кювета вытягивать. Я думаю, что ж такое? И автомобиль вроде неплохой, с системой стабилизации. Подхожу, смотрю, а сзади резина лысая, ну то есть совершенно. И люди просто не отдают себе отчета в том, насколько серьезной проблемой это может стать на дороге, — строго говорит преподаватель.

Только что мы упомянули второй фактор безопасности — технические характеристики автомобиля.

— Если машина пустая, то есть без современных систем безопасности, она гораздо легче уходит в занос. Одновременно с этим ее тяжелее из этого заноса вывести. Очень классная штука — ESP, то есть электронная система контроля устойчивости автомобиля, которая применяется во многих современных моделях. Она делает все возможное, чтобы не допустить заноса. И не стоит это недооценивать: любой опытный водитель все равно может создать себе такую ситуацию, с которой не справится. Автоматика в этом отношении — хорошая подстраховка, — уверен Краснов.

Переходим к третьему фактору (возможно, самому важному) — навыкам вождения.

— К сложностям нужно готовиться. Нельзя ездить за рулем автомобиля, не умея этого делать. Это как в любой другой профессии: нельзя же нормально лечить людей и не быть при этом врачом. Конечно, на дороге случается всякое, но чем выше твой уровень как водителя, тем в большей безопасности и ты, и те, кто тебя окружает, будут находиться, — подчеркивает ведущий рубрики. — Вопрос в том, что по-настоящему помогут только реальные тренировки. Вся теория, которую мы сейчас проговариваем, — это здорово, но одна теория не выручит в экстренной ситуации, нужно наработать навыки.

Теория: занос, снос, скольжение

Зимой на скользкой дороге водитель может столкнуться с тремя опасными ситуациями:

  • занос (внезапно уводит в сторону заднюю часть автомобиля);
  • снос передней оси (вдруг перед автомобиля начинает скользить наружу поворота);
  • боковое скольжение (самый опасный вариант — автомобиль летит в сторону и почти не поддается управлению).

— Представим, что машина едет по дуге, на нее действует центробежная сила. Если сила трения колес недостаточная, то будет либо сносить нос, либо заносить заднюю часть, либо весь автомобиль будет уходить в сторону, — Краснов чертит на доске всевозможные траектории.

Примеры типичных заносов мы видели в самом начале. Стандартное зимнее ДТП со сносом передней оси выглядит так: машина поворачивает направо, но почему-то передняя часть не попадает туда, куда было задумано. Ее несет левее, в худшем случае происходит столкновение с автомобилем в другой полосе или даже на встречке.

— Снос или занос, как правило, становятся результатом небольшого превышения скорости. Машину хоть и начинает уводить, но только чуть-чуть. Проблема в том, что многие пугаются и предпринимают такие действия, которые разбалтывают ее еще больше. И в итоге все заканчивается по-настоящему опасным заносом с серьезными последствиями, — поясняет инструктор.

Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению: 

— Чаще не машина уходит в занос, а водитель сам ее туда отправляет. Причем начинается все с малого, но неправильные действия быстро усугубляют ситуацию.

Важнейший навык водителя по Краснову — скоростное вращение рулевого колеса эффективным способом.

— Если водитель этого делать не умеет, шансов выйти из заноса практически нет. Многие слишком неаккуратно работают рулем, а все движения должны быть аккуратными, точными. Мы даже занимаемся на асфальте для развития этого навыка. И когда летом ставишь человеку эту мягкость на асфальте, у него потом зимой не получается машину в занос отправить. Говоришь: ну дерни руля сильнее, а у него рефлекторно получается аккуратное движение, — отмечает преподаватель, демонстрируя на тренажере то, как надо работать рулем.

Боковое скольжение — самое опасное явление.

— Оно происходит тогда, когда скорость сильно превышена. Рулем, газом, ручником можно пытаться изменить положение автомобиля на дороге, но общее движение при этом не меняется — машину несет туда, куда направлена центробежная сила. Водитель оказывается беспомощен, лучше до этого не доводить, — предупреждает собеседник.

Практика. Краснов дает угла

Кто-то донимает жителей Зеленого Луга и шумит по вечерам на парковке возле Expobel. Но это не наш метод. Краснов едет дрифтить там, где это уместно: в Республиканский спортивно-технический центр ДОСААФ, который расположен около могилевской трассы, возле д. Прилесье (Минский район), немного не доезжая до Стаек. И всем советует давать угла только на специальных полигонах и автодромах.

— Мы хотим показать, как не нужно управлять автомобилем и как следует выходить из заноса, если он все-таки случился. Автомобиля у нас два. Первый — белый Renault Lodgy, он оборудован ESP. Другая машина — коричневый Renault Logan Stepway без ESP. Вот и посмотрим, как противозаносная система работает, — потирает руки инструктор.

Начинаем на «Логане», чтобы сразу хапануть адреналина. Что сказать: не разочаровали ни чудо-машина, ни чудо-водитель — хапанули сполна. На заснеженной площадке, состояние которой запросто можно сравнить с нечищенной дорогой в условиях достаточно интенсивного снегопада, хватало буквально единственного нарочито неловкого движения рулем, чтобы автомобиль разворачивало боком и несло. Причем будь это дорога, несло бы первым делом на встречку. Краснов явно получал от этого удовольствие.

— Смотри, я контролирую ситуацию и циклично отправляю машину в занос. Затем добавляю газ — у нас передний привод — и вывожу ее, работая рулем. Это хороший способ прочувствовать, как все происходит, хотя и не стоит забывать, что в реальных условиях скорость будет выше, а ситуация на дороге — куда напряженнее, — говорит преподаватель.

Раз за разом начинается сумасшедшая болтанка — похоже, ничто не мешает кружиться в диком танце по заснеженному полигону на этой машине. В какой-то момент ради эмоций представили, что навстречу едет фура. После этого в автомобиле остался только Краснов — ну его с его заносами.

— Ладно, давай попробуем то же самое на Renault Lodgy, — приглашает он.

Ну а выбора как бы и нет. Садимся. Разгон... И ничего особенного не происходит. Пищит система, машина выравнивается. Как бы бешено Краснов ни вращал рулем, стараясь отправить ее во второй занос, этого не удается сделать.

— Ты видишь, не дает! — почти возмущенно говорит наш водитель. — Она и подтормаживает, и сама плавно направляет нос туда, куда смотрят колеса.

Пробовали много раз. Ни о чем. Вообще без адреналина — никакого сравнения с «пустым» Logan. Поэтому и переплачивают за все эти аббревиатуры.

— Вот тебе и ESP — мешает нормально создавать занос. Ну то есть помогает справляться с опасной ситуацией на дороге, — любопытная оговорочка от инструктора, согласитесь. — Кстати, знаешь, у какой машины мне понравился ESP? У Geely! Я сам обалдел. Ко мне на занятия люди приезжают на разных моделях — очень четко все срабатывает, по ощущениям даже быстрее, чем здесь.

Ну что, в следующем выпуске ждем Юрия на Tugella за такую рекламу?

Почему нельзя тренироваться на настоящей дороге? Два примера из жизни Краснова

— На автодроме мы занимаемся, чтобы наработать навык, который затем нам поможет в экстренной ситуации. Но не нужно эту ситуацию вызывать искусственно, пытаясь повторить все то же самое где-нибудь на городской улице, — предупреждает Юрий Краснов. — Сейчас я расскажу две реальные истории, и вы поймете, почему это важно.

1975 год. Мой отец едет на служебном «Жигуленке» на работу, автомобилей кругом нет, на дороге лежит нетронутый снег. Папа думает: «Ну-ка я попробую...» Машина уходит в занос. А он же никогда ничему такому не учился. Короче, автомобиль несет, контроля над происходящим нет никакого, боком и носом его выносит на обочину через бордюр. У машины разбито колесо, она останавливается, а совсем рядом — столб. Еще чуть-чуть — страшно даже представить.

И 1998 год. Юра Краснов едет на работу. Все то же самое, те же «Жигули», та же мысль: «Ну-ка я попробую...» Раз-два, всё: сначала ты теряешь контроль и только потом понимаешь, что уже ничего не можешь сделать. Меня точно так же вынесло, и точно так же рядом стоял этот столб — я вспомнил в ту секунду папину историю.

Как выводить машину из заноса. Гайд

Передний привод

— Как только пошел занос, нужно сразу же добавлять газ и вытягивать нос машины вперед. Для этого передние колеса направляем туда, куда хотим ехать, — говорит Юрий Краснов. — Повернуть колеса туда, куда надо — с этим рефлекторно все справляются довольно быстро. Проблема в том, что многие не успевают вернуть руль назад, когда это требуется. В результате начинается новый занос, и он опаснее первого.

— И когда же нужно вращать руль обратно?

— Когда машина начинает выходить из заноса, даже чуть раньше... Хотя ну как я об этом скажу? Это надо чувствовать, у разных автомобилей на разном покрытии будет разная динамика: на одном будет быстрее болтать, на другом медленнее. В любом случае как только зарулили, нужно начинать потихоньку возвращать руль, но опять же не делать это слишком быстро.

Газ, кстати, тоже нужно нажимать правильно. Потому что если зажимать слишком сильно, то колеса будут шлифовать поверхность, но не будут грести — толку от этого мало.

— Тут поможет только практика — для этого и надо тренироваться, — указывает инструктор.

Задний привод

— Здесь все классно в плане выхода из заноса: бросаешь газ и начинаешь работать только рулем. Общее правило: как бы ни развернуло машину, колеса всегда должны смотреть в ту сторону, куда мы хотим ехать.

Полный привод

— Полный привод тоже хорош при заносе: гребут обе оси, в результате газ можно не отпускать или даже чуть-чуть добавить. Главное, рулем выводить машину туда, куда нужно.

Снос передней оси

— Если переднюю ось сносит в сторону, на всех типах привода принцип один и тот же — сброс газа. Если ручник в машине механический, можно подыграть им и закинуть заднюю часть туда, куда нужно — это такой специальный прием. Но в современных авто, где электромеханический ручник, ничего этого не сделаешь. Зато ESP должен помочь. Есть и еще один прием: «отруливание» колес, чтобы у них при распрямлении улучшалось сцепление с покрытием дороги. Мы тренируем это на занятиях, но в реальных условиях такое зачастую сделать не получится: нет пространства и времени.


— Так а тормозить когда?

— Чего?! Тормоз ни при заносе, ни при сносе трогать нельзя ни в коем случае! Его можно использовать только потом, когда выровнял машину и хочешь остановиться, чтобы успокоиться, подышать, позвонить там родным.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Сербия
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Россия
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, евроэтикетка: C/E/72 дБ, страна производства: Россия

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Александр Ружечка